ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА АККОР ВЯЧЕСЛАВ ТЕЛЕГИН ВЫСТУПИЛ С ДОКЛАДОМ НА IV ВСЕРОССИЙСКОМ СЪЕЗДЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ

Уважаемые коллеги!

Подробный анализ причин, которые тормозят развитие кооперации, дан в Концепции, принятой I съездом. Все эти причины по-прежнему актуальны. На первом плане – недостаточная господдержка и несовершенство законодательной базы.

Тема нашего съезда – развитие сельскохозяйственной кооперации – стратегический путь развития отрасли.

Но так ли это на самом деле? Ответ очевиден – нет!

Что сегодня тормозит объединение крестьян в кооперативы?

Прежде всего то, что участие в кооперативе не сокращает, а только увеличивает число проблем, которых и без того выше крыши.

Это и двойное налогообложение, и дополнительные  административные барьеры, в частности, двойное сертифицирование продукции. Это и проблемы с кредитами. Мы имеем примеры, когда учредителям СХПК отказывают в кредитах именно за то, что они – учредители.

Есть проблемы и финансового плана.

Среднее фермерское хозяйство в прошлом году получило доход порядка 3 млн рублей. Из этих денег на кооператив фермер может выделить в лучшем случае несколько сотен тысяч. Это подтверждается и реальной практикой получения гранта на развитие кооператива.

Согласно требованиям, в СХПК может объединиться не менее 10 хозяйств. Средний размер гранта на СХПК составляет 8 млн рублей. Примерная доля собственных средств – 40% или 3-4 млн рублей. Что в расчете на одно хозяйство составляет порядка 300 тысяч рублей. Что является для большинства фермеров непосильным вкладом.

Мы считаем исключительно важным оказание сельхозкооперативам грантовой поддержки. Но, несмотря на то, что ее объемы увеличиваются и растет количество регионов-участников программы, кооперация на селе по-прежнему носит очаговый характер.

Президент В.В.Путин определил, что всемерное развитие фермерства и сельхозкооперации является важнейшим государственным приоритетом. Правительство, Минсельхоз должны наращивать свое непосредственное участие в этом процессе.

Государственную поддержку сельхозкооперации необходимо усиливать, ведь большая часть кооперативов, целые направления по-прежнему ее не имеют.

Скажем, сегодня на нее не могут рассчитывать те из них, кто занят подработкой, переработкой, хранением, фасовкой и реализацией зерновых и зернобобовых культур, подсолнечника, кормовых и технических культур, сахарной свеклы, кооперативы по совместному использованию техники и др.

Эти направления предусмотрены Концепцией развития сельхозкооперации и должны быть обеспечены господдержкой.

Почему мы считаем необходимым поддерживать все виды кооперации? Прежде всего потому, что они взаимодополняют друг друга, помогают друг другу развиваться.

К примеру, у нас в приоритетах молочная и мясная кооперация. Но без надежной кормовой базы не будет роста производства, - «молоко у коровы на языке». А кооперативы, производящие корма, - не получают господдержки. И это сдерживает развитие как одних, так и других

В то же время по молочной кооперации заложен целевой показатель 10% ежегодного прироста сбыта и переработки молока. Показатель существенный. Но его можно достичь, если подходить к развитию кооперативного движения системно, комплексно.

Уважаемые коллеги!

Сама жизнь требует изменить правила выделения господдержки кооперативам. Об этом в частности, говорили многие участники предсъездовских межрегиональных конференций по развитию сельхозкооперации и вчера на секциях съезда.

В ходе их обсуждений выработаны следующие предложения:

во-первых, изменить соотношение средств гранта. Сегодня средства федерального и регионального бюджетов в нем составляют 60%, а собственные средства крестьян 40%. Ситуация требует перейти к формуле 80 на 20%,

во-вторых, увеличить сроки освоения гранта до 24 месяцев, так как есть высокотехнологичные цеха, требующие значительного времени для строительства и запуска,

в-третьих, разрешить направлять средства гранта на подключение кооперативных объектов к инженерной инфраструктуре, уплату первоначального взноса по договорам лизинга, на строительство, реконструкцию или модернизацию подъездных путей к кооперативным объектам и т.д.

Предлагаем также разработать дополнительные меры господдержки, стимулирующие развитие кооперации, в виде субсидий из расчета на 1 тонну мяса и молока, закупаемого у членов кооператива – КФХ и ЛПХ для переработки в кооперативных цехах, производствах.

Учитывая низкий уровень информированности и знаний сельских предпринимателей, крестьян о кооперации и ее преимуществах, высока востребованность информационно-консультационных центров. К сожалению, это важное направление также не имеет господдержки. И это – просчёт.

Создание таких центров не требует особых затрат – много на них не сэкономишь, а польза будет значительная.

Далее. В последние годы в наш оборот входит понятие «опорный фермер». К нему тяготеют малые подворья. Они получают от опорного фермера помощь техникой, транспортом, сеном, зерном. Он дает работу соседям-односельчанам, расширяет производство.

Стихийная, теневая, начальная кооперация решает текущие проблемы, помогает выживать крестьянству. И ключевая задача - поддержать на старте эти ростки кооперации, обеспечить их развитие, переход в новое качество.

Считаем, что меры господдержки должны быть распространены на вновь создаваемые сельскохозяйственные кооперативы.

Уважаемые участники съезда!

Особо следует сказать о сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах. Потому что для любого кооператива, в том числе для тех, кто получил грант, для всех малых форм хозяйствования главный вопрос - где брать деньги на текущие нужды, на развитие.

Ситуация – сверхкритическая. Если в 2011 году малым формам хозяйствования – а это КФХ, ЛПХ, СХПК – было выдано субсидированных кредитов на 63,4 млрд рублей, то в 2015 – на 4,7 млрд. В 13 раз меньше. Соответственно, доля МФХ в общем объеме за этот период сократилась с 13,5% до 0,6% - в 22,5 раза.

В 2015 году на компенсации процентных ставок планировалось в Госпрорамме выделить 4,8 млрд рублей, а реально выплачено субсидий 130 млн, в том числе кооперативам только 56 млн. На какие цели и кому пошли остальные средства?!

Добавим к этому, что банки сворачивают филиальную сеть. Только за три последних года она сократилась с 42 до 35 тысяч, а за следующие 10 лет, по прогнозам экспертов Банка России, уменьшится еще в 2 раза.

Ситуация для малых форм хозяйствования становится все хуже. И главная надежда на ее спасение связана с развитием сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации.

Считаем, заявляем, требуем включить кредитную кооперацию в Госпрограмму и обеспечить ее достойным финансовым ресурсом. Иначе крестьянин останется вообще без средств на поддержание и развитие своих хозяйств и кооперативов.

Сегодня по объемам выданных кредитов – около 12 млрд рублей, сельскохозяйственная потребительская кредитная кооперация – в числе лидеров среди кредиторов малых форм хозяйствования. А потому заслуживает всемерной поддержки.

В связи с этим в первую очередь предлагаем поддержать Фонд развития сельскохозяйственной кредитной кооперации, предоставив ему долгосрочный целевой беспроцентный государственный займ на развитие кредитных кооперативов в размере 2 млрд рублей сроком на 20 лет с погашением равными долями после пяти лет освоения.

Мировой опыт и российская практика показывают, что вложения в развитие сельхозкооперации имеют большую отдачу.

Однако  предлагаемые сегодня меры по консолидации господдержки могут существенно ухудшить ситуацию. Саму идею мы считаем правильной. Разобраться в существующей системе, где предусмотрены 54 направления господдержки, - просто невозможно. Их надо укрупнять, консолидировать.

Но несправедливо и рискованно растворять в «единой субсидии» сектор малых форм хозяйствования, включая сельхозкооперацию. На наш взгляд, это ошибочное решение, которое необходимо исправить.

Предлагаем Правительству РФ, Минсельхозу России и Государственной Думе предусмотреть в принимаемом сейчас проекте закона «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» выделение отдельной строкой мероприятия по поддержке малых форм хозяйствования на селе, в том числе кооперативов, в соответствии с Госпрограммой.

Уважаемые коллеги!

Государственная поддержка развития сельскохозяйственной кооперации – это не только финансовый вопрос. Серьезным сдерживающим фактором является несовершенство законодательной базы. Проблем здесь немало. Остановлюсь на трех, наиболее значимых.

Во-первых, в статье 123.1. Гражданском кодексе необходимо исключить сельскохозяйственные потребительские кооперативы из организаций, которые не распределяют полученную прибыль между участниками, и закрепить порядок распределения доходов между членами СХПК, который предусмотрен законом «О сельскохозяйственной кооперации», положительно зарекомендовавшим себя на протяжении двадцати лет.

Во-вторых, в Налоговом кодексе предусмотреть снижение удельного веса оказываемых услуг СХПК для своих членов с 70 до 50 процентов, как это записано в законе «О развитии сельскохозяйственной кооперации», а также изменить другие нормы Кодекса, которые не учитывают специфику сельскохозяйственной потребительской кооперации.

В-третьих, в Кодексе об административных правонарушениях РФ значительно снизить штрафные санкции к потребительским кооперативам и их руководителям в соответствии с принципом пропорциональной ответственности.

Правовых проблем очень много, по некоторым требуется согласование позиции внутри кооперативного сообщества и с государственными органами.

Приказом Министра создана рабочая группа из представителей кооперативных объединений и Минсельхоза России. Поддерживаем предложение Джамбулата Хизировича Хатуова, чтобы ее силами были доработаны многочисленные предложения по изменениям законодательства, с тем, чтобы уже в первом квартале следующего года «кооперативный пакет» был внесен на рассмотрение законодателей.

В новом составе Государственной Думы АККОР серьезно увеличил свое представительство. Депутатами избраны В.Н.Плотников – Президент АККОР, фермеры С.В.Максимова, Б.К.Адучиев, а также представитель производственной кооперации А.Ф.Лавриненко. Значительно укрепился профильный комитет. Рассчитываем, что получим от депутатов поддержку в решении имеющихся правовых проблем.

Кроме того, для решения вопросов и проблем развития сельскохозяйственной кооперации предлагаем в состав рабочей группы при Правительстве Российской Федерации включить  представителей ведущих сельскохозяйственных кооперативных организаций.

Уважаемые коллеги!

Сельхозкооперация является магистральным путем развития сельского хозяйства и прежде всего малых форм хозяйствования. Нужна государственная воля, и тогда, уверен, средства для ее развития будут найдены даже в наших сложных условиях.

Очевидно, что центральная фигура в кооперативном движении на селе – это фермер. Чем прочнее он стоит на земле, тем действеннее фермерское движение, тем увереннее идет развитие кооперации.

И наоборот, сильная кооперация – важнейшее условие благополучия и развития фермерских хозяйств, реального подъема сельских территорий, возрождения российской глубинки.

Именно поэтому сельхозкооперация на деле должна стать стратегически значимым направлением нашей аграрной политики.

Спасибо за внимание.