В.Ф. БАШМАЧНИКОВ: НОВАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА МЕНЯЕТ ОРГАНИЗАЦИОННУЮ СТРУКТУРУ В СКОТОВОДСТВЕ. Часть 4

Продолжаем публикацию цикла статей Почетного президента АККОР, главного научного работника отдела институционального анализа аграрной экономики ВИАПИ им. А.А. Никонова, доктора экономических наук, профессора В.Ф. Башмачникова о современной ситуации в отечественном скотоводстве (см.: часть 1 часть 2, часть 3).

О крупных молочных комплексах (мегафермах)

Принцип выстраивания региональной агрополитики в соответствии с федеральной линией руководством области хорошо освоено еще в середине нулевых лет нового века. По приоритетному национальному проекту федеральные власти открыто провозгласили предпочтение крупным животноводческим комплексом и мегафермам. Именно крупным объектам были запланированы основные объемы инвестиционных государственных кредитов и соответствующих государственных субсидий на уменьшение процентных ставок за пользование такими кредитами.

Калужская область по максимуму использовала открывающуюся возможность создания сектора индустриального животноводства. Калужане включились в своеобразное межрегиональное соревнование за вытягивание инвестиционных кредитов из государственных банков. Каких-либо лимитов  или региональных квот тогда не было. Нужно было успевать по принципу: «Кто смел – тот съел». За короткий срок было вновь построено или реконструировано под современные западные технологии в восьми муниципальных районах области 15 молочных комплексов по 600–800 голов. Кроме того, были заново возведены две птицефабрики и пять крупных свинокомплексов. Общий объем инвестиций, привлеченных на развитие сельскохозяйственных предприятий области (в основном в животноводство) за период с начала реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» составил более 25 млрд рублей, из которых долгосрочные кредиты в основном из государственных банков, субсидированные государством, выразились в сумме 9,5 млрд рублей. За это же время было создано всего 12 высокотехнологичных семейных ферм разной специализации. Объем инвестиций в секторе семейных ферм оказался в 80 раз меньше, чем в крупные фермы.

После приоритетного национального проекта уже в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и продовольственных рынков на 2014–2020 годы руководство Калужской области продолжило работу по расширению индустриального сектора животноводства. Но это был уже качественно новый этап. Область занялась разработкой и осуществлением мегапроектов. Это дело было поручено региональному центру развития агропромышленного комплекса. В настоящее время он курирует от имени администрации области 14 крупных проектов.

Особое внимание уделяется молочному животноводству. Приоритетное развитие этой подотрасли оказалось экономически оправдано. По заявлению министра сельского хозяйства области Л.С.Громова, все 15 ранее построенных (реконструированных) молочных комплексов работают рентабельно. Кроме того, Москва ставит задачу по ускоренному преодолению затянувшегося отставания производства молока в стране. С учетом накопленного опыта область может стать основным поставщиком молочной продукции в порядке импортозамещения для столицы. Выполнение этой сверхзадачи может быть (судя по предыдущему опыту) рыночно эффективным. Московские государственные инвестиционные кредиты могут быть без перенапряжения своевременно, (т.е. за 18 лет!), возвращены.

В соответствии с таким стратегическим замыслом в области намечено построить восемь молочных комплексов на 2400 коров каждый. Строительство пяти уже началось. Принцип размещения молочных новостроек довольно прост. Строят там, где есть земля для выращивания кормов и где за дело берется опытный, известный в области руководитель, а также  у кого имеются 30% собственных средств. В период действия Приоритетного национального проекта еще было много земли в северо-восточных районах области. В этих районах, находящихся поближе к областному центру и к столице, плотность населения выше, не было больших проблем с квалифицированными работниками животноводства и экономическое положение СХО было покрепче. В настоящее время в этой зоне области возможностей для размещения молочных мегаферм стало меньше. Поэтому, как говорят в области, мегафермы «пошли» на юго-запад, туда, где есть земля. Правда, там ниже плотность населения, меньше местных хороших руководителей и специалистов. Но руководители минсельхоза считают, что эти недостатки устранимы. Расчет делается на переселенцев из других регионов, а также на гастарбайтеров. В области уже есть опыт разработки и реализации проектов комплексной компактной застройки крупного сельского поселения (с учетом перерождения малых соседний деревень в дачные поселки). Планируется такие проекты реализовать в сельских поселениях, к которым привязаны проекты новых мегаферм. Это будут своего рода агрогородки со всеми коммуникациями, водопроводом, дорогой, газом, канализацией. Хорошие условия труда на мегафермах, благоустроенное жилье в агрогородах и сравнительно высокая зарплата привлекут людей.

В июле 2014 года состоялось открытие первой очереди молочного комплекса на 2400 коров на территории ООО «Калужское» в Перемышльском районе. Это хозяйство и раньше  специализировалось на производстве молока и было экономически успешным. Основные особенности технологии на комплексе – круглогодовое стойловое содержание (в боксах), доение на установке «карусель». На церемонии открытия губернатор области А.Ф. Артамонов заявил, что на комплексе соединен большой опыт и традиции с новыми технологиями. И это без сомнения, обеспечит предприятию «Калужское» достойное место в рядах успешных, рентабельных молочных комплексов.

В Козельском районе Калужской области начато строительство молочного комплекса на 2400 коров с беспривязным содержанием. Доение коров будет производиться тоже на установке «карусель» с единоразовым доением 70 коров. Комплекс будет иметь биогазовую электростанцию. Стоимость проекта 2 млрд рублей. В эту стоимость включена оплата за коров голштинской породы, закупленных в США, передаваемых на комплекс по лизингу.

Но это еще не все проявления приверженности областного руководства к крупным формам производства. На базе этой мегафермы намечено создать многопрофильный агрокомплекс, в который войдут свинокомплекс, бройлерная птицефабрика и комбикормовый завод. Для выращивания «своего» дешевого зерна предполагается сформировать агрохолдинг с включенными в его состав сельскохозяйственными организациями и их сельхозугодиями.

Творческая мысль руководителей Калужской области работает не только в направлении увеличения размеров молочных комплексов, но и насыщения их экономически эффективными инновациями. В частности, задумано создать сверхкрупный комплекс с роботизированным доением коров. Идея роботизации молочных ферм в области развивается по крутой спирали. Сама новинка была подсмотрена калужанами на семейных фермах в Голландии. Затем она была успешно апробирована на нескольких калужских семейных фермах. Затем было решено попробовать использовать доильные роботы в СХО с наемным персоналом. Такой опыт заложен  в Ферзеновском районе в ООО «Калужская Нива», которое входит в агрохолдинг «Эко-Нива-АПК». Там достраивается комплекс на 1800 коров. На нем будут смонтированы на базе доильных залов системы «Тандем» 32 робота. Уже работает первая очередь комплекса. Введен в эксплуатацию коровник на 440 коров с родильным отделением и малым доильным залом на 10 мест (роботов). На открытии комплекса губернатор области назвал причину увлечения роботизацией молочного производства: для того, чтобы успешно конкурировать с Западом на московском рынке, калужане должны производить молоко особо высокого качества. А этому помогут доильные роботы. Губернатор на этой церемонии объявил о программе создания 100 роботизированных ферм.

Министр сельского хозяйства Калужской области Л.С. Громов в процессе интервью (обследование ВИАПИ) отметил, что задача о 100 фермах сформулирована жестко – ее надо выполнить практически за пять лет. В фермерском варианте это сделать нереально. Столько высококвалифицированных фермеров в настоящее время не найти, не успеть вырастить из товарных подворий и из «начинающих» фермеров. За пять лет можно будет создать таких же успешных ферм, как у А. Саяпина, только 20–25. Но это эквивалентно лишь одному большому комплексу. Поэтому работа будет идти параллельно: до 30% скотомест с роботами будет создаваться на семейных фермах и чуть более 70% – на мегафермах. «На роботизированные комплексы (мегафермы), – сказал министр, – мы руководителей и специалистов найдем, привезем. Наемные рабочие будут, конечно, послабее фермеров-хозяев. Но при такой роботизированной технологии производственные риски даже с такими работниками будут меньше. Нынешние роботы – очень надежные машины. Качество молока даже с гастарбайтерами будет высоким. А за счет этого будет достаточная рентабельность, которая обеспечит своевременную окупаемость».

После таких рассуждений министр проинформировал, что уже дорабатывается проект на создание самого крупного в мире роботизированного молочного комплекса с беспривязным содержанием коров и доильными роботами, смонтированными на доильной установке «карусель». Руководитель сельхозведомства высказал убеждение, что там нарушение технологии будет столь же редким, как на семейных фермах, качество молока будет не хуже, чем на ферме А. Саяпина. Но молока будет намного больше!

После беседы с министром тему о возможности влияния доильных роботов на результаты работы крупных комплексов удалось обсудить с фермером Александром Саяпиным, владельцем роботизированной молочной фермы. Он зоотехник по образованию, в свое время поработал и на колхозной молочной ферме, и на крупном советском молочном комплексе, стажировался на семейных молочных фермах в Германии и в США, и уже два года хозяйствует на своей роботизированной молочной ферме. Поэтому может выступать в роли эксперта по названной теме. Александр Владимирович, являясь председателем областной ассоциации фермеров, присутствовал на нашей беседе с министром Л.С. Громовым, но дипломатично отмолчался. После минсельхоза мы с ним продолжили обсуждение темы уже между собой.

Фермер согласился с мыслью, что в нынешних условиях оправдано создавать молочные мегафермы. Они действительно могут быстрее дать объем молока. Но при этом нужно понимать, что по качеству и уровню рентабельности молока мегафермы, в большинстве своем будут уступать семейным фермам. Как минимум, по трем причинам.

Во-первых, доильные роботы освобождают человека только от нескольких важных, но рутинных операций. Но для человека остается еще много технологических операций, своевременность и качество выполнения которых серьезно влияют на результаты производства молока. Заинтересованность, ответственность и пунктуальность при их выполнении у фермера и у наемного работника (все равно, зоотехника или разнорабочего) как правило, будут разными. Приоритет за фермером.

Во-вторых, на семейных фермах возможно свободно-выгульное содержание коров, максимально приближенное к естественно-природному – и зимой на кормовой площадке, и летом в сочетании с пастбищем. На крупном комплексе из-за высокой концентрации животных такое в принципе невозможно. Неизбежны вытаптывание пастбища и стрессы животных. Отсюда – их недокорм травой, который не компенсировать концентратами, и ослабление иммунитета от стрессов, более частые заболевания и неизбежное лечение антибиотиками – а в итоге ухудшение качества молока. Потребитель научится различать эти нюансы в качестве молока, и будет платить разные деньги за молоко фермерское и «мегафермерское».

В-третьих, на мегафермах невозможно повторить экономию семейной роботизированной фермы на строительстве помещения для содержания коров. Стопроцентный свободный выгул на такой ферме позволяет обойтись капитальным строительством только родильного отделения и доильного зала. На мегафермах без коровников не обойтись, даже при беспривязном содержании. Отсюда неизбежное у них удорожание молока – от 3 до 5 рублей в расчете на литр. Как следствие, затягивание сроков окупаемости строительства.

Продолжение следует

Фото: ферма ООО «Агрофирма «Детчинское» в Малоярославецком районе Калужской области. Объем инвестиций – более 1 млрд рублей