ОЛЬГА БАШМАЧНИКОВА ВЫСТУПИЛА НА ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЯХ В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

24 ноября в Совете Федерации  прошли парламентские слушания по обеспечению продовольственной безопасности. Обсуждались, в частности,  реализация программы импортозамещения в сельском хозяйстве, развитие  малых форм хозяйствования, способы борьбы с некачественной и фальсифицированной продукцией.​ Заместитель директора Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Ольга Башмачникова выступила с докладом «Диверсификация  аграрного  производства - решение  задачи продовольственной и национальной безопасности страны».         

-В целях обеспечения продовольственной безопасности ставится задача по наращиванию объемов производства сельхозпродукции внутри страны.

И в этом смысле, если мы хотим получить долгосрочный устойчивый рост, необходимо вовлечь в работу все субъекты предпринимательства, использовать все имеющиеся резервы. Пока, мы в этом мало приуспели.

За 10 лет бюджетные расходы на АПК выросли в разы, но это не привело к сопоставимому росту объемов производства. Колоссальные финансовые вливания в молочное животноводство так и не вывели его из стагнации, не остановили падение поголовья коров.

В ситуации дефицита бюджета особую роль играет правильность выбранных государственных приоритетов.

На одной чаше весов - прежде всего крупные и средние схо, агрохолдинги, мегафермы,  на другой - КФХ, ЛПХ, микропредприятия и кооперативы.  И если первые являются безусловным приоритетом и имеют все условия для развития – земля, кредиты, господдержка, рынки сбыта, то вторые вынуждена бороться, и чаще всего безуспешно, за те же ресурсы и развиваться во многом не благодаря, а вопреки.

Нельзя не признать, что крупный агробизнес решает ряд значимых задач - насыщение продовольственного рынка в крупных городах и мегаполисах,  обеспечение объемов экспорта.

Однако, он имеет  и  серьезные минусы:

- разрушается экономическая модель хозяйствования на сельских территориях, что приводит к обезлюдиванию местности;

- завышается стоимость масштабных инвестиций, как следствие - высокая  закредитованность отрасли,

- понижается качество продукции;

- разрушается экологический баланс в сельской местности.

 Что касается малого предпринимательства – оно обеспечивает:

- вовлечение в бизнес местного сельского населения и сохранение сельской популяции;

- высокое качество проджукции;

- экологическую безопасность самого производства и местности обитания;

- низкозатратность  инвестиций.

Запуск массового сельхозпроизводства, в котором было бы задействовано значительное количество сельских жителей, сможет решить  сразу несколько задач. Во-первых - продовольственную – объем продукции с малого сектора при имеющихся темпах роста увеличился бы в разы. И сегодня это  уже половина.

Во-вторых – задачу национальной безопасности – расселение людей на сельской территории и их занятость.

В-третьих, диверсификация производственных рисков.  

О потенциале фермерского сектора свидетельствуют темпы роста и занимаемая доля в общем пироге. По некоторым направлениям она существенна.

По данным Росстата за 9 месяцев 2016 года доля КФХ в производстве

Зерновых и зернобобовых культур доля фермеров – 28%

По подсолнечнику – 29%

По картофелю - 7%

По овощам - 13%

По сахарной свекле -14%

На 1 октября 2016 года по сравнению с предыдущим периодом.

КФХ показали прирост объемов практически по всем направлениям,

даже по свиноводству по сравнению с тем же периодом 2015 года.

+2% скота и птицы на убой

+3% валовой надой молока

+13% яиц

+3% поголовье КРС

+4%  коров

+1% свиней

+10% птицы

Подобная динамика  подтверждается десятилетиями. 

Увеличиваются посевные площади, среднегодовой прирост пашни у КФХ  – 854 тысячи га. 

За  период с 2005-2015 гг. поголовье коров в КФХ увеличилось в 2,7 раза, а производство молока  – в 2 раза. Та же тенденция сохранилась и за 9 месяцев текущего года. Поголовье коз и овец выросло в 2 раза. 

 Очевидно, фермерский уклад наращивает производство и  демонстрирует  высокие темпы роста. Но его массово развития не наблюдается.

В последние годы мы имеем отрицательную динамику по численности КФХ.

По данным ВСХП 2016 года, количество КФХ еще меньше - 174,8 тыс.

Закономерный вопрос: что сдерживает развитие фермерского уклада?

Для того, чтобы вовлечь людей в малое семейное производство на селе нужно объединить мотивацию сельского образа жизни с наличием социальной инфаструктуры,  а также убрать барьеры на входе в отрасль малым бизнес-форматом благодаря простому администрированию и доступности ресурсов.

Увеличение количества субъектов МФХ должно сопровождаться стимулированием создания кооперативной, логистической и перерабатывающей инфраструктуры.

Сегодня государственный приоритет должен быть, как минимум, дополнен развитием субъектов малого предпринимательства на селе. В этом мы можем опираться на зарубежный опыт.

Именно семейная ферма лежит в основе мирового АПК.  В Польше  – это записано в Конституции. В Америке, по данным Джонатана Гресела, полномочного министра, советника по вопросам сельского хозяйства посольства США в России, семейные фермы производят 85% всей сельхозпродукции страны. А это не маленькая Европейская страна.

Если мы говорим о ресурсах, то в первую очередь речь идет о доступе малого сектора АПК к земле, господдержке,  кредитам.

Земля.

Мы убеждены, фермерам, в том числе начинающим  необходимо выделять землю в аренду,  переводить ее из аренды в собственность,  а также расширять  участок  без торгов и без условия «наличие 1 заявления».

Действующее законодательство - 171-ФЗ (О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ, принятом 23 июня 2014)  порождает сразу несколько проблем:

- невозможность получить землю начинающим фермерам;

- невозможность расширить свои земельные наделы субъектам малого предпринимательства уже ведущим сельхозпроизводство.

Считаем, что земельные участки, в том числе полученные в ходе процедуры изъятия неиспользуемых земель сельхозназначения, должны в приоритетном порядке  предоставляться крестьянским (фермерским) хозяйствам в аренду или в безвозмездное срочное пользование на 5 лет с правом последующего выкупа.

С другой стороны, необходимо законодательно установить предельные площади земельных участков у одного собственника и ввести прогрессивный налог на землю. Это остановит рост латифундий.

В этой связи также важно со стороны государства стимулировать крупные предприятия, агрохолдинги передавать этап первичного сельскохозяйственного производства семейным фермам на взаимовыгодных условиях. Это мировая практика.

Также в самое короткое время важно решить вопрос со строительством жилья на землях сельхозназначения.

В части Господдержки.

Мы должны серьезно говорить о значительном расширении масштабов действующих программ поддержки МФХ - начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм и развития сельскохозяйственной потребительской кооперации. На этот счет есть серьезные опасения.

Объединение поддержки МФХ в единую субсидию не позволит дать из центра серьезный импульс на развитие малых семейных бизнесов и кооперации. Речь должна идти об увеличении господдержки по данным направлениям в разы и выделение ее отдельной строкой в государственной программе.

Важно обеспечить реальное доведение до КФХ погектарной поддержки даже при новом принципе ее распределения, а само направление значительно докапитализировать.

Следующее.

Необходимо обеспечить доступ субъектов МФХ к кредитованию.

Национальный приоритетный проект развития АПК решал задачу доступности финансовых ресурсов для малых форм, в том числе через систему кредитных кооперативов – доля кредитов малого сектора была увеличена с 0,16% в общем объеме кредитования  до 14%.

Сегодня динамика с точностью до наоборот, и это серьезно пугает.

С 2011 года доля  МФХ в общем объеме кредитов за этот период сократилась с 13,5% до 0,6% - в 22,5 раза.

Что здесь можно было бы сделать.

1) Запустить программы активного кредитования малых форм на селе с использованием гарантий предоставляемых корпорацией МСП.  Без гарантий, решающих проблему недостаточности залоговой базы, квота на дешевые кредиты, предусмотренная проектом постановления Правительства МФХ не будет использована.

2) Во избежание трудностей нормативного регулирования коммерческих банков со стороны ЦБ, приводящих к необходимости резервирования значительной части средств по рисковым кредитам (доходящим до 100% средств), создать федеральный фонд поддержки микробизнеса в АПК, представляющий займы микропредприятиям,  КФХ, фермерам, кооперативам, за счет перераспределения части финансовых ресурсов Федеральной корпорации МСП. Соответственно необходимо сформировать сеть финансовых институтов на местах.

3) В проект постановления Правительства о  льготных кредитах до 5% необходимо включить кредитные кооперативы. Господдержка сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации и выстраивание взаимодействия с крупными финансовыми институтами, представленными на рынке капиталов, поможет существенно продвинуть решение проблемы кредитования МФХ. Уже сегодня она занимает 3 место по объемам кредитования сектора.

Следующее. Опрос фермеров накануне съезда показал - проблемы сбыта стоят на первом месте.

Для решения этой задачи  важно выстроить кооперативную логистическую и перерабатывающую системы движения продукции, производимой малыми формами, от поля до прилавка.

Об этом, в частности, говорили участники прошедшего недавно 4 съезда сельскохозяйственных кооперативов. Итоговая резолюция включает значительное количество предложений. Главное - чтобы резолюция стала основанием для принятия решений.

Информирование, консультирование и разъяснительная работа  также являются важнейшей составляющей успеха малых форм хозяйствования.

Остановлюсь лишь на одной проблеме - недоступности  IT услуг в сельской местности. Интернет не дошел до каждого дома  на селе. Со специализированными интернет порталами и бизнес-навигаторами  могут работать организации–консультанты - кооперативы, ассоциации, союзы, ИКЦ, которые, получив информацию через интернет, проводят работу с людьми лицом к лицу. Развитие информацинно-консультационных сервисов, выполняющих  функцию центров делового развития, важнейшая задача государства. Об этом свидетельствует международная практика.

В Нидерландах благодаря высоким технологиям, выстроенной логистической инфраструктуре, информационной поддержке и постоянному обучению фермеры повышают свою эффективность.  Уровень самообеспеченности по картофелю – 190%, яйцо – 350%, свинина- 265%, мясо птицы – 240%. Отсюда высокая доля экспорта. Об этом говорил министр-советник посольства Королевства Нидерландов в России Филип де Йонг на гайдаровскойм форуме в начале года.

Завершить выступление хочу словами академика РАН Ксенофонтова Михаила Юрьевича. Недавно на Никоновских чтениях он говорил о том, что мы добились быстрого роста по некоторым направлениям за счет крупных комплексов. Давайте начнем думать о долгосрочном выстраивании системы аграрной экономики, давайте подумаем о людях, которые живут на селе и что для них сделаем».