АЛЕКСАНДР КОНАШЕНКОВ: КРУПНЫЙ ИНВЕСТОР – ВРАГ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Президент  Ассоциации «Псковский фермер» Александр Конашенков  рассказал о сегодняшних проблемах фермеров, владельцев личных подсобных хозяйств, мерах господдержки,  роли инвесторов в развитии сельских территорий:

- Одна из главных проблем — это поддержка ЛПХ. У нас в Псковской области подсобных хозяйств остаётся всё меньше и меньше. Наиболее сильный удар по животноводству в ЛПХ и КФХ был нанесён введением положения о забое скота на специализированных бойнях. Боен ещё не было, а продать скот официально уже было невозможно. Эта ситуация сразу породила теневой рынок. Наибольшую выгоду получили перекупщики, которые задаром скупают скот у населения.

Представьте, кролика или барана надо свезти на бойню за 100 километров, забить, заплатить за забой, привезти опять в районную ветстанцию, затем заклеймить и везти продавать на рынок и, если это областной центр, то и там ветслужба рынка ещё раз проверит. И за всё это нужно платить. Стоимость мяса не окупает перевозку и забой, и уходит на всё это уйма времени.  И население, для которого скотина была хорошим подспорьем, перестаёт держать животных.

Дума может легко принять любой закон, а позволить крестьянину легально забить барана и продать — это выше сил думы. Это положение необходимо срочно изменить.

Теперь об инвесторах. Кто у нас считается инвестором? Это тот, кто смог в государственном банке взять миллиардный кредит, отстроить производство (при этом на одних животных и стройке озолотиться) и на этот миллиардный кредит получать миллиардную субсидию от государства. Земля такому инвестору выделяется мгновенно. У нас даже в некоторых районах принята норма до 70% от общего количества земли может такой инвестор иметь. Инвестор очень выгоден чиновникам для отчёта. Построил за государственные деньги мегакомплекс и докладывай в Москву о мощном приросте производства.

Вне поля зрения остаётся собственно сельская жизнь. Что получают от прихода инвестора местные жители? Практика показывает, что почти ничего. Даже там, где инвестиции реально работают, крупные предприятия предпочитают возить гастарбайтеров, вместо того, чтобы нанимать местных. В итоге жителям остаётся испорченная экология, банкам долги и разорённая территория. По нашей области таких примеров достаточно. Для инвестора сельская территория — это всего лишь площадка для бизнеса, которую необходимо освоить.

Для собственника, который живет на селе, сельское хозяйство – это образ жизни. А инвестор заботится только о собственной прибыли. Об устойчивом развитии сельских территорий в этом случае не может быть и речи.

Необходимо законодательно ограничить размер хозяйств (в зависимости от региона) и ограничить поголовье скота, содержащееся на одной ферме. По нашему мнению, 100-150 голов КРС оптимально. Важно обеспечить землёй и помочь создать собственные предприятия местному населению. Для создания таких хозяйств и привлечения для работы в них в первую очередь молодёжи необходимо кардинально перестроить аграрную политику. Сегодня эта политика поддерживает крупного инвестора. Это самый большой враг развития сельских территорий.

Необходимо оставить часть земель в резерве именно для развития фермерских хозяйств. Не допустить монополию на землю – не более 10% в одни руки, а, может, где и менее.

Нужно, чтобы инвесторами были сами местные жители, которые желают работать в сельском хозяйстве. Денег у них нет. Поэтому необходимо искать людей, желающих работать и создавать для них предприятия под ключ. Далее схема может быть разной: или аренда имущества или что-то другое, а желающие найдутся. Как показала практика грантовой поддержки начинающих фермеров и семейных ферм, желающих получить гранты и работать намного больше, чем их выделяется.

За те миллиарды, что тратит государство на поддержку мегакомплексов, можно было уже открыть тысячи семейных ферм. Эти фермы и стали бы основой жизни села. Мы бы получили тысячи хозяев, а не единицы, как сейчас.

Тема консолидации господдержки также волнует фермеров. Много предложений высказывается и в Минсельхозе, и в регионах. Считаю, необходимо оставить один вид – а именно погектарную несвязанную, как в большинстве цивилизованных стран. Эта поддержка должна рассчитываться в зависимости от региона страны (поправочный коэффициент, учитывающий климат, состояние производства, население и т.д.). Это позволит наполнить данный вид поддержки денежным содержанием, сделать её существенной. Все с/х производители будут в равных условиях.

Выделять деньги на несвязанную поддержку необходимо к весенней посевной. Благодаря этому, значительно уменьшится зависимость крестьян от банковских кредитов. Банки должны конкурировать за право предоставить кредит. Появится дополнительный стимул для вовлечения земли в севооборот.  Мы произвели подсчёт по Псковской области и получилось около 12 тысяч рублей поддержки на гектар. (Можно легко сосчитать по любому региону: поделить все выделенные средства на количество используемых гектаров).

Необходимо также оставить целевые программы по развитию малых форм хозяйствования на селе (начинающих фермеров и семейных ферм), но довести эти программы до совершенства.  Чтобы крестьяне, принимающие в них участие, получали бы на выходе программы готовое производство. Вся продукция, произведённая на селе, должна быть реализована, и государство должно помочь в этом.