Позиция АККОР 28 съезд

Позиция АККОР по актуальным вопросам аграрной политики

 и развитию семейных фермерских хозяйств 

__________________________________________

Малые формы хозяйствования (МФХ) на селе, включающие в себя крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства и малые сельхозорганизации, производят более половины продовольственной продукции страны. 

В период с 2010 по 2015 гг. удельный вес малых форм хозяйствования в валовом производстве зерновых и зернобобовых культур составляет 51%, подсолнечника – 59%, сахарной свеклы – 23%, овощей – 89%, картофеля – 93%. В производстве основных продуктов животноводства за этот период удельный вес данного сектора составляет по мясу скота и птицы на убой в живом весе 37%, из них по крупному рогатому скоту – 76%, молока – 64%, яиц – 26%.

Сейчас численность фермерских хозяйств, вместе с индивидуальными предпринимателями, составляет более 210 тыс. крестьянских хозяйств, а также 17 тыс. микропредприятий. Площадь обрабатываемых фермерами земель за последние 10 лет увеличилась в 1,4 раза и составляет более 42 млн. гектаров. Темпы роста производства в фермерском секторе в 1,7 раза выше, чем по отрасли. 

Фермерство представляет собой перспективную, наиболее динамично развивающуюся часть многоукладного АПК, важнейшую движущую силу возрождения аграрной России.

Снятие преград, тормозящих развитие фермерского уклада, и создание нормальных условий для его деятельности позволят повысить доходы сельского населения, дать мощный стимул росту производства продовольствия, улучшить правовые и экономические условия осуществления деятельности фермера.

Повышение эффективности и объемов государственной поддержки семейных фермерских хозяйств на селе обусловлено вступлением России в ВТО, сложившейся внешнеполитической и экономической обстановкой, а также условиями импортозамещения. Только в этом случае они смогут выдержать конкуренцию с иностранными сельхозпроизводителями, получающими широкую поддержку своих государств. 

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг. должна внести перелом в аграрную политику страны, с целью сохранения и развития сельских территорий, повышения доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечивающей ведение расширенного воспроизводства.

Это особенно важно, так как за период новой российской истории продолжается сокращение числа деревень и сел. По итогам прошедшей в 2010 году переписи, только с 2002 года количество сельских населенных пунктов уменьшилось на 8,5 тыс. Кроме того, выявлено 19,4 тыс. деревень и сел, которые де-юре существуют, но реально в них никто не живет. За последний межпереписной период сельская поселенческая сеть сократилась на 2,2 тыс. (1,4 %) поселений. Идет процесс ее обезлюдения и измельчения. В 54 % сельских поселений численность жителей до 100 человек, а удельный вес сельских населенных пунктов с численностью жителей до 10 человек составляет 23,7 %. Только с 2010 по 2015 годы количество сельских школ сократилось более чем на 45%, больниц – на 22%, клубов и домов культуры - на 10%. Мелкодисперсный характер сельского расселения осложняет социальное обустройство сельских поселений.

Создание благоприятных условий в земельных отношениях, экономической, правовой и социальной сферах придаст импульс развитию всего сельского хозяйства, сельских территорий и позволит активно развиваться фермерству. 

АККОР считает, что изменения аграрной политики, направленные на совершенствование условий функционирования агропромышленного комплекса, развитие семейных фермерских хозяйств и кооперации на селе, должны осуществляться по следующим направлениям.

 

1. Совершенствование общих условий функционирования агропромышленного комплекса.

 

1.1. Рассчитать для различных почвенно-климатических регионов России уровень цен на основные виды сельхозпродукции, необходимый для выхода сельхозтоваропроизводителей на рентабельность не менее 25 %, что позволит вести расширенное воспроизводство. 

1.2. Включить в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» положение о соотношении доли в конечной цене за продукцию, оплачиваемую российским покупателем в цепочке «производитель — переработчик — продавец», определив следующие параметры для основных видов сельскохозяйственной продукции: производитель — 45–50 %, переработка — 35–40 %, торговля — 10–15 %.

1.3. Увеличить финансирование Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг. до суммы, согласованной с ВТО в размере 9 млрд долларов в год, и внести изменения в Федеральный закон о бюджете на текущий год по увеличению финансирования Государственной программы до сумм, согласованных с ВТО. 

1.4. В целях сохранения конкурентоспособности отечественного сельхозтоваропроизводителя в рамках ВТО в ближайшие годы принять меры по снижению ключевой ставки ЦБ РФ, а также по сокращению разрыва между ставками рефинансирования и процентами по выдаваемым кредитам. 

1.5. Сделать госзаказ одним из главных механизмов регулирования сельскохозяйственного производства. Ввести его по трем направлениям: для страны, для области, для муниципальных образований, выделив отдельно экспортную составляющую. 

1.6. В соответствии со статьями 5 и 6 ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» Правительству Российской Федерации установить общие правовые и экономические принципы и положения формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд. Определить гарантированный уровень закупочных цен, обеспечивающий возмещение затрат и получение товаропроизводителем дохода, достаточного для расширенного воспроизводства, с определением объема закупок и поставок по видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на предстоящие пять лет.

1.7. Принять государственные меры по регулированию цен и тарифов по ГСМ, электроэнергии, газу, железнодорожным перевозкам, минеральным удобрениям, установив, что их рост не должен превышать годовой уровень инфляции. 

1.8. Пересмотреть дифференциацию государственной поддержки с учетом особенностей регионов, включая удаленность регионов от основных рынков сбыта, климатических условий, специфики сельскохозяйственного производства как в области растениеводства, так и животноводства. 

1.9. Разработать и применять льготные железнодорожные тарифы на зерно и другие виды сельскохозяйственной продукции.

1.10. Внести изменения и дополнения в Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» следующие положения:

— закупки сельскохозяйственной продукции осуществляются только у сельхозтоваропроизводителей;

— основными экспертами, осуществляющими общественный контроль по проведению процедур закупок в той или иной отрасли, выступают общественные организации, в том числе союзы (ассоциации), представляющие интересы участников в соответствующей отрасли;

— при закупке сельскохозяйственной продукции лоты формируются по принципу одноименности (один лот — одно наименование);

— начальная (максимальная) цена контракта по осуществлению закупок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия определяется расчетным способом посредством использования нормативного метода и в соответствии с ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»;

— если заявка содержит предложение о цене контракта на 25 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, участник, представивший такую заявку, обязан представить расчет предлагаемой цены контракта и ее обоснование, с приложением экспертного заключения организаций общественного контроля в соответствующей отрасли.

1.11. Усовершенствовать механизм исполнения ст. 14 ФЗ «О развитии сельского хозяйства» в части определения минимальных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и проведения государственных закупочных интервенций, обеспечив выделение необходимых денежных средств из бюджета для выполнения законодательных норм.

1.12. Расширить перечень основных видов сельхозпродукции, по которым проводятся интервенционные закупки с определением минимального уровня закупочных цен, и обеспечить торги на повышение.

1.13. Разработать и принять Федеральный закон о натуральной, экологически чистой сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации, предусматривающий порядок ее сертификации и ценообразования.

1.14. Разработать и предпринять комплекс стимулирующих мер по привлечению отечественного сельхозтоваропроизводителя в торговые сети и перерабатывающие предприятия.

1.15. Выработать и применять механизм государственных закупок сельскохозяйственной продукции на складах товаропроизводителей по ценам, обеспечивающим минимальный уровень рентабельности с возможностью обратного выкупа (залоговые закупки).

1.16. Принять экстренные меры по значительному увеличению объемов внесения минеральных удобрений отечественным товаропроизводителем. Ввести экспортную пошлину на минеральные удобрения в размере до 15 %

1.17. Разработать систему ограничений по среднегодовому поголовью на строительство и реконструкцию животноводческих и птицеводческих ферм, соответствующих требованиям экологической, эпидемиологической безопасности и социально-экономической целесообразности. 

В частности, ввести нормативно-правовые ограничения на строительство и реконструкцию свиноводческих ферм и установить максимальный размер фермы — не более 25 000 среднегодового поголовья. 

1.18. С целью увеличения поголовья КРС предусмотреть на федеральном уровне субсидии на их содержание из расчета 10 тыс. руб. в год на 1 корову для всех форм собственности сельхозтоваропроизводителей.

1.19. Объявить выращивание натуральной, экологически чистой сельхозпродукции без ГМО национальным приоритетом. Рассматривать эту позицию как основу обеспечения конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции при вхождении России в ВТО, а также фактор оздоровления и улучшения демографии нации. Обеспечить со стороны государства принятие соответствующих законодательных, организационных, финансово-экономических и политических решений, создающих благоприятные условия по реализации этой задачи. Широко информировать население страны о видах соответствующей сельскохозяйственной продукции, ее достоинствах и производителе.

1.20. Для обеспечения конкурентоспособности российских сельхозтоваропроизводителей, а также для расширения экспорта сельскохозяйственной продукции — снизить введенные пошлины на вывоз рапса, семян подсолнечника, пшеницы и другие виды сельскохозяйственной продукции. 

1.21. Обеспечить выделение из федерального бюджета средств на финансирование Программы обновления парка сельскохозяйственной техники, необходимых для субсидирования 35 % затрат от стоимости трактора, комбайна и основных сельскохозяйственных машин. Докапитализировать в 2017 году АО «Росагролизинг» в целях увеличения объемов финансирования программы обновления техники и обеспечения убойными цехами малой мощности сельхозтоваропроизводителей и сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

1.22. Установить единые правила для агростраховщиков с целью формирования единой системы страхования.

1.23. В целях стабилизации производства сельскохозяйственной продукции, защиты национальных интересов и безопасности страны принять закон о продовольственной безопасности РФ.

1.24. Решить вопрос строительства элеваторов на условиях частно-государственного партнерства с целью использования их для приемки и хранения зерна для государственных нужд и создания необходимых государственных резервов зерна.

1.25. Построить морской зерновой терминал на Дальнем Востоке.

1.26. Провести независимый анализ нормативно-правовых актов РФ, субъектов РФ, устанавливающих излишние административные барьеры для малых форм хозяйствования такими инстанциями, как Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Ростехнадзор, Ространснадзор и др. Рекомендовать органам власти субъектов РФ, а также уполномоченным региональным контрольно-надзорным органам внести соответствующие изменения в нормативно-правовые акты, пересмотреть соответствующие порядки и инструкции.

1.27. Внести изменения в нормативные правовые акты РФ, субъектов РФ, касающиеся перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ, а также движению транспортных средств по дорогам РФ, предусматривающих смягчение установленного порядка перевозки и движения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

1.28. Провести реструктуризацию задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших от засухи в последние годы, на десять лет.

1.29. Разработать ветеринарно-санитарные правила содержания сельскохозяйственных животных и птицы отдельно для малых и крупных сельхозорганизаций в соответствии с принятыми в ЕС стандартами. Указанные нормы должны быть ориентированы не только на запрещающие, но и превентивные меры, которые в первую очередь должны проводиться за государственный счет.

1.30. Снизить НДС на продукцию пчеловодства, ягодных, в том числе бахчевых культур, как сельскохозяйственную продукцию с 18 до 10 %.

1.31. Зачислить в состав затрат фермерских хозяйств, работающих по ЕСХН, суммы платежей, израсходованных на погашение кредитов.

1.32. Внести изменения в Налоговый кодекс РФ в ч. 2. ст. 346.2 и ФЗ «О развитии сельского хозяйства» ч. 1 ст. 3 в части снижения доли реализации товаров (работ, услуг) от указанной в ст. 3 деятельности, с 70 до 50 %, для признания сельскохозяйственным товаропроизводителем.

1.33. Внести изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в части исключения проведения проверок в период посевной и уборочной кампаний в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей. Перенаправить усилия службы по контролю за использованием земли с действующих фермерских хозяйств на собственников земли, не использующих ее по прямому назначению.

1.34. Федеральной антимонопольной службе регулярно осуществлять эффективный контроль за обоснованностью ценообразования поставляемых в АПК продуктов естественных монополий, в том числе осуществление контроля себестоимости производимой продукции.

1.35. Законодательно установить и вменить в обязанность государственным органам выдавать разрешения для проезда негабаритной техники на дорогах общего пользования сроком на 1 год на неограниченное число поездок. И выдавать данное разрешение в районном центре, а не в областном.

1.36. Совместно с Департаментом лесного фонда проработать вопрос по продаже древесины фермерам для производственных нужд без проведения аукциона.

1.37. Восстановить единую Федеральную ветеринарную службу.

1.38. Уточнить положения Федерального закона «О племенном животноводстве», касающиеся возможности осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, в том числе ведущими деятельность без образования юридического лица заниматься племенным животноводством.

1.39. Отложить до 31 декабря 2018 года вступление в силу требования об убое скота на специализированных бойнях.

1.40. Не допустить включения в план приватизации компаний с государственным участием: АО «Россельхозбанк», АО «Росагролизинг», являющихся основными финансовыми институтами АПК.

1.41. Отменить акцизы на бензин и дизтопливо для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

1.42. Внести изменения в ОКВЭД, в части отнесения деятельности по производству биогумуса и других органических удобрений к органическому производству по деятельности в сфере сельского хозяйства, а не к химическому производству.

1.43. Внести изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. №1291 (ред. от 11.12.2015 г.) «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 г. №81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», в части значительного снижения коэффициентов расчета суммы утилизационного сбора для сельскохозяйственной техники.

1.44. Внести изменения в соответствующие нормативно правовые акты, предусмотривающие возможность в целях повышения доходности предоставлять в аренду или в собственность КФХ земельные участки, занятые лесами, а также не допускающие перераспределение земель сельскохозяйственного назначения,  занятых лесами, исключив их возможный перевод в земли лесного фонда.

1.45. Внести изменения в Приказ Минсельхоза России от 24.07.2015 г. №318 «Об утверждении Порядка конкурсного отбора инвестиционных проектов, направленных на строительство и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса, реализуемых на территории субъектов Российской Федерации», предусматроивающие значительное снижение требований, предъявляемых к субъектам по инвестиционному проекту. В частности, в разделе 4 необходимо снизить параметры в отношении картофелехранилищ, овощехранилищ, плодохранилищ по площади заложенного сада, мощности единовременного хранения, по площади тепличных комплексов. Соответственно необходимо снизить параметры объемов производства по перечисленным культурам, критерии по животноводческим комплексам и оптово-распределительным центрам, в частности: 

В отношении плодохранилищ

п.4.1.1. наличие заложенного собственного (арендуемого) сада -  «не менее 10 га» заменить на «не менее 3 га»;

п.4.1.3. мощность единовременного хранения - «не менее 500 тонн» заменить на «не менее 100 тонн»;

В отношении картофелехранилищ и овощехранилищ

п.4.2.1. наличие площадей под картофелем - «не менее 50 га» заменить на «не менее 20 га»;

п.4.2.2. объем производства картофеля за год - «не менее 1000 тонн» заменить на «не менее 500 тонн»;

п.4.2.3. наличие площадей под овощными культурами - «не менее 50 га» заменить на «не менее 10 га»;

п.4.2.4. объем производства овощных культур за год - «не менее 2000 тонн» заменить на «не менее 500 тонн»;

п.4.2.6. мощность единовременного хранения - «не менее 1000 тонн» заменить на «не менее 300 тонн»;

В отношении тепличных комплексов

п.4.3.1. минимальная площадь - «не менее 3 га» заменить на «не менее 1 га»;

В отношении молочных ферм

п.4.4.1. в части создания – численность коров: абзац 1 «400 и более» заменить на «50 и более»;

п.4.4.1. для районов Крайнего Севера, численность коров - абзац 2 «100 и более» заменить на «25 и более»;

п.4.4.2. в части модернизации – численность - абзац 1 «200 и более» заменить на «50 и более»;

п.4.4.2. для районов Крайнего Севера, численность - абзац 2 «100 и более» заменить на «25 и более»;

В отношении селекционно-семеноводческих центров

п.4.9.1. для базового центра семеноводства картофеля «40-50» заменить на «10 и более» микрорастений in-vitro, «250-300» заменить на «50 и более» миниклубней,  «70-80» заменить на «25 и более» 1 поколения из миниклубней, «500-600» заменить на «200 и более» супер-супер элиты;

п.4.9.2. для семеноводческого центра элитного семеноводства картофеля «не менее 500 тонн» заменить на «не менее 200 тонн» суперэлиты, «не менее 2тыс. тонн» заменить на «не менее 1000 тонн» элиты;

п.4.9.3. по созданию сортов картофеля и производству оригинальных и элитных семян картофеля - «2-10 тыс. тонн» заменить на «1 тыс. тонн и более»;

п.4.9.4. по производству семян родительских форм гибридов кукурузы - «200-250 тонн» заменить на «25 тонн и более»;

п.4.9.10. по производству семян овощных культур «5-50 тонн» заменить на «0,5 тонн и более»;

в отношении создания оптово-распределительных центров

п.4.11.1.1. мощность единовременного хранения «не менее 30 000 тонн» заменить на «не менее 5 000 тонн».

2. Устойчивое развитие сельских территорий.

 

2.1. Изменить в Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» основные показатели и ожидаемые результаты ее реализации к 2020 году:

— средний уровень зарплаты в сельскохозяйственном производстве — 100 % от средней по стране;

— уровень газификации домов (квартир) в сельской местности сетевым газом — 95 %, с учетом возможностей использования сжиженного природного газа – 100%. Исходя, из этих уровней, скорректировать ввод в действие газовых сетей, водопроводов. Обязать региональные власти разработать программы строительства и ввода объектов газового хозяйства с использованием сжиженного природного газа в сельских населенных пунктах, куда сетевой газ не планируется проводить в ближайшие 10 лет;

— обеспеченность сельского населения питьевой водой, соответствующей стандартам, — 100 %;

— удельный вес сельского жилищного фонда, оборудованного всеми видами благоустройства, включая автономные системы жизнеобеспечения, — 70 %.

Исходя из этих уровней, скорректировать ввод в действие газовых сетей, водопроводов. Увеличить объемы ввода в строй общеобразовательных школ, детских садов, фельдшерско-акушерских пунктов, учреждений культуры с целью полного обеспечения сельских жителей этими услугами.

Обеспечить выделение финансовых средств федерального и региональных бюджетов под эти целевые показатели.

2.2. Выделять отдельной строкой средства на развитие сельских территорий в рамках действующих государственных и ведомственных целевых программ образования, медицинского обеспечения, культуры, дорожного строительства и других, в размере не менее 30%.

2.3. Запретить закрытие в селах малокомплектных школ. Нет школы, не будет и деревни.

2.4. Предусмотреть ежегодное выделение отдельной строкой средств на строительство автомобильных дорог в сельской местности по линии Федерального дорожного фонда в объеме не меньшем, чем сумма уплачиваемых топливными компаниями акцизов за ГСМ, реализуемые сельским жителям и сельхозтоваропроизводителям.

2.5. Усовершенствовать механизм передачи на уровень нижестоящих бюджетов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов. На уровне сельских поселений должно оставаться 50 % поступлений от налога на доходы физических лиц и значительная часть других налогов и поступлений.

Внести изменения в Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в части закрепления НДФЛ в число источников доходов местных бюджетов.

2.6. Увеличить объемы субсидирования сельхозтоваропроизводителей и граждан, осуществляющих строительство жилья в сельской местности.

2.7. Сокращать сумму выплат по кредитам на жилье за счет государственных средств сельским семьям на 25 % при рождении первого ребенка, на 50 % — при рождении второго и на 100 % — при рождении третьего.

2.8. Выделить дополнительные средства в уставной капитал ОАО «Росагролизинг» на реализацию программы по строительству жилья в лизинг для сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая фермеров.

2.9. Внести поправки в нормативно-правовые акты Российской Федерации, предусматривающие возможность присвоения имен фермеров, возрождающих села и хутора, названиям таких населенных пунктов.

2.10. Пересмотреть целевые показатели Стратегии устойчивого развития сельских территорий на период до 2030 года в части увеличения прогнозируемой численности сельского населения до 40 млн. человек, восстановления количества сельских населенных пунктов до 155 тысяч, увеличения занятости сельского населения до 80% за счет стимулирования увеличения количества фермерских хозяйств до 1,2 млн.

2.11. Включить в критерии оценки губернаторов – показатели по динамике количества сельских жителей, проживающих в субъектах РФ, количества сельских населенных пунктов,  количества субъектов малого предпринимательства, охвату малых форм хозяйствования сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, динамику доходов и уровня заработной платы сельских жителей.

 

 

3. В области совершенствования земельных отношений.

 

3.1. Необходимо выработать новую земельную политику, которая обеспечит крестьян землей и даст новый импульс развитию отрасли и обустройству сельских территорий.

3.2. Законодательно защитить право собственности крестьян на землю. Создать механизм противодействия любым попыткам лишения крестьян земельных участков. Оградить КФХ от рейдерских захватов земли.

3.3. Принять проект федерального закона № 560283-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», касающийся обязанности собственников земель сельскохозяйственного назначения — юридических лиц, раскрывать информацию о конечных бенефициарах (учредителях, акционерах и т.д.) — физических лицах, а также ограничения площади одного землевладения в пределах одного муниципального района максимальным размером, равным не более чем 10 % общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории.

3.4. Максимально приблизить кадастровую стоимость земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения к текущей рыночной стоимости, в регионах, где она значительно превышает рыночную. 

3.5. Разграничить земли, находящиеся в федеральной, региональной и муниципальной собственности, и разделить полномочия между ними при проведении межевания, кадастрового учета и регистрации земель.

3.6. Разделить полномочия между федеральными, региональными и муниципальными органами при проведении межевания, кадастрового учета и регистрации земель.

3.7. Предусмотреть в законодательстве право фермеров бесплатно переоформлять  в собственность земельные участки, находящиеся в пожизненном наследуемом владении.

3.8. Ускорить принятие проекта федерального закона №1009633-6 «О внесении изменений в статью 394 Налогового кодекса Российской Федерации», в части установления прогрессивного земельного налога на неиспользуемые земли.

3.9. Упростить и удешевить процедуру межевания, кадастровой оценки и регистрации земельных участков. Разработать порядок оформления земель сельскохозяйственного назначения по принципу «одного окна» и в срок не более 3 месяцев со дня подачи заявления.

3.10. Внести в законодательные акты Российской Федерации дополнения, разрешающие строительство жилых домов фермерским хозяйствам для членов КФХ на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в их собственности.

3.11. Внести изменения в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, в части выделения в подпрограмме «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и государственной реализации продукции растениеводства» мероприятия по субсидированию затрат сельхозтоваропроизводителей по освоению и вводу в оборот земель, выбывших из сельскохозяйственного оборота (залежных земель).

3.12. Обеспечить размещение на сайтах местных региональных и муниципальных органов власти информацию об имеющихся земельных участках, доступных для пользования и выкупа.

3.13. Предложить Правительству РФ рассмотреть вопрос о создании государственного комитета по земельной политике и управлению земельными ресурсами для профессиональной реализации единой и ориентированной на решение общественных интересов земельной политики.

3.14. Внести изменения в нормативно-правовые акты Российской Федерации в части внесения информации о правах на землю, возникших до 1998 года в ЕГРП на основе только документов, подтверждающих права на землю с пометкой о точности описания границ, при отсутствии оспаривания такого права.

3.15. Предложить Правительству РФ ввести разные стандарты описания границ участков – на основе электронных карт (по участкам, имеющим естественные или искусственные границы), имеющегося картографического материала с уточнением координат характерных точек на основе данных доступного GPS-прибора, которые будут уточнены по мере необходимости передачи участка в залог и для других нужд фермера и т.д. Разрешить сделки с ранее сформированными участками, границы которых не уточнены при межевании, если стороны сделки согласны с рисками, возникающими в отношении таких участков.

3.16. Для облегчения доступа к государственной земле и предотвращения концентрации в отдельных руках, перехода в руки лиц, не занятых сельскохозяйственным производством, предложить Правительству РФ рассмотреть вопрос об отказе в продаже государственной земли без этапа аренды. Для этого, на первом этапе целесообразно, опираясь на международный опыт, проводить конкурс на аренду участка, передавая победителю — представившему самый интересный проект — право аренды по среднерыночным ценам. Цена продажи добросовестному арендатору устанавливается в зависимости от потенциальной прибыльности ведения сельскохозяйственной деятельности на участке.

3.17. Перенести обязанность по подготовке участков для продажи и аренды с потенциального собственника и арендатора на соответствующего государственного собственника. Считаем целесообразным формировать участки с учетом обеспечения доступа к ним разных по размеру сельхозпроизводителей, ограничивать площадь, которая может быть единовременно продана из государственной собственности как по территории в целом, так и одному лицу.

3.18. В рамках поддержки малых форм хозяйствования усовершенствовать механизм единого сельскохозяйственного налога — оставить право сельхозпроизводителя оставаться неплательщиком НДС, но дать право выставлять в счете-фактуре цену продажи с учетом суммы НДС для потребителя сельскохозяйственной продукции.

3.19. Внести изменения в Земельный кодекс РФ, предусматривающие предоставление в аренду земельных участков из сельскохозяйственных земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности крестьянским фермерским хозяйствам без проведения торгов, а также установление преимущественного права предоставления земельных участков сельхозтоваропроизводителям, работающим в той местности, где этот участок расположен.

3.20. Внести изменения в Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», в части ограничения предельного размера арендной платы за использование земельных участков в процентах от кадастровой стоимости с учетом региональных коэффициентов

 

4. В области урегулирования правового статуса КФХ.

 

4.1. Внести следующие поправки в ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»:

— определить содержание и понятие КФХ — юридического лица;

— определить существенные признаки КФХ и ЛПХ;

— определить характерные признаки семейного КФХ;

— законодательно закрепить ответственность индивидуального предпринимателя — главы КФХ по всем обязательствам хозяйства только имуществом КФХ;

— ввести понятие «единый имущественно-хозяйственный комплекс», представляющий имущество КФХ, с предоставлением права передачи собственности на такой комплекс индивидуального предпринимателя — главы КФХ его правоприемникам.

4.2. Обеспечить равные возможности для осуществления деятельности КФХ — юридического лица и КФХ без образования юридического лица, для этого включить индивидуального предпринимателя — главу КФХ в список имеющих право на получение государственных гарантий, указанный в статье 117 Бюджетного кодекса РФ.

4.3. Внести в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отдельную главу о порядке государственной регистрации КФХ, в которой записать следующие положения и правила: 

— государственной регистрации подлежит не один глава КФХ, как это предусмотрено сейчас, а само фермерское хозяйство, включая всех его членов, имущество КФХ и прочее;

— при государственной регистрации КФХ подаются полные сведения обо всем хозяйстве и его членах, имуществе КФХ, а не только об одном главе КФХ; 

— порядок ведения самостоятельного государственного реестра для всех КФХ, независимо от их юридического статуса.

Предлагается также изменить название данного закона на новое: «О государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей».

4.4. Законодательно приравнять фермерские поселения, в которых проживает хотя бы одна семья, к населенному пункту (хутору и т.п.) и закрепить понятие хуторского хозяйства.

4.5. Законодательно определить границы между личным подсобным хозяйством и крестьянским (фермерским) хозяйством, для чего предусмотреть в ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» дополнительные ограничения, помимо размера земельного участка, критерий доходности на каждого члена семьи, ведущей ЛПХ, — не более годового МРОТ, а также по количеству КРС — не более 5 условных единиц скота. При превышении одного из критериев граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, должны зарегистрироваться в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства или другой организационно-правовой форме сельскохозяйственного товаропроизводителя.

4.6. Внести изменения в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предоставляющие собственникам, наряду с конкурсным управляющим, возможность реализации имущества с целью установления более выгодной цены реализации.

 

5. В области совершенствования господдержки КФХ и других МФХ.

 

5.1. Выровнять пропорции в распределении бюджетной финансовой поддержки между сельхозорганизациями и малыми формами хозяйствования с учетом необходимости расширения доли семейных фермерских хозяйств и выделить на развитие фермерских и других малых форм хозяйствования на селе не менее 30 % средств, предусмотренных в Государственной программе до 2020 года.

5.2. Скорректировать Государственную программу в части поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, увеличив размер поддержки к 2020 году — до 6 тыс. руб./га.

5.3. Включить сельское хозяйство в число приоритетных направлений оказания господдержки в рамках Программы поддержки малого предпринимательства, реализуемой Минэкономразвития РФ, с выделением квоты не менее 30 % от общей суммы. Изменить порядок предоставления средств в данной Программе в сторону увеличения возможностей для МФХ на селе.

5.4. Увеличить размеры средств господдержки на страховые цели в федеральном и региональных бюджетах.

5.5. Упростить и удешевить процедуру согласования проектов по строительству производственных помещений для МФХ в Росэкспертизе.

5.6. Субсидировать до 50 % затрат малых форм хозяйствования на проектирование, согласование и разрешение на строительство и реконструкцию сельскохозяйственных объектов.

5.7. Снизить социальные налоги и распространить понижение тарифов страховых взносов для КФХ, СХПК — плательщиков страховых взносов по наемным работникам на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхования.

5.8. Внести понятие «сельхозтоваропроизводитель» в «Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года №442, а также «Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. №861, с целью предоставления льготных тарифов, как для населения, имеющего особые правила, условия и льготы при потреблении электроэнергии. Исключить из технических условий плату за подключение мощностей.

5.9. Создать на базе фонда «Российский фермер» Гарантийный фонд по развитию малых форм хозяйствования на селе и выделить ему средства из федерального бюджета.

5.10. Включить в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг. меры по стимулированию закупок сельхозпродукции перерабатывающими предприятиями у МФХ и заключения с последними соответствующих контрактов на производство сельхозпродукции, поставку ресурсов и услуг, приобретение готовой продукции.

5.11. Увеличить объемы средств, направляемых из федерального бюджета на реализацию ведомственных целевых программ «Начинающий фермер» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе КФХ», до 10 млрд рублей.

5.12. Ввести упрощенные процедуры согласований на проектирование, строительство и эксплуатацию тепловых газовых установок, используемых в производстве сельскохозяйственной продукции.

5.13. Ввести льготные тарифы на газ при сушке зерна с июля по ноябрь.

5.14. Внести изменения в Постановление Правительства РФ от 27.08.2013 г. №742 о включении фермеров в число получателей субсидий, предусмотренных данным Постановлением.

5.15. Исключить налогообложение государственной поддержки (субсидий), выделяемой из бюджетов всех уровней, на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей всех организационно-правовых форм.

5.16. Включить в государственную программу мероприятие по оказанию поддержки фермерам и другим сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим деятельность на высокогорных пастбищах.

5.17. Установить трехлетний срок субсидирования пролонгированных кредитов на проведение сезонных работ в субъектах, в которых вводился режим ЧС, начиная с 2014 года.

5.18. Определить несвязанную поддержку на гектар, как основной вид поддержки, значительно увеличить объем финансирования и определить на федеральном уровне исчерпывающий перечень документов, представляемых сельхозтоваропроизводителем для получения данной поддержки, ограничив его двумя документами: заявление и справка-расчет.

5.19. Распространить субсидирование расходов по реализации инвестиционных проектов на реконструкцию существующих объектов.

5.20. Выделить средства государственной поддержки на субсидирование расходов сельльхозтоваропроизводителей по диагностике и ликвидации лейкоза,  включая затраты на лабораторные исследования. Предусмотреть государственную поддержку сельхозпроизводителей, осуществляющих замену неблагополучного поголовья на здоровое.

5.21. Предусмотреть выделение отдельного направления государственной поддержки в рамках подпрограммы Поддержка малых форм хозяйствования, предполагающего поддержку фермеров, осуществляющих процесс интеграции и кооперации ЛПХ в части их производственно-хозяйственного обслуживания в размере 50 000 рублей.

5.22. Разработать механизмы доведения государственной поддержки до ЛПХ через сельскохозяйственные потребительские кооперативы, членами которых они являются.

В сфере поддержки начинающих КФХ

5.23. Освободить хозяйства от налогов на 5 лет, за исключением оплаты земельного налога.

5.24. Увеличить субсидии на оформление земельных участков в собственность КФХ до среднего по региону уровня фактических затрат.

5.25. Предусмотреть субсидирование кредитов, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям на выкуп земель сельхозназначения на срок до 25 лет.

5.26. Выделять на строительство жилья субсидии в размере 1 млн рублей.

5.27. Закрепить законодательно стимулы для перехода ЛПХ в КФХ. Для стимулирования регистрации товарных личных подсобных хозяйств в фермерские хозяйства внести изменения в соответствующие законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся введения патентной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей — глав крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих годовую выручку менее 1 млн. руб.

5.28. Внести изменения в Правила предоставления субсидий на поддержку начинающего фермера, в части увеличения срока существования фермерского хозяйства с 2 до 3 лет, а также по снятию требования по организации рабочих мест. 

В несельскохозяйственной сфере

В целях повышения уровня занятости и доходов сельского населения:

5.29. Расширить виды ресурсной поддержки малых форм хозяйствования в несельскохозяйственной сфере (гранты, целевые субсидии, займы, товарные инвестиции и др.), а также формы залогового обеспечения предоставления кредитов, в том числе с субсидированием процентной ставки.

5.30. Включить сельский туризм, ремесленничество и другие виды несельскохозяйственной предпринимательской деятельности на селе (сдача жилья в наем, предоставление транспортных, экскурсионных, бытовых, других услуг и работ) в перечень видов деятельности и услуг, имеющих право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента.

5.31. Снять ограничения по людности сельских поселений, в которых граждане, ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство, могут получить субсидии на возмещение процентной ставки по кредитам.

5.32. Увеличить объемы финансирования на эти цели.

Решение социальных проблем крестьянских (фермерских) хозяйств

5.33. Включить в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов профессию «глава КФХ» и «член КФХ». 

5.34. Включить в общий трудовой стаж период работы главы и членов крестьянских (фермерских) хозяйств с 1991 по 2001 годы по записям в трудовых книжках при отсутствии перечисления страховых взносов в Пенсионный фонд. 

5.35. Установить в сфере сельского хозяйства льготный период выхода на пенсию работников сельского хозяйства, отработавших 30 лет.

5.36. Установить для работников малых форм хозяйствования на селе льготы на газо-, водоснабжение, приравнивая их к сельским учителям.

5.37. Приравнять общественную награду АККОР — медаль «Заслуженный фермер» к ведомственным наградам Министерства сельского хозяйства РФ.

 

6. Поддержка МФХ субъектами Российской Федерации.

 

Рекомендовать органам власти субъектов Российской Федерации:

6.1. Предусмотреть в бюджетах субъектов РФ увеличение доли господдержки МФХ, приведя ее в соответствие с их вкладом в производство сельскохозяйственной продукции, площадью обрабатываемых земель и занятых в этом секторе работников.

6.2. Предусмотреть в бюджетах субъектов РФ финансирование МФХ, включая сельскохозяйственную кооперацию, отдельной строкой.

6.3. Осуществить разработку региональных программ по развитию МФХ на селе, предусмотрев стимулирование развития сельскохозяйственной потребительской кооперации.

6.4. Привести в соответствие с федеральным законодательством нормативно-правовые акты субъектов РФ, регулирующие деятельность МФХ на селе, включая налогообложение, кредитование, субсидирование, страхование и др.

6.5. Снизить выкупную цену земельного участка в собственность, сельхозтоваропроизводителям, осуществляющим деятельность более 3 лет, до 2 % от кадастровой стоимости.

6.6. Регулярно направлять заявки на участие в Программе поддержки малого предпринимательства Минэкономразвития России, касающиеся деятельности МФХ на селе.

6.7. Обеспечить условия деятельности Федерального агентства кредитных гарантий с региональными и муниципальными гарантийными и залоговыми фондами в части их доступности для КФХ, СХПК и других МФХ на селе, региональных и муниципальных гарантийных и залоговых фондов в части их доступности для МФХ на селе.

6.8. Расширить количество предоставляемых гарантий для МФХ и увеличение их сумм.

6.9. Стимулировать организацию рынков выходного дня.

6.10. Разработать Дорожную карту «Развитие малых форм хозяйствования до 2020 года» и внести соответствующие изменения в Государственную программу.

 

7. В области развития сельскохозяйственной потребительской кооперации.

 

7.1. Считать основной целью сельскохозяйственной кооперации обеспечение условий для эффективной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей путём их объединения в сельскохозяйственные кооперативы,  способные вытеснить коммерческие структуры с рынка сырья, продовольствия и оказания услуг различным формам хозяйствования.

7.2. Минсельхозу России рассмотреть вопрос о внесении изменений в правила предоставления грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам (далее – СПоК) в части:

• распространения грантовой поддержки на все направления деятельности и виды сельскохозяйственных кооперативов;

• распространения мер поддержки на сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы как отдельное направление кооперации, решающие проблемы заимствования для малых форм хозяйствования;

• изменения соотношения предоставляемых грантов на развитие материально-технической базы, предусмотрев выделение за счет федерального и регионального бюджетов 80% объема средств и за счет собственных средств получателя – 20%;

• увеличения сроков освоения гранта до 24 месяцев;

• исключения обязанности по созданию новых рабочих мест, в первый год реализации гранта;

•    включения в перечень затрат, финансируемых за счет гранта, расходов на подключение кооперативных объектов к инженерной инфраструктуре, по уплате первоначального взноса по договорам лизинга, строительство или модернизацию подъездных путей к кооперативным объектам;

• проведения в регионах общественной экспертизы АККОР и ревизионными союзами по проектам, до их рассмотрения региональной комиссией;

обязательного участия в региональных конкурсных комиссиях представителей ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов.

7.3. Минсельхозу России разработать новые стимулирующие механизмы и меры государственной поддержки СПоК, включая:

• субсидии на 1 кг приобретенного и переработанного молока и на голову скота, произведенного в КФХ и ЛПХ – членах кооператива, а также на закупку скота;

• поддержку вновь создаваемых кооперативов;

• государственную поддержку институтов и инфраструктуры развития кооперативной системы, в т.ч. информационно-консультационной сети, специализированных центров подготовки и повышения квалификации кооперативных кадров, Фонда развития сельской кредитной кооперации и других фондов, а также на приобретение программно-аппаратных средств;

• создание отраслевой системы гарантирования вкладов населения в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах;

• разработку типовых проектов с заключением государственной экспертизы;

• субсидирование стоимости организации пунктов искусственного осеменения при СПоК.

7.4. Предоставить сельскохозяйственным потребительским кооперативам бюджетные средства на приобретение оборудования и инженерное обустройство (подведение электричества, воды, газа, установку связи и др.), а также на развитие основной деятельности на условиях совместного финансирования по принципу: на 1 рубль членов кооператива — 1 рубль федерального бюджета.

7.5. Внести в Налоговый кодекс РФ и региональные законодательные акты изменения, освобождающие сельскохозяйственные потребительские кооперативы от уплаты налогов на прибыль и на имущество.

7.6. Выделять вновь создаваемым сельскохозяйственным потребительским кооперативам гранты в размере до 10 млн рублей на конкурсной основе. 

7.7. Выделить Фонду развития сельской кредитной кооперации бюджетные средства для реализации программ по кредитованию сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

7.8. Создавать и развивать сеть сельскохозяйственных кооперативных рынков КФХ и других МФХ.

7.9. Разработать нормативные правовые документы по передаче государственными и муниципальными органами сельскохозяйственным потребительским кооперативам государственных предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. 

7.10. Распространить меры господдержки по субсидированию кредитных ставок на кредиты для КФХ, ЛПХ и других МФХ, которые выдаются сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами за счет паев членов кооперативов и формируемых из привлеченных средств.

7.11. Разработать и ввести в действие специальный режим налогообложения членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов и самих кооперативов, исключающий двойное налогообложение. При продаже продукции пайщиков, работающих без НДС, кооператив должен платить НДС только с добавленной стоимости, а не со всей цены реализации. 

7.12. Предусмотреть в качестве государственной поддержки возмещение кредитным кооперативам части затрат, связанных с оплатой за предоставление гарантий, поручительств и залогового обеспечения для привлечения ресурсов на пополнение фонда финансовой взаимопомощи. 

7.13. Внести изменение в Госпрограмму в части реализации мероприятий по ОРЦ, предполагающее постановку в качестве приоритетной задачи создания низовых сельских, районных ОРЦ, в том числе и на базе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которые будут вплотную приближены к сельхозтоваропроизводителям. Размер государственной поддержки для таких ОРЦ целесообразно увеличить с 20 до 40% от объема финансирования проекта.

7.14. В целях формирования региональных двухуровневых систем сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов предусмотреть единовременное возмещение кооперативам первого уровня части паевых взносов от суммы уплаченных паевых взносов в кооператив второго уровня в текущем финансовом году. Данная мера будет являться стимулом построения устойчивых региональных систем кредитных кооперативов.

7.15. Внести изменения, касающиеся возможности перехода на единый сельскохозяйственный налог сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов.

7.16. Увеличить объемы и расширить направления государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов, предусмотрев, в том числе поддержку сельскохозяйственных кредитных, обслуживающих, торговых, перерабатывающих кооперативов, МТС и строительство кооперативной инфраструктуры. Предусмотреть ежегодное выделение средств из федерального бюджета на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов в размере 10 млрд. руб.

7.17. Выделить гранты для оказания государственной поддержки на приобретение оборудования, скота, сельскохозяйственных машин и автотранспорта на условиях софинансирования, исходя из соотношения собственных средств кооператива не более 20 % и средств бюджетов всех уровней.

7.18. Субсидировать 90 % затрат на землеустройство и инженерное обустройство (газификация, водоснабжение, телефонизация, электрификация) на условиях софинансирования, исходя из соотношения собственных средств не более 10 % и средств бюджетов всех уровней.

7.19. Выделить субсидии по договорам лизинга на приобретение оборудования, транспорта, сельскохозяйственной техники, скота и др. в размере 35 % от стоимости объектов лизинга.

7.20. Предоставить субсидии на возмещение части затрат на получение гарантий, поручительств (или залогового обеспечения по кредитам и займам) в размере 90 % от подтвержденных затрат.

7.21. Оказать государственную поддержку сельскохозяйственным потребительским кооперативам, развивающим несельскохозяйственные виды деятельности в регионах с неблагоприятными природно-климатическими условиями и низким уровнем биоклиматического потенциала.

7.22. Субсидировать затраты по развитию сети сельскохозяйственных кооперативных рынков, принадлежащих КФХ, ЛПХ и другим сельхозтоваропроизводителям, на муниципальном, региональном и федеральном уровнях на условиях самофинансирования, исходя из соотношения собственных средств кооператива не более 30 % и средств бюджетов всех уровней.

7.23. Предоставить субсидии на пополнение фондов финансовой взаимопомощи на условиях софинансирования, исходя из собственных средств кооператива и средств федерального бюджета в соотношении 50:50. Субсидии из федерального бюджета предоставляются при условии софинансирования мероприятий из бюджета субъекта РФ в размере не менее 20 % от фонда финансовой взаимопомощи, сформированного членами кооператива.

7.24. Предоставлять долгосрочные бюджетные ссуды сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам второго уровня и поддержать банковское кредитование СПКК.

7.25. Создать единый финансовый центр кооперативного кредита в виде Сельскохозяйственного кооперативного банка, учредителями которого являются кооперативы 2-го уровня. Создание такого банка поможет привлечь в сельскохозяйственную кооперацию ресурсы рынка межбанковского кредитования, иных российских и зарубежных источников.

7.26. Оказывать финансовую поддержку формированию гарантийных и залоговых фондов при кооперативах 2-го и 3-го уровней в каждом регионе.

7.27. Внести уточнения в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации, в части возможности осуществления кооперативных выплат и дивидендов сельскохозяйственными потребительскими кооперативами своим членам, как это предусмотрено Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации».

7.28. В программе поддержки сельскохозяйственной потребительской кооперации предусмотреть в качестве софинансирования по гранту имущество кооператива, которое будет использовано при освоении средств гранта и стоящее на балансе СПК.

7.29. Внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части снижения минимальных размеров штрафных санкций к сельскохозяйственным кооперативам и их руководителям; дополнения его правонарушениями, связанными с нарушениями законодательства о сельскохозяйственной кооперации.

7.30. Разработать и внести изменения в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации», в части уточнения вопросов корпоративного управления, порядка ведения реестра членов и ассоциированных членов сельскохозяйственных кооперативов, реализации и предельных размеров субсидиарной ответственности в потребительских кооперативах, порядка реорганизации и ликвидации кооперативов, установления нормативов финансовой устойчивости сельскохозяйственных кредитных кооперативов, порядка создания ревизионных союзов и их саморегулируемых организации и порядка выхода из них. Внести дополнения в части реализации действенной ответственности ревизионных союзов и их саморегулируемых организаций перед кооперативами и их членами за качество ревизионной, консультационной, экспертной работы и эффективности предупредительно-профилактических действий.

7.31. Внести изменения в Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (часть 4 статьи 5), пополнив основные направления государственной аграрной политики разделом «8) развитие сельскохозяйственной кооперации всех форм и видов.

7.32. Внести изменения в Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах», исключив из сферы его действия сельскохозяйственные производственные кооперативы.

7.33. Рекомендовать региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления обеспечить:

• приоритетность развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

• установление взаимодействия с кооперативными объединениями сельхозтоваропроизводителей с целью решения задач по участию сельскохозяйственных кооперативов в закупках сельхозпродукции и продовольствия социальными организациями муниципальных образований;

• при проведениии региональных и муниципльных закупок, формирование  лотов на поставку сельскохозяйственной продукции с учетом видов сельскохозяйственной продукции, поставляемой сельскохозяйственными потребительскими кооперативами;

• стимулирование перехода ЛПХ в КФХ и объединение в сельскохозяйственные кооперативы;

• подключение кооперативов на льготных условиях к электросетям, газоснабжению, сетям водоснабжения, канализации и другим объектам;

• введение льгот по налогу на имущество сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

7.34. На постоянной основе информировать и консультировать малые формы хозяйствования о мерах господдержки по развитию сельскохозяйственной кооперации и порядке ее получения. Обращать особое внимание на недопущение необоснованных отказов, затягивания сроков рассмотрения заявок СПоК по выделению земли, подключению к энерго-, водо-, газообеспечению и другим услугам.

 

8. В сфере информационно-консультационного обслуживания и кадрового обеспечения.

 

8.1. Отнести консультационную помощь всем субъектам МФХ на селе к социально значимым услугам с финансированием из средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.

8.2. Создать трехуровневую систему информационно-консультационных центров, обслуживающих малые формы хозяйствования, с активным привлечением фермерской инфраструктуры к их деятельности и выделением государственной поддержки на эти цели как из федерального, так и регионального бюджетов на основе софинансирования.

8.3. Содействовать формированию целостной государственной многоуровневой инновационной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников МФХ с использованием стационарных, дистанционных и мобильных форм обучения. 

8.4. Включить в учебные планы и программы учебных заведений сельскохозяйственного профиля спецкурсы по ведению малого бизнеса на селе. 

8.5. Ввести в аграрных средних и высших учебных заведениях специальности «фермер-растениевод» и «фермер-животновод».

8.6. Предоставить детям фермеров — членов КФХ преимущественное право поступления в профильные высшие и средние учебные заведения.

8.7. Обеспечить через систему грантов реализацию научных разработок в сферах преподавания и внедрения в производство через работу в ИКЦ всех уровней.

8.8. Увеличить выпуск соответствующей учебной, методологической, справочной и просветительской литературы.

8.9. Субсидировать до 80 % затраты малых форм хозяйствования на получение платных консультационных услуг.

8.10. Включить развитие информационно-консультационного обслуживания малых форм хозяйствования в Государственную программу развития АПК на 2013–2020 гг. в подпрограмму «Развитие малых форм хозяйствования» и выделять средства на эти цели.

8.11. В средних общеобразовательных школах ввести программу обучения основам сельскохозяйственной кооперации.

 

9. В области повышения роли АККОР и ее региональных фермерских организаций.

 

Руководить и управлять частными предпринимателями практически невозможно, а осуществлять регулирование их деятельности намного эффективнее через организационные структуры. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что проблемы решаются намного быстрее и эффективнее там, где имеются действующие организации фермерского самоуправления.

В нашей стране такой организацией является АККОР. В выступлении В.В. Путина на XXII съезде российских фермеров в адрес органов государственной власти были высказаны рекомендации активнее использовать потенциал АККОР и развивать с ней партнерские отношения в решении крестьянских проблем и укреплении фермерского сектора.

В связи с этим предлагается:

9.1. Заключить соглашение между Правительством РФ и АККОР о сотрудничестве, предусматривающее развитие фермерского самоуправления, инфраструктуры АККОР с государственной поддержкой и одновременной передачей ряда государственных функций в части:

— создания и ведения Федерального реестра КФХ;

— осуществления информационно-консультационного обслуживания КФХ и других МФХ на базе организаций фермерского самоуправления;

— участия в разработке и реализации государственных, ведомственных целевых программ и ведения независимого мониторинга реализации государственных и отраслевых программ;

— предоставления полномочий АККОР проводить предварительный отбор КФХ и СПоК для участия в программах государственной поддержки;

— участия АККОР в развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации МФХ на селе различных видов деятельности и создании кооперативных систем разного уровня;

— ведения независимого мониторинга цен на горюче-смазочные материалы и электроэнергию, железнодорожные тарифы и минеральные удобрения.

9.2. Рекомендовать органам управления АПК субъектов Российской Федерации заключить соглашения о сотрудничестве с региональными ассоциациями (союзами) фермеров, других малых форм хозяйствования на селе по выполнению вышеуказанных функций на возмездной основе с государственной поддержкой.

9.3. Региональным органам управления АПК оказать содействие АККОР в формировании и налаживании практической деятельности организаций крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов и других малых форм хозяйствования.