АЛЕКСАНДР РОДИН: К "МАЛЫШАМ" НУЖЕН ДРУГОЙ ПОДХОД

Президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Ростовской области Александр Родин размышляет о роли сельской кооперации в статье на сайте Южного аграрного агентства.

В июле в Законодательное собрание Краснодарского края на рассмотрение будет направлен проект закона «Закон об агропродовольственном рынке Российской Федерации». Его авторы -  эксперты двух региональных отделений Ассоциации крестьянский (фермерских) хозяйств (АККОР), Ростовской области и Краснодарского края. Закон призван стимулировать кооперацию малого агробизнеса (фермерских хозяйств и кооперативов) и крупного бизнеса в сельском хозяйстве. Мы рассчитываем, что сначала закон будет принят сначала на региональном, а затем и на федеральном уровне.

Российскому АПК срочно необходимо развивать кооперацию. Без этого, как показывает мировой опыт, невозможно нормальное, поступательное развитие отрасли. Какие-то вялые попытки выстроить систему кооперации предпринимались последние 15 лет, но инициатива «сверху» была обречена на провал. А инициативу «снизу», от самих фермеров, государство на уровне субъектов федерации фактически саботировало – за редким исключением в нескольких регионах.

Крупный бизнес - переработчики и производители продуктов – как правило, не работают с фермерами. Причины понятны. Отдельные мелкие хозяйства не в силах обеспечить стабильные круглогодичные поставки сельхозпродукции одинаковой кондиции и по заранее определенным ценам. Даже если фермер сможет выполнить их условия, сколько он один может произвести в масштабах крупного завода? Сколько заводу нужно найти таких поставщиков, чтобы загрузить свои мощности? Как эта продукция будет доставляться на завод,  и кто эффективно проконтролирует все эти процессы?

С другой стороны, крупным производителям нередко выгодна такая раздробленность крестьян. Например, у нас в Ростовской области есть крупные производители подсолнечного масла. Им удобно работать с посредниками, которые скупают за бесценок подсолнечник у фермеров. Если бы наш закон был принят, они были бы вынуждены взаимодействовать с кооперативами. А у кооператива одна из главных задач – договориться о ценах на продукцию.

Я хочу подчеркнуть, что никто не собирается изобретать велосипед и придумывать какие-то сложные схемы, которые будут мешать крупному бизнесу. Кооперация – это взаимовыгодный процесс. Просто здесь выгоду получают все стороны. Страны западной Европы проходили это много десятилетий, а в чем-то – и несколько столетий назад.  И нам просто нужно перенимать их опыт.

Никакой дискриминации нет – хочешь, работай сам. Но о каком импортозамещении мы говорим, если до сих пор страна не решила задачу обеспечения собственной продовольственной безопасности? Что мы, не можем не сами производить конкурентоспособную продукцию: мясо, молочные продукты или овощи? Можем. Просто сегодня система производства крайне неэффективна.

Я хотел бы привести пример, как работают иностранные кооперативы. Одна из самых болезненных отраслей для российского АПК – молочное производство. В Баден-Вюртемберге (земля Германии) местный молочный завод получает сырье от 750 фермерских хозяйств. Каждое из них имеет от 30 до 300 голов скота. Поставки идут централизованно от трех кооперативов, в каждом из которых по 250 хозяйств, работающих в форме товарищества на вере. Руководители кооперативов – это переговорщики с заводом. Они обсуждают и договариваются об объемах поставок, о сроках, о спецификации товара (качестве) и о цене. Я спросил у руководителя, как определяется закупочная цена. Оказывается, очень просто. Завод не имеет права устанавливать цену ниже средней закупочной цены по земле. Средняя по земле не должна быть ниже средней по Германии.  А по Германии эта цена не должна быть ниже средней по Германии, Голландии и Бельгии.

Завод работает абсолютно в рыночных условиях. Чтобы получить больше прибыли, они вынуждены постоянно сокращать издержки и увеличивать ассортимент. Новая продукция дает гораздо большую маржу, и за счет этого завод может зарабатывать какую-то, скажем так, сверхприбыль. Но и эту дополнительную прибыль они тоже частично распределяют на поставщиков молока! Это как дивиденды на привилегированные акции. Закупочная цена постепенно растет, но в разумных пределах, в соответствии с общей макроэкономической ситуацией в стране.

В итоге фермеры вынуждены все время поддерживать высочайшие стандарты качества (а иначе ты просто не будешь работать в кооперативе). Завод держит цену на продукцию на приемлемом для населения уровне, ведь конкуренция очень высокая. И при этом он постоянно работает над повышением качества, расширением ассортимента, над улучшением гастрономических свойств продуктов – и все это в итоге работает на конечного потребителя.

Повторюсь, государству не нужно выдумывать никаких сложных схем. Единственное – таким союзам на первоначальном этапе нужна финансовая поддержка. Стандартная мировая практика, когда в первый год работы кооператив получает средства на административно-хозяйственные расходы в пределах трех процентов от стоимости реализованной продукции; во второй год - два процента. Следующие три года – по одному проценту. Объем помощи строго привязан к эффективности кооператива. При этом должно быть введено условие, что крупный агробизнес получает различные государственные субсидии и преференции только в том случае если он имеет долгосрочные договора с этими кооперативами. Кстати сказать, это серьезно снизит коррупционные риски при распределении субсидий крупному бизнесу. Сегодня это тоже весьма болезненный вопрос в нашей отрасли.