ОЛЬГА БАШМАЧНИКОВА: САМООБЕСПЕЧЕНИЕ СТРАНЫ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ – ВОПРОС ГЕОПОЛИТИКИ. И ЕГО БЕЗ ФЕРМЕРОВ НЕ РЕШИТЬ

Интервью председателя Аграрной партии России О.В. Башмачниковой обозревателю информационно-аналитического издания «ПРОВЭД»

– На фоне введения Россией «сельскохозяйственных и продуктовых» санкций многие заговорили о проблеме в обеспечении продовольственной безопасности нашей страны. На Ваш взгляд, какие первоочередные меры нужно предпринять, чтобы россияне были полностью уверены, что продуктов «хватит на всех»?

– Обеспечить страну продовольствием внутренними силами мы можем – если не будем сидеть, сложа руки. Государству необходимо решить целые блоки задач. И первый – развитие инфраструктуры внутреннего продовольственного рынка. Имею в виду и создание логистических центров и кооперативных рынков, и совершенствование работы торговых сетей. Эти вопросы не решаться сами по себе. Государство должно помогать создавать торговые цепочки между сельхозпроизводителями, переработчиками и торговыми сетями.

К сожалению, из-за несовершенства каналов сбыта, выстроенных под крупный бизнес, малые сельхозтоваропроизводители не всегда имеют возможности продать свою продукцию по хорошим ценам. И ее скупают посредники, а зачастую она просто пропадает. Именно кооперация малых сельхозтоваропроизводителей может стать инструментом, помогающим фермерским и личным подсобным хозяйствам через организованный сбор продукции довести ее на рынок по хорошим ценам. Сельскохозяйственный потребительский кооператив, представляя интересы своих членов, возвращает им полученную от реализации цену за минусом издержек самого кооператива. При этом он для любой торговой площадки – крупный поставщик. Кооперативные структуры – реально конкурирующая с крупным бизнесом система, только ее нужно еще построить. Главное сейчас – запустить целевую программу, наполнив ее финансовыми ресурсами, и выстроить нормативно–правовую базу. Это и будет толчком в развитии кооперации.

Кроме того, для увеличения объемов собственного продовольствия необходимо стимулировать развитие новых производств и расширение уже имеющихся. Но процесс запустится в том случае, если будут созданы базовые условия для рентабельного бизнеса.

В первую очередь необходимо ограничить рост тарифов государственных монополий, составляющих значительную часть издержек сельхозтоваропроизводителей.

Также нужно ограничить долю торговых сетей в стоимости продукции, с одновременным увеличением доли, приходящейся на сельхозтоваропроизводителя. Сегодня в цене продукции на долю сельхозтоваропроизводителя приходится только 25%. Торговые сети и посредники «съедают» все остальное. Соответствующе поправки нужно внести в закон о торговле.

Важно снизить процентные ставки по кредитам и сделать их более доступными для большого количества сельхозтоваропроизводителей, особенно малых. Ведь крупный бизнес по определению имеет широкие возможности по лоббированию своих интересов при получении кредитов, особенно инвестиционных, а небольшие фермеры банкам неинтересны, да и ресурсов на малый бизнес уже не остается.

Еще один важный инструмент стимулирования сельхозпроизводства – увеличение господдержки на гектар сельхозугодий и введение поддержки на голову скота при условии увеличения поголовья. Здесь особенно важен принципов равнодоступности. Процедуры оформления должны быть простыми, не забюрократизированными. Распределением государственных субсидий надо заниматься на уровне района, а иногда и поселения. Тогда любой фермер будет иметь возможность ее получить.

– А каким образом Вы предлагаете решать эти вопросы малого бизнеса в сфере АПК?

– Должна быть определена государственная стратегия по развитию диверсифицированной аграрной экономики, предусматривающая расширение доли малого бизнеса, семейных ферм, стимулирования развития личных подсобных хозяйств и их перехода в разряд предпринимателей. Это может быть квотирование при выдаче кредитов и при реализации направлений поддержки в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства. Не менее 30% средств должно направляться на развитие малого бизнеса, что позволит и экономику диверсифицировать, и сельские территории развивать. Ведь именно малый бизнес составляет основу аграрной экономики за рубежом, и именно его развитие – основная забота государства.

Можно смело сказать, что, благодаря развитию малых форм хозяйствования, экономика села диверсифицируется, что делает ее более устойчивой к разного рода рискам. Не класть все яйца в одну корзину – верный принцип! К примеру, африканская чума свиней: один случай заражения на крупном предприятии – и сразу 60 000 животных под нож, как было в этом году на крупнейшем в Тульской области сельхозпредприятии «Лазаревское». В результате и свиней нет, и люди без работы… Малый бизнес – рассредоточенный, более экономичный и устойчивый. Это нужно иметь в виду всегда.

Однако стимулировать развитие малого бизнеса нельзя, не решив земельный вопрос. Сегодня земельный участок получить сложно, а создать фермерское хозяйство без земли не получится. Часты случаи рейдерских захватов земли. Можно землю обрабатывать, вложить деньги в оформление участка, а потом окажется, что участок уже не твой.

Конечно, в первую очередь нужно навести порядок с оформлением земли, этим должно заниматься отдельно взятое ведомство, с которого и спрос.

В государственной программе нужно предусмотреть стимулирование ввода в сельскохозяйственный оборот залежных земель и систему гарантий того, что культивированный участок окажется в собственности вернувшего его в сельхозпроизводство. Чтобы не получилось так – ты проделал работу, деньги потратил, а уверенности, что участок будет твоим, нет!

Если бы государство пошло на введение прогрессивного налога на землю, таких проблем бы не было. Даже крупные собственники не были бы заинтересованы расширять угодья в спекулятивных целях. Брали бы столько земли, сколько смогли бы обработать, обеспечив с нее доход. Тогда латифундий бы поубавилось, а фермеру было бы проще землю получить.

– О проблеме резкого возрастания цены сельскохозяйственной продукции по мере продвижения на прилавки городов говорят давно. Однако дилеры при этом тоже несут издержки. Как увеличить заработок сельхозпроизводителя, но при этом не лишиться заинтересованных посредников?

– Посредник посреднику рознь. Крупные сельхозорганизации и мега-комплексы имеют хранилища и собственную переработку, готовы поставлять большие объемы продукции – естественно, у них есть возможность диктовать свои условия при входе в сети напрямую или через крупные закупочные компании. Такой возможности нет у малых производителей продовольствия. Вот тут у посредника задача – собрать продукцию и, конечно, как следует заработать. Деваться-то «малышам» некуда. Думаю, тут нужно думать не о существующем рынке посреднических услуг и заинтересованности посредников, а о спрямлении сбытовых каналов. О создании логистических центров в регионах на кооперативной основе. Должны быть современные центры, где осуществляется хранение продукции, ее сортировка или переработка. Они могут развиваться в комплексе с современными кооперативными рынками, ведущими как крупно- и мелкооптовую торговлю, так и розничную. Главное, чтобы управляли такими структурами сами сельхозтоваропроизводители. Возможно, сначала – с участием государственных структур, а потом – самостоятельно, на кооперативной основе. Сегодня в некоторых регионах такие центры строятся в рамках частно-государственного партнерства. Их должно быть много. Тогда можно будет разорвать порочный круг «посреднических» услуг, при которых фермер получает хорошо если четверть от цены продажи. Тогда будет здоровая конкуренция.

– Остро стоит проблема недостаточного и иногда неохотного кредитования малого и среднего бизнеса. Вы, как председатель Аграрной партии России, каким видите выход из сложившейся ситуации?

– Объемы кредитования малого бизнеса сегодня значительно снизились по сравнению с прошлым годом. Причин много – у банков не хватает средств после крупных инвестиционных сделок, по которым нет своевременного возврата. Да и процедуры получения кредитов сложны и длительны. Только 10% фермеров пользуются кредитными ресурсами, а в этом году и того меньше. Кроме того, процентные ставки высокие, а пока дождешься их компенсации со стороны государства, окажешься в «черном списке» банка.

Конечно, механизмы кредитования важно совершенствовать. Нужно находить резервы по снижению процентных ставок вне зависимости от их субсидирования. Этот вид господдержки временный и далеко не совершенный.

Сделать это не просто. Сложившаяся макроэкономическая ситуация определяет сегодня для банков стоимость привлеченных средств. Но можно попробовать изыскать резервы, например, за счет снижения уровня резервов, созданных в Центральном банке под имеющуюся кредиторскую задолженность. Сейчас эти суммы по просроченным договорам (а их доля ох как велика) могут составлять более 20% от суммы кредита, и процентная ставка должна это окупать.

Кроме того, тормозом кредитования являются жесткие требования по залогу. Даже земля оценивается со значительным дисконтом. И залога, как правило, не хватает. Здесь тоже нужны соответствующие решения, чтобы банки снизили дисконты при оценке залога, а созданные во многих субъектах фонды поддержки малого предпринимательства более гибко работали с сельхозтоваропризводителями и самими банками, решая вопросы по предоставлению гарантий. В настоящее время их программы зачастую и банкам невыгодны, и производителям недоступны.

– На Ваш взгляд, насколько сейчас государство идет навстречу бизнесу в АПК? Может ли небольшое объединение фермеров рассчитывать на выделение субсидий от государства?

– Скажем так, в нынешней ситуации оно не может не идти. Вопрос повышения уровня самообеспеченности страны продовольствием стал вопросом геополитики. И его нельзя решить, игнорируя фермерский сектор.

Не очень хорошее в данной ситуации выражение, и, тем не менее, не было бы счастья, да несчастье помогло. Именно сейчас, мы считаем, есть исторический шанс для серьезных обоснованных изменений в аграрной политике. Сегодня лоббирование отдельных игроков, крупного бизнеса не может быть приоритетом. Приоритет – развитие нашей большой страны в целом. Поэтому могут быть приняты стратегические решения, меняющие структуру аграрной экономики, и предусматривающие диверсифицированное развитие всех направлений и форм хозяйствования. Мы не только на это надеемся, мы многое для этого делаем в рамках фермерского сообщества.

– А способны ли российские аграрии полностью обеспечить потребности российского рынка, и что для этого нужно сделать?

– Способны, но это небыстрый процесс. Способными должна их сделать сильная аграрная политика. Собственно, об этом мы сегодня и говорили – развитие логистики внутреннего рынка, кооперирование малых производителей продовольствия, доступность кредитования, контроль за ценами государственных монополий, диверсифицированные инвестиции, оптимизированные программы поддержки.

– Насколько принятые техрегламенты Таможенного союза усложняют жизнь фермеров (техрегламент по убою скота, по введению ветсертефикации готовой молочной продукции и т.д.)?

– Технический регламент по убою скота, конечно, создает дополнительный административный барьер, в первую очередь для малого бизнеса. Регламент-то ввели, а мини-бойни не построили. Государственных боен нет, крупные сельхозорганизации не пустят фермера в свои убойные цеха. Нужна программа по строительству кооперативных боен. Фермы покрупнее могут и сами их построить. Но на это уйдет время и средства. Недавно делегация фермеров ездила в Калугу знакомиться с опытом роботизированных молочных ферм. Заодно бойни фермерские смотрели. В любом случае, это дополнительные инвестиционные издержки. Хочешь не хочешь, а миллион вложи. Так что многие могут перейти в статус ЛПХ, кто-то может закрыть бизнес, а кто-то решит вопрос самостоятельно или через кооперацию. Сейчас задача государства такие административные барьеры минимизировать. Цель введения регламента понятна – снизить риски эпидемий, обезопасить потребителя. Но негоже с водой выплескивать ребенка.

С лабораториями – тоже проблема серьезная. Не все могут себе позволить сертифицировать каждую партию молока. Нужно сертифицировать корову, и молоко от нее принимать уже по простой процедуре. У каждого животного должен быть паспорт, подтверждающий, насколько оно здорово. Но это опять революция – готовы ли ветслужбы на это сегодня? Вообще, здоровый скот – задача наиважнейшая. И ее лучше решают небольшие хозяйства. Там животные содержатся не скученно, отсюда для них меньше стрессов. Корма лучше и сбалансированные – свое же, выше выход телят, меньше прививок и болезней. Фермерские хозяйства сегодня могут стать базой для создания племенных животных, для которых нужны чистые фермы. Снова государству есть о чем подумать, и думать нужно безотлагательно, иначе не решим самим временем поставленных задач…

– На Ваш взгляд, заниматься производством и продажей сельскохозяйственной продукции в России – это привлекательный бизнес? Или должно пройти время, чтобы он действительно стал таким?

– Когда видишь фермеров, которые с гордостью смотрят на дело рук своих, когда дети рядом с ними работают, когда районная администрация на них молится, потому что за ними другие тянуться – понимаешь, что дело это привлекательное и выгодное во всех отношениях. Но очень непростое, требующее посвящения ему всего себя, взыскующее особого образа жизни. Люди должны быть грамотными, знающими, любящими свою землю. Их нужно всячески поддерживать, стажировать в других странах, учить на отечественном позитивном опыте – он, слава Богу, есть. Их надо любить – ведь на таких людях земля Российская держится.

Беседу вела Ксения Содько, «ПРОВЭД»