В. ЛАБИНОВ ПОДТВЕРЖДАЕТ СОМНИТЕЛЬНЫЙ ТРЕНД МИНСЕЛЬХОЗА НА "ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЮ" ОТРАСЛИ

Под занавес Нового года директор департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза России Владимир Лабинов провел пресс-конференцию, посвященную итогам 2014-го в подотрасли.

По данным директора департамента, на 23 декабря молока было надоено 30 млн 600 тыс. тонн. Отмечено, что с равнении с 2023-м, в уходящем году будет наблюдаться небольшой прирост – на уровне 02,–0,3 % . Он будет обеспечен в секторе сельхозорганизаций и составит 2,5 %, т. е. 350 тыс. тонн. В 2014 г. было произведено на 30 тыс. тонн больше масла, на 50 тыс. тонн больше сыров, на 30 тыс. тонн больше сухих молочных продуктов. В условиях эмбарго наблюдается сокращение импорта молока. Неутешительный показатель: численность молочных коров по итогам 2014 года будет почти на 200 тыс. голов меньше, чем в начале года.

В. Лабинов заявил, что Минсельхоз признает, что не может выполнить показатели доктрины продовольственной безопасности и целевые показатели госпрограммы по производству молока. Вместе с тем, прирост производства молока и молокоемкой продукции отмечается почти во всех субъектах РФ. Наибольший прирост товарного молока стабильно на протяжении последних лет обеспечивают Удмуртия, Кировская, Свердловская и Воронежская области. Хорошая динамика прироста наблюдается в Белгородской, Ленинградской и Новосибирской областях.

В 2014 году на 1% снизился объем производства цельномолочной продукции. Однако, по мнению В. Лабинова, в условиях ценовой конъюнктуры 2014 г. это нельзя считать потерей. «Кривую дна в объемах производства молока мы преодолели и выходим не только на стабилизацию, но и на ощущаемый прирост», – отметил глава департамента.

На молочном рынке сегодня для производителей сырого молока складывается вполне комфортная ситуация. Цены имеют тенденцию к росту, и в феврале-марте в условиях растущего потребительского спроса они возрастут и в сегменте сырого молока.

Важный момент. Начиная с 2015 года, при подписании соглашений Минсельхоза с субъектами РФ, эффективность деятельности субъектов будет оцениваться по динамике прироста производства молока в секторе сельхозпредприятий. Вводится частичная компенсация затрат на строительство и реконструкцию новых помещений. Критерием эффективности будет считаться прирост скотомест. Данная мера находится на стадии разработки в Минсельхозе. Она предполагает до 20% компенсации понесенных затрат в форме государственного софинансирования с лимитом 4 млрд рублей на 2015 г. В 2016 г. году лимит составит 7 млрд рублей, 8 млрд. руб. – в 2018 г. С 2017 г. новая госпрограмма предполагает выделение средств на проведение идентификации животных. Работа будет начата с племенного сектора молочного скотоводства.

«Очень много некорректных дискуссий по объему товарного молока. В 2014 г. объем товарного молока, поступившего на переработку, почти на 1,5 млн т выше, чем в 2013 г. В этих 1,5 млн. тонн есть прирост сельхозпредприятий, и есть увеличение товарности в секторе ЛПХ за счеты работы по созданию молокоприемных пунктов и вовлечения в оборот продукции, производимой ЛПХ. По расчетам, общий объем товарного молока будет около 20,5 млн. тонн», – отметил В. Лабинов.

Чиновник поддержал введение пошлин на экспорт зерна, мотивируя тем, что оно необходимо для развития животноводства.

Рост цен на свинину, обусловленный увеличением спроса и себестоимости производства, в январе-феврале 2015 г. может составить до 3%, заявил директор департамента. Согласно расчетам Минсельхоза, производство свиней в живом весе по итогам 2014 г. вырастет на 6% – до 3,83 млн т во всех категориях хозяйств. Хороший прогноз: в 2015 году Россия должна избавиться от импортной зависимости по мясу птицы и к 2017 – по свинине.

Тренд будет сформирован в основном за счет сельхозорганизаций, считает В. Лабинов. Рост в этой категории хозяйств составит 13% по итогам 2014 г. по сравнению с уровнем 2013 г.

 «Мы принимаем как данность эволюционное выбытие сектора личных подсобных хозяйств из производства. Мы ни в коей мере сознательно этот процесс не форсируем, кроме как в свиноводстве», — сказал В. Лабинов. Подумалось: не рано ли хороним частные подворья, которые в годину испытаний становились палочкой-выручалочкой для населения? Боров в личном хозяйстве всегда олицетворял в себе для селянина не только еду, но и деньги на обувку-одежку для детей, мебель…

Удивило, что директора департамента в своем пространном докладе ни словом не упомянул о роли К(Ф)Х в развитии отрасли. Когда я спросил, почему, состоялся такой диалог:

– Сельхозорганизации включают в себя сельхозпредприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства, – ответил директор.

– Но из вашей статистики не видно работы фермеров.

– У К(Ф)Х есть отчетность, темпы прироста молока в К(Ф)Х еще более высокие – там более 10%, даже 14%. Сектор К(Ф)Х очень часто обеспечивает прирост не за счет строительства и модернизации, а за счет переоформления ЛПХ. ЛПХ регистрируется как К(Ф)Х, и этот физический перенос ЛПХ в К(Ф)Х дает прирост. Вычленить, какая доля в этом приросте формальная, а какая производственная, наверное, невозможно. Но К(Ф)Х обеспечивает прирост в молоке.

В силу ветеринарных рисков мы не видим потенциальных возможностей К(Ф)Х в увеличении производства свинины, яйца пищевого, мяса бройлерного. Потому что все это индустриальное производство. К(Ф)Х будут играть существенную роль в производстве нетрадиционной птицы (гуси, утки), кроликов. Здесь есть прирост поголовья в основном за счет К(Ф)Х. В табунном коневодстве также есть прирост производства. Так что мы ни в коей мере не третируем этот сектор, более того на К(Ф)Х распространяются все меры поддержки. Но поддерживать ЛПХ из федерального бюджета мы точно не хотим, да и физически не сможем: не хватит ресурсов, во-вторых, этим процессом надо как-то управлять – нужен учет и т.д. Хотя целый ряд субъектов РФ из своих бюджетов оказывает поддержку ЛПХ, в том числе в сегменте молока, – сказал директор департамента.

Поскольку это было не интервью, а брифинг с участием десятка агарных журналистов, не хотелось отнимать время коллег, опровергая денные главы департамента. Но здесь приведу слова председателя Совета АККОР Вячеслава Телегина: «Ежегодные темпы роста фермерских хозяйств за последние 12 лет составили 13,8 %, тогда как в целом по отрасли 3,2%». В К(Ф)Х из года в год растет поголовье КРС. Развитие фермерского сектора в стране – это существенный резерв импортозамещения. А вот что говорит председатель АПР Ольга Башмачникова: «По данным органов управления АПК субъектов РФ, на семейных животноводческих фермах (СЖФ) создано 650,2 тыс. скотомест, в том числе: птицы – 626,5 тыс., КРС – 16,6 тыс. (9,6 тыс.– молочного направления), свиньи – 3,1 тыс. скотомест. На селе поверили в программу развития СЖФ. Но в 2015 году на их развитие выделяется всего 1,4 млрд. рублей. Увеличение намечается с 2016 года до 4,3 млрд. рублей. Но поймут ли это 75 субъектов РФ, которые в надежде на адекватность решений государства разработали и представили региональные программы по развитию СЖФ на сумму 14,3 млрд. рублей?».

– Я недавно был на заседании Совета при председателе Совета Федерации и там председатель Алтайского заксобрания Иван Лоор выразил настороженность в связи с намерением Минсельхоза отменить в 2015 году субсидию при сдаче молока первого сорта, – обратился я к Лабинову. – По словам Лоора, применение жестких ограничений на субсидирование молока приведет к очень серьезным потерям для крестьян. Если в 2013 году аграрии края получили субсидий на молоко из федерального бюджета на сумму 700 млн рублей, то в следующем году получат всего 19 млн. В 37 раз меньше.

– Давайте не будем пугать людей цифрами. Мы стоим на позиции, что должны стимулировать производство качественной продукции. Требования к молоку первого сорта по показателям бактериальной обсемененности, содержания соматических клеток и др. очень низкие, и назвать этот продукт соответствующим запросам сегодняшнего дня было бы неправильно. Понятно желание любого агрария получить все виды поддержки, но мы должны рачительно распоряжаться средствами. Ведь субсидии может получить и тот, кто завтра с рынка уйдет, – заявил В. Лабинов.

Руководитель департамента подчеркнул необходимость дальнейшего интенсивного развития подотраслей животноводства путем дополнительного создания селекционно-генетических центров, актуальных прежде всего для свиноводства, бройлерного птицеводства, индейководства и яичного производства. «Минсельхозом России разработан проект ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве», – отметил Владимир Лабинов.

Планы хорошие и будут по силам Минсельхозу, если повысится инвестиционная привлекательность отрасли.

Александр Рыбаков

Фото: В. Лабинов дает пресс-конференцию