ОНФ ПРЕДЛАГАЕТ СОЗДАТЬ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОДУКЦИИ ФЕРМЕРОВ ФЕДЕРАЛЬНУЮ СБЫТОВУЮ СЕТЬ – КОНКУРЕНТА КРУПНОМУ РЕТЕЙЛУ

Правительству РФ необходимо развивать сельское хозяйство, формируя федеральную кооперативную сбытовую сеть, которая должна стать достойным конкурентом крупному ретейлу. По многим видам продукции небольшие формы хозяйствования производят 50% общего объема продукции в аграрной отрасли. Малый агробизнес обеспечивает занятость сельского населения, содействует развитию местных бюджетов, сохраняет от деградации земельные ресурсы. Поэтому президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию поручил правительству уделить особое внимание поддержке сельхозкооперации, обеспечивающей отечественным фермерам новые возможности для выхода на рынок сбыта своей продукции.

Но одной из основных проблем развития сельскохозяйственной кооперации в России является отсутствие мотивации у малых и средних сельхозпроизводителей объединяться, в том числе для реализации своей продукции.

«У фермеров нет свободных денежных ресурсов для создания общей инфраструктуры, в том числе складских и перерабатывающих объектов, а льготные кредиты остаются для них недоступны. Для объединения фермеров нужна стартовая господдержка через создание системы кооперативных логистических центров, где продукция, выращенная мелкими хозяйственниками, может храниться, фасоваться и направляться в торговые сети, магазины шаговой доступности, на ярмарки и рынки», – считает эксперт рабочей группы ОНФ, вице-президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Ольга Башмачникова.

Пока же у фермеров, которые с каждым годом увеличивают объемы производства продукции, возникают серьезные проблемы с ее сбытом. Недостаток складских помещений заставляет их в спешке сбывать перекупщикам выращенную продукцию за бесценок, чтобы она не пропала. Отсутствие развитой инфраструктуры рядом с хозяйством часто вынуждает фермера ехать за 200 км ради получения разрешения на забой скота, а нехватка сведений о состоянии рынка нередко приводит к перепроизводству продукции.

Эксперты отмечают, что в России с 2015 г. осуществляется господдержка строительства оптово-распределительных центров (ОРЦ): бизнесмены получают из бюджета компенсацию понесенных затрат на строительство данных объектов. К примеру, в прошлом году в рамках программы по созданию и модернизации оптово-распределительных центров был реализован один проект на 75 тыс. т единовременного хранения. Но у экспертов есть немало принципиальных вопросов к этой программе. Например, почему Минсельхоз России, отвечающий за реализацию этого направления, до сих пор не создал единую систему государственного регулирования деятельности создаваемых с господдержкой оптово-распределительных центров? Также отсутствуют единые стандарты управления и контроля за их деятельностью. А ведь строительство оптово-распределительных центров – это масштабные проекты, требующие многомиллиардных вложений из бюджета.

«Возникает и еще один важный вопрос: как смогут эти центры изменить ситуацию со сбытом продукции малыми и средними товаропроизводителями, если в стране до сих пор нет действенной сельскохозяйственной кооперативной сети? Как будет государство обеспечивать доступность создаваемых ОРЦ для разрозненных отечественных фермеров?» – задается вопросами Ольга Башмачникова.

Создание товаропроводящих сетей в разных странах мира, например в Испании, Франции, Польше и т.д., имеет многолетнюю историю, наиболее успешные в этом плане страны всегда оставляют контроль за создаваемыми с участием бюджетных средств такими структурами за государством, одновременно обеспечивая их доступность для малого и среднего агробизнеса.

«Да, зарубежный опыт всегда требует значительных корректировок и адаптации под специфику отечественного рынка, но мы здесь видим главное – государство создает товаропроводящую сеть, делает ее доступной для отечественных сельхозпроизводителей, одновременно оставляя стратегический контроль ее деятельности за собой. У нас же государство тратит миллиарды бюджетных средств на помощь в строительстве торговой инфраструктуры коммерческим компаниям. В России должна быть сформирована федеральная государственная товаропроводящая сеть, кооперативный торговый бренд – достойный конкурент существующему крупному ретейлу, которая простимулирует кооперацию отечественных сельхозтоваропроизводителей с целью реализации их собственной продукции без посредников, кратно сократив путь от поля до прилавка», – подчеркнул эксперт рабочей группы ОНФ «Честная и эффективная экономика», глава крестьянского хозяйства Новгородской области Иван Пиреев.

Развитие системы фермерской торговли, считает он, играет немаловажную роль в обеспечении населения качественной и доступной продукцией. Кооперативные магазины, закупка местной продукции для обеспечения государственных социальных и образовательных учреждений – садов, школ, больниц – должно стать нормой. Гарантированный сбыт – это основной стимул для увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции малыми формами хозяйствования.

http://onf.ru/2017/05/18/onf-predlagaet-sozdat-dlya-prodvizheniya-produkcii-fermerov-federalnuyu-sbytovuyu-set/