ОЛЬГА БАШМАЧНИКОВА: ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ АПК – ДОЛГОЖДАННАЯ НОВОСТЬ ДЛЯ АГРАРИЕВ

Утвержденный Правительством РФ механизм льготного кредитования, согласно которому сельхозтоваропроизводитель сразу получает кредит по низкой ставке, не отвлекая собственные средства на уплату процентов, возвращение которых нужно ждать, – это долгожданный для аграриев документ

Целесообразность очевидна и ее не нужно доказывать. Вопросы прямого льготного кредитования поднимались в течение долгого времени на всех общественных и политических площадках. 

Значимым в Постановлении является тот факт, что выделена квота  на малые формы хозяйствования, под которыми подразумеваются КФХ и сельскохозяйственные потребительские кооперативы (без кредитных). Эта квота составляет не менее 20%.  Если в бюджете госпрограммы развития сельского хозяйства на компенсацию процентных ставок заложен 21 млрд., а это 10%, то общий объем льготного кредитования составит чуть более 200 млрд. рублей. При этом на малые формы придется порядка 40 млрд. льготных кредитов. И есть уверенность, что это будет соблюдено, так как согласно Постановлению реестры на кредиты  готовит банк, а утверждает Минсельхоз. В реестре видно количество получателей кредитов, а не только сумма. И информация должна быть публичной. Конечно, этого недостаточно, но сейчас объем льготного кредитования МФХ фактически в разы меньше.

Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России неоднократно включала вопрос о льготных кредитах и квотировании в решения съездов фермеров. Эта тема звучала в докладе Президента АККОР Плотникова В.Н на 27 съезде фермеров.  Предложение о квотировании и ведении реестра в 2016 году вошло и в решение съезда Аграрной партии России, на основании которого было направлено Обращение Президенту РФ.

Это очень важное решение, которого удалось добиться.

Сам факт квотирования при льготном кредитовании фермеров уже имел место быть в начале развития фермерского движения в 90-х годах. Механизм предусматривал взаимодействие  банков и Фонда  льготного кредитования. Тогда была введена квота для фермеров. Однако она не была использована по причине нехватки залогового обеспечения у фермеров и за эту квоту была нешуточная борьба.

Опираясь на имеющийся опыт, а также анализируя текущую ситуацию, хотелось бы порассуждать какие при новом механизме кредитования могут быть подводные камни и проблемы.

1.Потребность в льготном кредитовании большая. Даже приблизительная оценка 300 млрд. – значит, денег выделено две трети от потребности.  Принимая во внимание тот факт, что спрос рождает предложение, значительный объем льготных кредитов мог бы стимулировать предпринимательскую активность. Этого бума точно не случится.

2. По краткосрочному кредитование есть ограничение максимального размера кредита – 1 млрд. рублей. По инвестиционному – нет. В проекте было сначала 8 млрд, а сейчас сняли. Значит, львиную долю средств возьмут крупные агрохолдинги, вопрос - что останется остальным? В этой связи наличие квоты на малые формы защищает в какой-то мере.

3. Однако наличие квоты не означает кредитование. Может возникнуть проблема недостатка залога. Ведь в последнее время объем кредитования МФХ снизился значительно, в том числе по этой причине. Поэтому особую роль здесь могут сыграть корпорация МСПи, фонды поддержки малого предпринимательства, созданные по линии Министерства экономического развития – важен инструмент предоставления гарантий. И кто -то в стране должен быть очень сильно заинтересован в том, чтобы корпорация МСП и Минэк сработали здесь с малым формами в сельском хозяйстве на 100% с учетом приоритетности. Кто мог бы взять на себя контролирующую роль активности предоставления гарантий со стороны МСП и Минэка? Думаю, Минсельхоз – как основная структура, отвечающая за субсидии по кредитам в АПК. Минсельхоз может решить эту задачу и скоординировать работу банков и корпорации в тесной увязке – особенно в отношении малых форм.  Субсидироваться будут определенные направления, отраженные в плане МСХ РФ. Пока на производство и переработку сельхозпродукции. Но на каком-то этапе направления будут выделены. 

4.Предприниматели, допустившие просрочку и оформившие пролонгацию кредита – слетают с субсидий – банк имеет право назначит другую ставку с увеличением процента - не более 10% - в сумме те же 15%. Если есть просрочка, но не оформлена пролонгация субсидирование возобновляется после вхождения в график и погашения долгов. 

5.  Повышение процентной ставки возможно, также, если произошло нецелевое использование кредита. В полномочиях банков снова увеличить ставку. Это важно учитывать при оформлении кредита. 

Предвидя возможные трудности можно попытаться их избежать совместно с ответственными и заинтересованными структурами благодаря единой и слаженной нацеленной на положительный результат работе.

заместитель  директора АККОР  Ольга Башмачникова