ПОГЕКТАРНАЯ ПОДДЕРЖКА: ПОМОЩЬ ВСЕМ КРЕСТЬЯНАМ, А НЕ ПРЕМИЯ ДЛЯ ИЗБРАННЫХ

Погектарная поддержка, которой много лет добивались фермеры, по-прежнему остается недосягаемой для большинства из них.

«Казалось бы, что может быть справедливее – каждое хозяйство получает господдержку в зависимости от площади земли, – говорит президент АККОР В.Н. Плотников. – А на деле оказывается, что достается она лишь 15% крестьянских хозяйств. Может быть, пашня у фермеров хуже, чем в сельхозорганизациях, забирающих львиную долю «погектарки»? Напротив, за своими зачастую невеликими гектарами крестьянин ухаживает от зари до зари, применяет новейшие агротехнологии, бережет и лелеет свою землю.

Государством без всяких условий выделены деньги на гектар земли, чтобы она работала, кормила россиян. А в регионах процедуры прописаны так, что деньги эти крестьянин получить не может из-за «частокола» надуманных требований, никому не нужных справок и отчетов», – заявляет лидер фермерского союза.

Например, в Петровском районе Ставропольского края из-за ужесточения требований поддержку смогут получить только 19 К(Ф)Х, или 9% от работающих в районе фермеров (в 2013-м получали 82 хозяйства). В этом регионе – крупнейшей житнице России – в нынешнем году подавляющее большинство крестьянских хозяйств вынуждено отказаться от погектарной поддержки. Для малоземельных хозяйств ее объем даже близко не покрывает издержек по сбору «доказательств» права хозяйства на «погектарку».

В целом по Российской Федерации эту форму поддержки получили в 2014 году всего 15% фермерских хозяйств. А есть регионы, где процент хозяйств – получателей «погектарки» еще ниже. В прошлом году, по данным органов управления АПК субъектов РФ и Росстата, «антилидерами» по этому показателю в ЦФО были Московская (1% получателей-фермеров), Владимирская и Калужская (по 4%), Костромская и Рязанская области (по 7%). На Рязанщине лишь 5,9% от общего числа подавших заявки смогли получить субсидии.

В Республике Карелия из 795 заявок удовлетворены лишь 5. Интересно, чем же так провинились перед карельскими властями остальные 790 К(Ф)Х? В целом по Северо-Западному округу получивших несвязанную поддержку – лишь 3%.

Не лучше положение дел в Северо-Кавказском округе – от общего числа хозяйств лишь 4% получили субсидии. Например, из 2508 дагестанских фермеров господдержка досталась лишь 34 хозяйствам. Какими же запредельными должны быть критерии, если отвечает им лишь 1% фермеров-соискателей?

На местах требуют справки о проведении агрохимического обследования сельхозугодий, о сохранении достигнутой урожайности и объемов производства, обязывают показать зарплату работников на уровне среднемесячной по отрасли, требуют абсолютного отсутствия задолженностей по налогам и т.д. Есть факты, когда хозяйство лишают поддержки за рубль налоговых «недоимок».

Мера, которая призвана поддержать всех крестьян-товаропроизводителей, превратилась в своего рода премию, доступную избранным.

Вопиющее положение дел с распределением господдержки, надо признать, не отсталость без внимания Минсельхоза РФ. Весной была создана рабочая группа по совершенствованию правил предоставления субсидий на оказание погектарной поддержки в области растениеводства. В Минфин был направлен официальный запрос по поводу выработки механизма ограничения возможности принятия региональных нормативных актов, ограничивающих права хозяйств на господдержку (согласно Бюджетному кодексу, именно Минфин является надзорной инстанцией по распределению денежных средств из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации). В регионы было направлено письмо с просьбой представить свои предложения по данному вопросу.

Министерство сельского хозяйства РФ сейчас разрабатывает перечень необходимых для получения субсидии документов. Рассчитываем, что этот документ будет представлять собой исчерпывающий список, исключающий возможность его дополнения региональными администрациями.

АККОР предоставила в МСХ свои предложения по минимизации требований к получателям погектарной господдержки. Предложено ограничиться справкой-расчетом об общей посевной площади сельскохозяйственных культур и справкой из налоговой инспекции.

А вот требование о предоставлении сведений об агрохимическом обследовании земель представляется избыточным, ведь такое обследование требует от сельхозтоваропроизводителя дополнительных финансовых затрат, которые для малых форм хозяйствования сопоставимы с суммами выделяемой несвязанной поддержки.

Документальное подтверждения права на земельные доли также представляется недостижимым и в данном случае ненужным, учитывая, что абсолютное большинство землевладельцев и землепользователей по состоянию на сегодняшний день не оформили в установленном порядке свои земельные доли и не имеют соответствующих документов. Такое требование, полагает АККОР, приведет к злоупотреблениям со стороны местных чиновников и отсечению большинства работающих сельхозтоваропроизводителей от данного вида поддержки.

АККОР считает, что утверждаться требования к соискателям господдержки на гектар пашни должны только на федеральном уровне. Так они не будут «обрастать» региональными правилами, которые представляют собой исключительно чиновничью самодеятельность и служат лазейкой для несправедливого перераспределения бюджетных средств.

Владимир Юданов – редактор сайта