ГОВОРЯТ ФЕРМЕРЫ: КАКИЕ ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕБУЮТ НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

Кожин Александр Петрович, президент Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Саратовской области «Возрождение»:

Среди главных, обсуждаемых на Съезде, - рост стоимости горюче-смазочных материалов. Если в 2017 году топливо покупали по 32-34 рубля за литр, то в этом году – 42-44 рубля за литр. Это влечет дополнительную финансовую нагрузку на сельхозпроизводителей.

Необходимо предусмотреть меры по недопущению бесконтрольного роста цен на ГСМ, продумать механизм компенсации затрат сельхозпроизводителей на приобретение топлива.

В области эффективным инструментом поддержки стал механизм льготного кредитования аграриев. В текущем году лимиты на льготное кредитование, установленные Постановлением Правительства РФ, саратовские фермеры и другие малые формы хозяйствования израсходуют в полном объеме.

Все вопросы, касающиеся развития малого аграрного бизнеса на селе, решаются во взаимодействии фермерской Ассоциации и Минсельхоза Саратовской области.

Среди проблем сегодняшнего дня -  развитие сельскохозяйственной кредитной кооперации. Когда в районах банки сокращают свои подразделения, кредитные кооперативы становятся порой единственным источником финансирования хозяйств. Кредитная кооперация, которая по объемам финансирования МФХ сейчас на 3-м месте после Россельхозбанка и Сбербанка, может стать опорой малого аграрного бизнеса.

Реформирование законодательства для возрождения массовой кредитной кооперации на селе, создание условий для устойчивого роста сельскохозяйственных кредитных кооперативов также станет предметом обсуждения на XXIX Съезде АККОР.

 

Президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Псковской области  «Псковский фермер» Александр Конашенков:

Наша делегация приехала на XXIX Съезд АККОР с конкретными вопросами и предложениями.

В 2017 году на Северо – Западе РФ сложилась чрезвычайная ситуация для сельскохозяйственного производства, которая была подтверждена документально. Однако, ЧС не объявлялась.

Два раза пострадавшие хозяйства собирали документы для подтверждения ущерба. Причем, та сумма ущерба, что официально подана в Министерство сельского хозяйства, является значительно ниже фактического ущерба. В настоящее время все документы находятся в Минсельхозе, аграрии ждут компенсации за ЧС, хотя в другие регионы средства уже перечислены.

В Псковской области развитие свиноводства не поддерживается фермерскими грантами. Данным направлением занимаются в области три крупных предприятия, одно фермерское хозяйство и ЛПХ. Фермеры предлагают расширить программу грантовой поддержки, включив свиноводство.

Кроме того, рассмотреть возможность использования материнского капитала или его части в качестве взноса при получении фермерских грантов. В настоящее время необходимо 10% от полученных средств гранта иметь начинающему фермеру и 40% при получении гранта на семейную ферму. У молодых семей таких денег нет. Решение этого вопроса дало бы толчок к организации фермерских хозяйств молодыми семьями, которые из-за нехватки денег не могут принимать участие в получении грантов.

Псковские фермеры предлагают объединить все виды господдержки в одну - несвязную погектарную поддержку, которая должна рассчитываться в зависимости от условий региона. Это позволит наполнить данный вид поддержки денежным содержанием, сделать ее существенной. 

Кроме того, необходимо на государственном уровне принять программу по замене РИД положительного скота на здоровый, чтобы производство сырого молока осуществлялось в хозяйствах официально свободных от лейкоза.

По-прежнему актуальными остаются вопросы совершенствования земельных отношений. Стимулом для развития фермерства в РФ станет решение на законодательном уровне вопроса строительства жилого дома для фермерской семьи на землях сельхозназначения, находящихся в собственности КФХ.

 

Александр Артемьев, президент АККОР Республики Саха (Якутия):

Важно, что регионы получили право самостоятельно определять приоритеты и направлять средства туда, где есть эффективность производства. На 2018 году по предоставленным средствам бюджета Республики планируется выделить 80 грантов начинающим фермерам и 10 грантов на развитие семейных ферм, при этом в Якутии программа очень востребована, много желающих участвовать в ней.

Однако, узкие направления грантовой поддержки семейных животноводческих ферм – только мясное или молочное разведение КРС – сдерживают создание хозяйств.

Фермеры предлагают расширить программу развития семейных ферм, включив растениеводство, производство зерна, картофелеводство, птицеводство, пчеловодство, выращивание ягодных культур, Также  изменить соотношение средств софинансирования грантов – не 40% собственных средств, а 20% позволили бы увеличить количество КФХ – участников госпрограммы.

Низкий размер гранта для начинающих фермеров не позволяет приобрести средства производства для старта полноценного хозяйства.

Льготное кредитование  - эффективный инструмент поддержки аграриев, только вот фермерам он практически недоступен. В прошлом году только один сельскохозяйственный кооператив получил в Россельхозбанке льготный кредит на сумму 20 млн рублей. В Якутии порядка 10 успешных сельскохозяйственных кооперативов с годовой выручкой от 40 до 120 млн рублей и эти надежные в финансово-экономическом отношении хозяйства не смогли получить льготный кредит. Фермеры надеются, что в этом году реализация программы льготного кредитования пройдет с учетом их интересов. 

Поддержку хозяйствам оказывает сельскохозяйственная кредитная кооперация, однако в связи кризисом количество кредитных кооперативов первого уровня сократилось. Стабильно работает  СПКК второго уровня «Саха-кредит» - крупнейший в Республике.

В канун посевной выросла стоимость горюче-смазочных материалов. Сейчас стоимость дизельного топлива составляет 51 рублей за литр, в прошлом году его покупали по 47-49 рублей за литр. По линии республиканского Минсельхоза не предусмотрены субсидии на компенсацию части затрат на приобретение ГСМ. 

Традиционно в якутских улусах занимаются табунным коневодством, развитие которого сдерживает нехватка пастбищ. Для ее решения следует разрешить использование лесных фондов в качестве сельскохозяйственных угодий с изменениями назначения земель (под сельхозугодья).

Еще один вопрос, как на практике будет применяться Федеральный закон от 27 ноября 2017 года № 335 о внесении  изменений в Налоговый Кодекс РФ. Среди новшеств, в частности, изменения в налоговом законодательстве, согласно которым хозяйства с годовой выручкой до 100 млн рублей получили право выбора – остаться на едином сельхозналоге или работать по общей системе налогообложения. Сельхозпредприятия с капиталом выше 100 млн рублей в год  - только по общей системе налогообложения.

В дальнейшем планка по доходу будет снижаться с шагом в 10 млн рублей, пока не достигнет 60 млн рублей к 2022 году. 

 

Аглиуллин Ильдар Наилович, председатель Союза СХТП Республики Башкортостан:

Для фермеров по-прежнему ограничен доступ к кредитным ресурсам. Причины этого - чрезмерные требования банков к заемщикам, сложность процедуры оформления заявки. Фермеры предлагают упростить механизм льготного кредитования, чтобы большее количество хозяйств стали участниками данной программы.

Кроме того, необходимо увеличение грантовой поддержки фермеров и  семейных животноводческих ферм. 3 млн рублей на проекты начинающих фермеров по мясному или молочному скотоводству и 1,5 млн рублей на другие виды сельскохозяйственной деятельности недостаточно для развития КФХ, значительного роста производства продукции.

Развитие  сельскохозяйственной кооперации – важная государственная задача, для решения, решить которую возможно совместными усилиями кооперативных объединений и государства.

В каждом районе Республики планируется создать сельхозкооператив. На сходе сельских жителей определят, какой именно нужен кооператив, предполагается, что 10% средств на его организацию соберут селяне, а 90% выделят из бюджета. Благодаря кооперации крепнут связи между хозяйствами, налаживается взаимодействие, выстраивается система сбыта продукции, повышаются доходы селян.