ОТБЕРИ У ФЕРМЕРОВ ЗЕМЛЮ, И СЕЛО ПОГИБНЕТ

Фермерское движение в России в последние годы набирает силу, на его поддержку направляются не малые  средства, а малый бизнес провозглашается двигателем экономики. В свете всего этого ситуация, сложившаяся на Ставрополье, кажется многим просто абсурдной. У фермеров пытаются отобрать возможность работать на земле, изменив законодательство в пользу агрохолдингов и крупных землевладельцев. Чтобы остановить убийственную инициативу, фермеры приехали на очередное собрание краевой АККОР.

Опасная уравниловка

Помимо представителей региональной Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, на собрание были приглашены руководители фермерских объединений и общественных организаций из республик Кабардино-Балкария, Дагестан, Ингушетия и Калмыкия. Рассказывая о положении дел у себя дома, гости с удивлением признавались, что и не подозревали, какая серьезная проблема стоит перед ставропольцами.

– У нас очень тяжелое положение с землей, –  с таких слов начал свое выступление председатель краевой АККОР Виктор Пыленок. –  На протяжении всего последнего года мы воевали с нашим правительством и Думой края, пытаясь доказать, что изменения в законе о регулировании земельных отношений губительны для нас. Принятие предлагаемых поправок выгодно только агрохолдингам и крупным землевладельцам, пришедшим в регион со стороны. А малый и средний бизнес в сельском хозяйстве нашего края будет тогда потерян. 

Поправки, о которых идет речь, устанавливают предельные минимальные размеры образуемых новых участков из земель сельхозназначения – не менее 2,5 тысяч гектаров. При таком раскладе шансы ставропольцев организовать К(Ф)Х будут близки нулю. Как показывает практика, многие начинают фермерствовать на небольших полях.

Без права голоса

По данным статистики, на Ставрополье зарегистрирован 16381 индивидуальный предприниматель – глава крестьянского (фермерского) хозяйства. Площадь земель, на которых они работают, составляет почти миллион гектаров, из которых ежегодно засевается около 700 тысяч. При разрешенном минимуме в 30 га средний размер участков составляет 183 гектара. Более сотни ставропольских фермеров имеют в своих хозяйствах от 2 до 8 тысяч гектаров земли.

– В этом году в крае получен самый большой за историю региона урожай зерновых, – напомнил председатель региональной АККОР, – Немалый вклад в это достижение внесли наши фермеры. Они могли бы дать стране еще больше зерна, если бы не было у нас проблем с землей, которые годами не решаются.

Но привычные трудности показались ставропольцам пустяками, когда в октябре прошлого года стало известно о предполагаемом внесении поправок в статьи 32 и 34 краевого закона «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений». В марте 2016-го они были приняты в первом чтении Думой края, причем большинство голосов обеспечили парламентарии от «Единой России» – партии, которая и выступила с такой инициативой. Фермерское сообщество возмутилось, и в апреле для обсуждения дальнейших действий в Грачевском районе собралось более 500 глав К(Ф)Х. А уже в июне в Петровском районе состоялся митинг, участники которого протестовали против уничтожения фермерства. Вмешался губернатор Владимир Владимиров, и закон о поправках отложили в сторону. Но как только этой осенью заработала Дума шестого созыва, законопроект снова оказался на повестке дня.

– С прежними руководителями региона фермерский актив края  встречались ежеквартально, – отметил Виктор Пыленок. – Вместе с ними решали самые актуальные вопросы. Благодаря этому краевая АККОР стала одной из самых крупных и эффективных фермерских ассоциаций в России. Но на протяжении трех лет, которые Владимиров руководит краем, он ни разу не приехал, хотя мы приглашали его на съезды и наши собрания.

За время, которое ставропольские фермеры борются за свое будущее, их никто не захотел слушать. Краевая власть не скрывает, что поддерживает принятие поправок, крупных землевладельцев, а внимание Москвы привлечь, тоже не удалось. Даже во время прямой линии с Владимиром Путиным фермерам края, а наши обращения остались без внимания.

Вынужденные меры

В октябре текущего года Союз работодателей Ставропольского края на своем заседании решил всем напомнить о злополучных поправках. Под предлогом того, что фермеры якобы разоряют село и растаскивают на куски коллективные хозяйства. Тогда же ими было решено провести в Петровском районе митинг, официально названный праздником в честь окончания сева, под девизом "Сохраним село - Ставрополье".  Задействовав мощный административный ресурс, в Светлоград на автобусах свезли около тысячи работников крупных землевладельцев. Селян, плохо понимавших, о чем идет речь, агитировали выступать за изменение закона, регулирующего земельные отношения. 

– В преддверии того заседания фермеры  сообщили  о намерении поучаствовать в его работе в краевой минсельхоз, – рассказал Виктор Пыленок. –  Я и еще четыре фермера входим в этот Союз. Фермеры – тоже работодатели, и в их хозяйствах работает 32 тысячи человек. Но мне ответили, что это общественная организация, и министерство не имеет на нее влияния. В итоге нас вообще не пригласили.

После обращения к президенту АККОР России Владимиру Плотникову весь ее аппарат подключился к борьбе. Ведется работа с документами, ставропольцам оказывается консультационная помощь, подготовлено и отправлено очередное письмо Президенту РФ. Но если все предпринятые меры не дадут результата, выход один — организация митинга в Ставрополе с привлечением не менее 3 тысяч участников. В их числе должны быть председатели областных, краевых и республиканских фермерских ассоциаций всей России.

– Прошу актив краевой АККОР донести ситуацию до фермеров на местах, – обратился к коллегам председатель Ассоциации. – Ситуация очень серьезная, и если мы сейчас не объединимся, не станем отстаивать свои позиции сообща, то можем проиграть.

Кто защитит село

Фермеры Ставрополья настроены решительно, и многие высказываются в довольно резком тоне.

— Похоже, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих, —констатирует глава  К(Ф)Х из Петровского района Стефан Водопьянов. — На волне предвыборной кампании некоторые из кандидатов в депутаты краевой думы обещали нам помочь, но потом о нас забыли. Крупный бизнес, который к нам придет, сомнет всех оставшихся фермеров. Им все равно, сохранится ли село, кто там живет и что с ними будет. В крае немало примеров, когда крупные коллективные хозяйства развалили и продали землю чужакам- иностранцам, а  теперь в селах нищета, работать негде, дома стоят с забитыми окнами. Это нонсенс – не отдавать землю тем, кто на ней с детства живет и хочет работать.

— Те инвесторы, которые пришли в наш край, в большинстве своем недобросовестно ведут себя с собственниками земли, — считает глава К(Ф)Х «Пономарево» Александр Пономарев из Грачевского района. — Никто им не запретит снизить арендную плату, если они станут монополистами, а пайщикам некуда будет деваться. По сути, эти поправки в закон введут на становление крепостное право. Большинство же фермеров-арендаторов родились на этой земле, они хорошо знают своих пайщиков, и пайщики их, и чем живет их село, помогая решают социальные вопросы. 

Не все фермеры верят в возможность договориться, потому что власть уже показала свое нежелание слушать тружеников села.

— Какой смысл обращаться к депутатам и губернатору, если даже президент России не дает нам ответ, —  высказался глава К(Ф)Х Василий Лопатин из Изобильненского района. — Единственное, что нам остается —  организовать митинг с участием фермеров всей страны. Нужно провести его так, чтобы о нашем положении узнала вся Россия. Мы заслужили  среди селян авторитет и уважение своим трудом, тем, что даем рабочие места, производим качественную продукцию, помогаем селу. И продаем корма для кормления животных личных подсобных хозяйств, по приемлемым ценам. И нам надо использовать поддержку людей.

— Гранты и субсидии получаемые не всеми не помогут фермерам, — считает глава  К(Ф)Х Алексей Черниговский из Петровского района. — Потому что на местах совсем другая политика. Нам просто мешают работать: например, как только начинается уборка, глава района перекрывает дороги, и я не могу провезти зерно на элеватор. Сколько фермеры ни делают для сохранения и развития села, все равно они плохие. Некоторые села напоминают послевоенные руины, но это никого не волнует. Только и слышишь: «Не ходи туда, не бери землю».

Сила в единении

Представители республиканских фермерских объединений поддержали ставропольцев. Как оказалось, проблемы у всех общие, и для их решения надо начинать действовать совместно.

— Высшая власть не против развития малого предпринимательства, — уверен генеральный директор Ассоциации фермеров Дагестана Магомед Абдурахманов. — Но главы регионов не  вникают в проблемы фермеров.  Например, к нам на заседания глава республики тоже не приходит. Надо обращаться наверх, в Москву. В чем тогда состоит его работа, если руководство АККОР России не выезжает на места? 

— Земельный вопрос очень сложный и у нас, — подтвердила вице-президент АККОР Кабардино-Балкарии Фердау Тилова. — Я знаю фермеров, которые из года в год тщетно пытаются получить землю в аренду. Государство нас не слышит, но все равно надо добиваться диалога с властью.   

— Фермерам не хватает юридической грамотности, — считает председатель движение сельских женщин Республики Калмыкия Татьяна Блык. — А каждый фермер должен знать законы, по которым он работает, и которые его защищают, иначе нас будут давить. Нам тоже знакома политика холдингов. Вначале они забрали у нас заводы и добывающие предприятия, а сейчас отбирают и землю.

— Сегодня мы подписали соглашение о сотрудничестве с АККОР Кабардино-Балкарии для обмена опытом и проведения совместных мероприятий, — резюмирует Виктор Пыленок. — Подобные соглашения обязательно заключим и с другими республиками, нашими соседями.   По результатам собрания будет подготовлена резолюция на имя полномочного представителя Президента России в СКФО. Ставропольские фермеры не сдадут своих позиций, и, думаю, победа будет за нами.

В декабре краевая АККОР планирует организовать съезд, на который будут приглашены представители фермерских объединений из разных регионов России, поддерживающие фермеров депутаты краевого и федерального парламентов. Эта встреча станет ключевой в решении вопроса, сохранится ли фермерство на Ставрополье и во всей России.  Ведь если битву проиграет один регион, то под ударом может оказаться вся страна.

Ольга Михайлова, газета «Земля и жизнь»