ФЕРМЕРЫ НА ВСЕРОССИЙСКОМ ФОРУМЕ «РОССИЙСКОЕ СЕЛО – 2016»

В Москве в павильоне №75 ВДНХ начал свою работу Всероссийский форум «Российское село – 2016».

Мероприятие проводится под эгидой федерального партийного проекта "Российское село"и преследует своей целью поддержку предпринимательства в сфере АПК, возрождение национальных традиций села и повышение престижа крестьянского труда.

В рамках Форума состоялось заседание Совета АККОР «Реализация фермерских программ - потенциал роста производства продовольствия и устойчивого развития сельских территорий». В заседании приняли участие представители фермерского сообщества из 49 регионов России, депутаты Госдумы, представители Минсельхоза РФ, АО «Росагролизинг», АО «Россельхозбанк»  и др.

Участников заседания приветствовал Заместитель Министра сельского хозяйства РФ Е.В.Громыко, который отметил растущую роль фермерского сектора в увеличении производства сельскохозяйственной продукции и решении социальных проблем села.

 

С основным докладом выступил Президент АККОР В.Н.Плотников:

Уважаемые коллеги!

Прежде всего хочу поблагодарить заместителя министра сельского хозяйства России Е.В.Громыко за поддержку фермеров, за готовность решать все проблемы в совместной работе.

Развитие крестьянских, фермерских хозяйств, других малых форм хозяйствования – это стратегический, реальный путь роста производства продовольствия и возрождения российского села.

Именно на такую постановку вопроса нас ориентирует Президент России В.В.Путин, который в июне на Петербургском экономическом форуме отметил, что именно малый бизнес должен стать основой экономики России. К 2025 году, подчеркнул Президент, количество субъектов малого предпринимательства должно увеличиться в 3,4 раза, а работников этой сферы - до 22,4 млн. человек.

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года, утвержденная Правительством, предусматривает рост оборота малых и средних предприятий, по сравнению с 2014 г., в 2,5 раза и удвоение производительности. В этом секторе должна трудиться треть занятого населения. Его доля в ВВП должна удвоиться и составить 40%.

Таким образом, речь идет о глубоких структурных преобразованиях экономики, о том, что малый и средний бизнес становится важнейшим государственным приоритетом.

К аграрному сектору это относится в первую очередь.

Во всем мире семейная ферма, крестьянское хозяйство – основа эффективного сельскохозяйственного производства и его конкурентоспособности.

Крестьянский уклад - экономическая основа для десятков тысяч российских сел и деревень. Он является источником жизни для более чем 90% сельских жителей трудоспособного возраста.

В подавляющем большинстве сельских поселений ему просто нет альтернативы.

Развитие крестьянского уклада, семейных ферм – это не только экономическая задача, но и задача возрождения деревни, полноценной жизни миллионов людей, самого существования нашей страны.

Именно в этом смысл программы поддержки малых форм хозяйствования, в том числе начинающих фермеров, развития семейных животноводческих ферм, укрепления материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Несмотря на сложное финансовое положение, на поддержку начинающих фермеров в 2015 году из федерального бюджета было направлено 3,2 млрд. рублей, в 2016 году – 3,9 млрд. руб.

На поддержку семейных животноводческих ферм в 2015 году направлено более 3 млрд. руб., в 2016 году – около 3,5 млрд. руб.

На поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально–технической базы - соответственно 400 млн. и 900 млн. рублей.

В 2015 году количество фермеров, получивших грантовую поддержку, увеличилось по сравнению с 2014 г. на 43,7%.

По семейным животноводческим фермам - на 28%.

Всего за четыре года реализации программ было выдано 11 850 грантов начинающим фермерам и 3 280 грантов на семейные животноводческие фермы.

Образовалось более 7 тыс. новых фермерских хозяйств.

Создано 36,4 тыс. новых рабочих мест.

Более чем на 1 млн. увеличилось количество скотомест. В том числе 186,5 тыс. - для КРС, из них 102,4 тыс. - молочного направления, 64 тыс. - для мелкого рогатого скота, 745 тыс. мест - для птицы.

Это – реальное движение вперед.

В этой связи хочу обратить ваше внимание на позицию Министра сельского хозяйства РФ А.Н. Ткачева - «в разы нарастить инвестиции и существенно увеличить число фермерских хозяйств по всей стране».

Он особо подчеркнул, что «сегодня фермеры и малый бизнес на селе являются драйвером развития сельских территорий. Чтобы этот процесс пошел быстрее, динамичнее, надо чтобы каждый крестьянин был вооружен современной техникой, обеспечен кредитами и субсидиями, а так же четко понимал рынки сбыта своей продукции и перспективы развития».

Фермерское сообщество поддерживает такую позицию и считает принципиально важным принятое в июне на итоговой коллегии Министерства решение - в 2017-19 годах выйти на финансирование фермерских программ в полном объеме, в соответствии с заявочной потребностью регионов.

О том, насколько важно решить эту проблему, говорят следующие цифры.

В нынешнем году заявок от регионов получено почти на 9 тысяч фермерских хозяйств. А соглашения с регионами заключены на оказание поддержки 3 157 КФХ. Почти в 3 раза меньше.

Заявок по поддержке семейных ферм – 3 610, а соглашения заключены на 466 КФХ. Почти в 8 раз меньше.

По СХПК получено заявок от регионов на поддержку более чем 300 кооперативов, а соглашения по грантам на текущий год заключены на 92 кооператива. Более чем в 3 раза меньше.

Удовлетворение всех заявок в разы увеличит отдачу каждой программы, даст серьезный импульс развитию фермерства.

Это подтверждают видеоконференции Минсельхоза. В них принимают участие сельхозтоваропроизводители, представители АККОР, Россельхозбанка и Росагролизинга, руководители региональных органов управления АПК, и идет обсуждение самых насущных для крестьян вопросов.

Одно из основных предложений и просьб из подавляющего большинства регионов - увеличение объемов господдержки.

Это необходимо сделать:

Во-первых, для расширения числа регионов – участников программы поддержки малых форм хозяйствования.

В текущем году поддержка начинающих фермеров не ведется в Калмыкии, Смоленской области, Еврейской АО. Всего - 6 регионов.

В программе по семейным животноводческим фермам не участвуют Калмыкия, Карелия, Тюменская область. Всего - 11 регионов.

Особенно досадно, что в этом списке оказалась Калмыкия. Там у нас сильная фермерская ассоциация, и фермеры дают до 90% сельхозпродукции.

Грантовая поддержка сельхозкооперативов в 2015 году оказывалась только в 25 регионах, а в 2016 – 42 регионах. Этого крайне недостаточно.

Цель состоит в том, чтобы все регионы, занимающиеся сельским хозяйством, были участниками программ развития малых форм хозяйствования.

Во-вторых, увеличение господдержки необходимо для роста числа грантополучателей в регионах.

Зачастую участие в фермерских программах номинальное. Число хозяйств, получающих поддержку, составляет единицы.

По начинающим фермерам сумма гранта в среднем составляет 1,14 млн. руб. А на Мурманскую область выделено 1,2 млн. руб., на Тюменскую – около 6 млн., на Республику Коми – 7,3 млн., на Курскую область – 10,5 млн., на Ивановскую – 11,5 млн. руб.

Та же картина по семейным животноводческим фермам. Сумма одного гранта в среднем составляет 4,35 млн. руб. А, например, Орловской области выделено 11,6 млн., Тверской – 13,7 млн., Вологодской – 15 млн. руб.

Вот и считайте, сколько фермеров получили гранты.

К тому же программы поддержки реализуются активнее там, где и так фермерский сектор относительно развит. Саха (Якутия) на начинающих фермеров получает 306 млн. руб., Ростовская область – 194 млн., Ставропольский край – 172 млн. руб.

На развитие семейных животноводческих ферм – Ставрополье – 266 млн. руб., Дагестан – 217 млн., Ростовская область – 181 млн. руб.

Надо подумать – может, будет более целесообразно увеличивать финансирование в пользу тех регионов, где ситуация сложнее и потребность в ускоренном развитии сельскохозяйственной отрасли и сохранение села выше.

В-третьих, надо увеличивать размер одного гранта.

Затраты серьезно выросли на все потребляемые ресурсы для реализации бизнес-проектов.

Трактор МТЗ-82, который является одним из основных видов техники для начинающего фермера, стоит уже более 1 миллиона. Плюс необходимый сельскохозяйственный инвентарь – сеялки, плуг, борона, пресс-подборщик и многое другое. Кроме того, электричество, семена, ГСМ, удобрения и т.д. Если же брать животноводство, то затраты будут более крупные.

Поэтому требуется скорректировать и размер грантов в сторону увеличения – причем кратного, в разы!

Государство на деле повышает внимание к фермерским программам. Это предъявляет повышенные требования и к нашей Ассоциации.

Задача АККОР – вести активный поиск перспективных крестьян, помогать в подготовке документов, оказывать организационную, правовую и особенно - информационно-консультационную поддержку грантополучателей.

Также силами АККОР в постоянном режиме необходимо осуществлять мониторинг этих программ, вести анализ хода их реализации, выявлять проблемные точки, вносить конкретные предложения по решению возникающих вопросов.

Важный механизм реализации программ грантовой поддержки – участие представителей АККОР в региональных конкурсных комиссиях. Такая работа налажена в большинстве регионов.

Как показывает практика, мнение фермерского сообщества в основном принимается во внимание. Благодаря этому, существенно снижаются риски, связанные с попытками включения так называемых «балконных фермеров» в число участников программ и за включение лиц, которые не вправе претендовать на получение грантов.

В то же время в ряде регионов представители АККОР не включены в состав конкурсных комиссий. Такая ситуация в Дагестане, Ингушетии, Ленинградской области. Необходима поддержка Минсельхоза России, чтобы не допускать подобные случаи.

 

Уважаемые коллеги!

Считаю необходимым кратко остановиться на проблемах, которые касаются фермерства в целом и в том числе грантополучателей.

Первое - вопросы доступности кредитования малых форм хозяйствования.

За период с 2011 г. по 2015 г. объемы субсидируемых кредитов по малым формам хозяйствования снизились с 63 млрд. до 7,7 млрд. рублей. А по крестьянским (фермерским) хозяйствам - с 25 до 1,5 млрд. рублей, или более чем в 16 раз.

Такой спад негативно отражается на развитии фермерского уклада и на экономическом состоянии малых форм хозяйствования в целом.

Нужно срочно исправлять ситуацию через изменение финансово-кредитной политики, через всемерное развитие сельскохозяйственной кредитной кооперации.

Выходом может стать разработка и внедрение упрощенного порядка кредитования. Это важно и для начинающих фермеров. У них отсутствует залоговая база, а стартовая позиция не позволяет рассчитывать на кредит.

 

Второе. Облегчение доступа крестьян к земельным ресурсам.

Недавно приняты важные изменения в земельное законодательство – об изъятии земельных участков при их неиспользовании по целевому назначению или использованию с нарушением законодательства. Рассчитываем, что они помогут сдвинуть этот многострадальный вопрос с мертвой точки.

Далее. Необходимо возобновить мероприятия по господдержке оформления земли в собственность всех дольщиков, включая крестьянские (фермерские) хозяйства на новых условиях.

И наконец, решить застарелый вопрос строительства на своей земле дома и хозяйственных объектов. Для фермера принципиально важно жить и работать на своем участке земли.

Третье. Фермеры различных регионов высказывают жалобы на трудности подключения к электрическим сетям.

Мыслимое ли дело, что цена на подключение в разы превышает размер гранта. Такие примеры были в Тверской, Вологодской областях и Красноярском крае.

АККОР уже обращался с предложением подключать фермеров к сетям на бесплатной основе. Минсельхоз поддержал это предложение.

Надеемся, что в нынешней ситуации будет найдено решение этого вопроса.

Четвертое. По-прежнему много нареканий в адрес контрольно-надзорных органов - прокуратуры, полиции, Россельхознадзора, Роспотребнадзора. Всех не перечислить.

Множество административных барьеров препятствует нормальной деятельности крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.

Парадокс! Одни государственные структуры не жалеют сил и средств на создание новых крестьянских хозяйств, на их поддержку. А другие государственные структуры усиленно душат фермера, вводят новые ограничения и предписания.

К примеру, в этом году введено лицензирование хранения навоза. Это значит – новая головная боль, новые расходы для крестьянина.

 

Уважаемые коллеги!

Учитывая значимость программы поддержки малых форм хозяйствования для развития сельского хозяйства, для возрождения российского села, предлагаем следующие меры по совершенствованию их реализации.

По грантовой поддержке начинающих фермеров целесообразно:

- Увеличить финансирование программы до 10 млрд. рублей.

- Отменить обязательное требование по созданию 1 рабочего места на каждые 500 тыс. руб. гранта. Предприниматель только становится на ноги, а мы его обременяем серьезными обязательствами найма 3 рабочих и дополнительными затратами.

- В связи с инфляцией и удорожанием сметной стоимости проекта увеличить размер гранта до 3 млн. рублей. Также важно в дальнейшем ежегодно корректировать суммы гранта на уровень инфляции.

По мероприятию «Развитие семейных животноводческих ферм на базе КФХ» предлагаем:

- Увеличить финансирование программы до 15 млрд. рублей.

- Включить в перечень получателей гранта индивидуальных предпринимателей.

Считаем неправомерным исключение 47 тысяч ИП из программы.

- Расширить полномочия региональных конкурсных комиссий в части продления сроков освоения грантов при наличии веских причин, которые не позволяют освоить грант в установленные сроки. Это правило должно действовать и в отношении других программ.

По мероприятию «Поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально–технической базы» предлагаем:

- Увеличить финансирования мероприятия до 10 млрд. рублей, расширив перечень направлений в соответствии с Концепцией развития сельскохозяйственной кооперации, в том числе кредитная кооперация, совместное использование сельхозтехники, переработка  и сбыт зерновых, технических культур, сахарной свеклы и т.д.

Это позволит увеличить количество кооперативов, помочь хранению и сбыту фермерской продукции.

Хорошие примеры тому есть в Липецкой области, где серьезное внимание уделяется развитию сельскохозяйственной кооперации.

- Включить в перечень затрат, финансируемых за счет гранта, подключение кооперативных объектов к инженерной инфраструктуре с расходованием до 40 процентов выделенных средств гранта на эти цели.

 

Уважаемые коллеги!

Программа поддержки малых форм хозяйствования позволит нам существенно продвинуться вперед в вопросе наращивания производства продовольствия и импортозамещения.

Эта программа нужна и для решения проблем устойчивого развития сельских территорий, создания новых рабочих мест, закрепления на селе прежде всего молодежи.

Цели, которые ставит руководство страны, вполне реальны. Чтобы реализовать их, нужны совместные усилия федеральных органов, региональных властей, местного самоуправления, фермерского сообщества.

Сама жизнь убеждает в том, что поддержка фермера – это поддержка села, а значит и поддержка России!