О.В. БАШМАЧНИКОВА: КАК СТИМУЛИРОВАТЬ РАЗВИТИЕ МАЛОГО СЕЛЬСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

27 ноября председатель Аграрной партии России, заместитель исполнительного директора АККОР, О.В. Башмачникова выступила на заседании Совета непарламентских партий при Председателе Государственной Думы Российской Федерации на тему «Развитие предпринимательства в России».

Публикуем основные тезисы ее выступления:

– С нашей точки зрения, предпринимательство начинается прежде всего с микробизнеса – с предприятий, имеющих до 15 человек работающих и 60 млн. выручки. Именно данная категория хозяйствования при созданных благоприятных условиях и эффективном управлении может перерасти в более крупный эффективный бизнес.

В сельском хозяйстве, помимо фермерства, почти 50% субъектов малого бизнеса являются микропредприятиями. Они сегодня решают задачи и продовольственной безопасности, и развития сельских территорий, и производства экологически чистой продукции.

В развитых государствах, имеющих мощный агропромышленный комплекс, малый бизнес при поддержке государства интегрирован в мощные кооперативные структуры, что позволяет обеспечить реальную конкуренцию двух существующих систем производства и управления – на всех этапах сельскохозяйственного производства от поля до прилавка, решать вопросы кредитования, переработки и сбыта продукции.

 Первая система – крупный коммерческий бизнес, построенный по принципу управления сверху вниз и имеющий тенденцию сращивания и создания в итоге монополистических объединений.

Вторая же - кооперативная система, созданная по инициативе снизу самими малыми предпринимателями. Она также является мощной экономической системой. Примером служит компания Valio, на 100% принадлежащая фермерскому кооперативу.

Подобный эффективный опыт есть и в России. Его нужно всячески расширять и тиражировать. С этой целью важно как можно скорее принять программу развития сельскохозяйственной кооперации, увеличить направления господдержки и объемы ее финансирования.

Два года эта тема не сходит с уст руководителей Минсельхоза и Правительства РФ, два съезда кооператоров прошло – но программа так и не принята: не прошла согласование в Минфине и в Минэкономразвития. Да и выделено на нее всего 400 млн. рублей на всю страну – конкурентную систему на эти средства не создать!

Развитие кооперации сегодня мы ставим на первое место по значимости как инструмент решения большого количества проблем малого и среднего бизнеса на селе.

Стимулировать развитие малого предпринимательства в аграрной сфере можно, решив следующие задачи:

I. Улучшить доступ к существующей системе господдержки по отраслевому признаку в рамках государственных программ развития (для сельского хозяйства это особенно актуально).

II. Улучшить доступ к заемным средствам путем стимулирования финансовых институтов к работе с ресурсами, связанными обязательством кредитовать именно малый бизнес, упрощения процедуры кредитования, снижения стоимость кредитных ресурсов, формирования залогового обеспечения через активизацию работы Агентства кредитных гарантий, расширения возможностей микрофинансовых организаций, представленных кредитными кооперативами.

III. Обеспечить доступ к рынкам сбыта (торговым сетям и рынкам, услугам логистических центров, госконтрактам).

Здесь особую роль играют следующие факторы:

– строительство кооперативных логистических центров регионального уровня, имеющих своей задачей вывести на рынок производимую малыми формами хозяйствования продукцию и обеспечить долю отечественных продуктов на прилавках не менее 51%.

– законодательное ограничение возможности торговым сетям навязывать услуги, которые доходят до 7–15% стоимости товара.

– внесение поправок в закон о контрактной системе, упрощающих доступ к госзакупкам.

– скорейшее принятие закона об органическом сельском хозяйстве.

IV. Упростить доступ к земельным ресурсам.

Принятые поправки в Земельный кодекс практически исключают возможность приобретения земельных ресурсов без торгов, на которых малый и средний предприниматель, особенно начинающий, заведомо не сможет конкурировать с крупным бизнесом.

В этой связи мы предлагаем при наличии земель в фонде распределения предоставлять начинающим предпринимателям землю в аренду без объявления конкурса. В случае эффективного использования земельного участка через 3 года данный предприниматель может иметь приоритетное право выкупить данную землю или продлить договор аренды.

В целях диверсификации земельного рынка предлагаем ввести ограничение максимального размера земельного участка, сосредоточенного у одного лица, в пределах 10% муниципальных земель (в ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения»), а также ввести прогрессивный налог на землю. Последняя мера позволит оптимизировать размер земельного участка в соответствии с экономическим эффектом от его использования.

V. Ни при каких обстоятельствах не повышать налоги для малого предпринимательства.

VI. Снизить административные барьеры для малого бизнеса, приведя деятельность контролирующих органов в зависимость от размера бизнеса, по принципу: «чем меньше бизнес, тем меньше проверок».

Чтобы проиллюстрировать проблемы доступности существующих государственных программ поддержки, приведу несколько цифр.

 - Несвязанную господдержку на га получают сегодня 14% зарегистрированных фермеров.

- В молочном животноводстве, где особо остро стоит задача импортозамещения, на субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам на малые фермы выделено по итогу 2013 года 1,6% инвестиционных ресурсов (в расчете по количеству созданных скотомест).

Это при том, что за последние 5 лет в развитие молочного животноводства государством вложено более 100 млрд. рублей. За эти же пять лет поголовье коров в целом по стране снизилось на 464,6 тыс. с одновременным снижением объемов производства молока на 5,6 %. У фермерских хозяйств за аналогичный период поголовье коров увеличилось на 503,6 тыс. голов с одновременным увеличением производства молока на 30,8 %.

Доступ к кредитным ресурсам.

Сегодня идет катастрофическое снижение объемов кредитования малого бизнеса в сельском хозяйстве.

Если малые формы хозяйствования в 2009 г. получили 5% субсидированных краткосрочных кредитов, то в 2012 г. только 1,7% Похожая картина складывается и в сфере инвестиционных кредитов: доля МФХ снизилась с 4,3% в 2009 г. до 2,4% в 2012-м. А по итогам 2013 года общий объем субсидируемых кредитов и займов МФХ сократился по сравнению с 2012 годом еще на 32,3 %.

Это не смотря на факт, что МФХ, представленные крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и личными подсобными хозяйствами, произвели 51% продукции и имеют низкую долю просроченной задолженности.

 Ссудная задолженность по краткосрочным кредитам в подотрасли растениеводства составила 1,5%, по инвестиционным кредитам – 4%. По остатку ссудной задолженности на организации малых форм хозяйствования (ИП и К(Ф)Х) в животноводстве по краткосрочным кредитам приходится 0,4%, а по инвестиционным кредитам – 0,8%.

Мы считаем, со стороны государства и Центрального банка должны быть предложны такие меры регуляторного воздействия, которые смогли бы вынудить банки работать с сегментом малого и среднего предпринимательства.

ЦБ сегодня реализует попытку кредитовать малый бизнес. С этой целью главный банк страны предоставляет кредиты под 4% годовых финансовому посреднику – Российскому Банку поддержки малого и среднего предпринимательства с тем, чтобы последний стал проводником дешевых денег до других коммерческих банков. Однако система не работает. Слишком забюрократизирована процедура, банкам невыгодно. По сути МСП Банк становится неэффективным посредником, усложняющим и удорожающим процесс кредитования малого бизнеса.

Стартовавшее Агентство кредитных гарантий к настоящему моменту тоже пока не увеличило объем кредитования малого бизнеса по той причине, что у банков просто нет достаточного количества ресурсов.

В связи с этим мы предлагаем:

1. ЦБ должен предоставлять коммерческим банкам средства под низкий процент не через МСП Банк, а напрямую под гарантию Агентства кредитных гарантий, которое в свою очередь будет осуществлять гарантирование портфеля однородных ссуд, выданных микро и малому бизнесу. Это касается всех отраслей и особенно сельского хозяйства.

В этом случае решается сразу три проблемы:

 - коммерческие банки получают связанные ресурсы на кредитование малого бизнеса

 - коммерческие банки заинтересованы их выдавать в качестве целевых кредитов, так как однородные ссуды гарантированы ЦБ.

 - процентная ставка снижается (целевые дешевые деньги, убирается посредник, уменьшается риски из-за гарантий, отсюда снижается себестоимость выдаваемых займов)

2. Расширить инструментарий Агентства кредитных гарантий и предоставлять гарантии под портфель займов кредитных кооперативов – как инфраструктурных организаций, связывающих микробизнес и банковскую систему.

 3. В программах, реализуемых министерством экономического развития по поддержке малого бизнеса и связанных с развитием институтов кредитования, предусмотреть развитие взаимного финансирования через систему микрофинансовых организаций – кредитных кооперативов, которые предоставляют не кредиты, а займы.

 В сельском хозяйстве микрофинансовые организации стоят по третьем месте после Россельхозбанка и Сберабнка по объемам кредитования малого сельского бизнеса.

 4. Целесообразно создание на федеральном уровне специальных фондов поддержки, кредитующих аграрные микропредприятия и малые предприятия под 2–3% годовых. Данная мера поддержки сейчас применяется в промышленности и отражена в принятом в первом чтении законе «О промышленной политике».