АНАТОЛИЙ ИВАНОВ: КРЕСТЬЯНИН ИМЕЕТ ПРАВО ЗНАТЬ, ПО КАКОЙ ЦЕНЕ ОН ПРОДАСТ СВОЮ ПРОДУКЦИЮ ОСЕНЬЮ

Уборочная кампания в Алтайском крае выходит на завершающий этап. В этом году работы затрудняют постоянные осадки. В некоторых районах края на полях уже выпадал снег. По словам Анатолия Иванова, руководителя крестьянско-фермерского хозяйства из Косихинского района, погода явно испытывает алтайских аграриев на прочность.

Об особенностях уборочной кампании, перспективах развития КФХ, проблема, с которыми приходится сталкиваться фермерам, Анатолий Иванов рассказал в интервью altapress.ru.

- В этом году уборочную проводим урывками, два-три дня работы — и перерыв. Потом, как просохнет, опять выходим в поле. Обильные дожди провоцируют массу болезней растений. Им подвержены и зерновые, и бобовые культуры. Раньше таких проблем не было.

В прошлом году в нашем хозяйстве был установлен новый мехток и сушилка. Только благодаря этому оборудованию удалось завершить уборочную. В полях остался только подсолнечник. С площадью в 400 га мы справимся за три дня.

Себестоимость зерновых в нашем хозяйстве составляет около 7 тыс. рублей. На сегодняшний день цена на пшеницу опустилась уже до 6 тыс. рублей за тонну, это с НДС и доставкой до элеватора. Горох подешевел почти в два раза по сравнению с прошлым годом: с 12 до 6,5 тыс. рублей за тонну. Цены нет и на гречиху.

Очевидно, что в сельском хозяйстве пора работать планово. Требуется для внутреннего рынка 60 млн тонн зерна и еще 20 — на экспорт, так пусть государство делает заказ. Тогда не возникнет перепроизводства, цена будет держаться на приемлемом уровне и у нас появится возможность развиваться. Сейчас получается так: мы вкладываем деньги, в том числе и государственные, а наша продукция оказывается никому не нужна.

Государство должно четко понимать, сколько стране нужно зерна. И в соответствии с этими данными делать нам заказ. Крестьянин имеет право знать, по какой цене он продаст свою продукцию осенью.

Посмотрите, что происходит у нас. Сельхозпроизводителям Косихинского района некуда сдавать зерно: в округе не осталось стабильно работающих элеваторов.

Сейчас наша задача — подобрать культуры, которые будут востребованы на рынке. В этом году отказались от картофеля и овощей. Затраты на их выращивание большие, а реализация идет плохо. Я думаю, что в ближайшие годы будем заниматься только крупяными, масличными и зерновыми культурами в оптимальном соотношении.

В нынешнем году нашему хозяйству удалось получить льготные кредиты в размере 30 млн рублей. В настоящий момент оформляем еще один заем. Конечно, это существенное подспорье. Другой вопрос заключается в том, что такие кредиты получили только три предприятия в нашем районе. А всего их больше 20.

Если бы государство нормально помогло, можно было возродить животноводство, которое когда-то было в местном колхозе. Но вы представляете, что такое построить ферму с нуля? Это значит серьезно подсадить свое предприятие, изъять деньги из оборота. Многие через это проходили. Итог оказывался печальным.

Другой не менее важный вопрос — это наличие кадров. Я прекрасно понимаю, даже если мы решим заняться животноводством, у нас нет людей, которые бы смогли работать на ферме. Для этого их надо вернуть в село, построить хорошие дома, предоставить возможности для жизни.

А у нас в деревнях закрываются школы, больницы, детские сады, клубы. Кто захочет здесь жить? Парадоксальная складывается ситуация: на животных государство тратит миллионы, а на людей — нет.

В селе Контошино Косихинского района помимо Анатолия Иванова работают еще два крупных фермера. Вместе они поддерживают всю социальную сферу. В этом году фермеры отремонтировали местный клуб.

фото: altapress.ru

подготовлено по материалам altapress.ru