ЕЛЕНА ДЕГТЯРЕВА: КУРС НА «НОВУЮ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЮ» ОДНОБОК И ОПАСЕН

Председатель совета Владимирской областной ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств «Возрождение села» Е.В. Дегтярева, член рабочей группы ОНФ «Честная и эффективная политика», приняла участие в прошедшем на днях «Форуме действий» Общероссийского народного фронта. Ее комментарий – о том, что услышали и чего не услышали она и другие фермеры на форуме.

Конечно, важно, что на Форуме действий ОНФ с участием Президента РФ, членов правительства состоялся обстоятельный разговор о перспективах развития российской экономики, в том числе и сельского хозяйства, в условиях санкций Запада. Отрадно, что на аграрной площадке форума выступил министр сельского хозяйства Н.В. Федоров.

Но нас, представителей сельского малого и среднего бизнеса, огорчило, что министр ушел от вопросов, которые нас всех волнуют. Сложилось впечатление, что вся программа министра, весь его план импортозамещения «заточен» на крупное сельскохозяйственное производство, на поддержку сельхозгигантов.

Николай Васильевич видит путь развития молочного сектора АПК исключительно в «мощной новой индустриализации». И это в то время, как в прошлом году в сельхозорганизациях на 1,4% снизилось производство молока, а в крестьянско-фермерских хозяйствах – увеличилось на 425 тыс. т, более чем в три раза перекрыв уровень 2008 года. За эти же пять лет в К(Ф)Х и поголовье коров увеличилось почти в два раза. И не благодаря, а вопреки тому уровню и условиям господдержки, которые достаются фермерам.

Я пыталась на форуме поднять вопрос о доступности и эффективности дотирования производства молока, но министр ушел от ответа. Жаль, ведь субсидии на 1 литр молока мало того, что копеечные, еще и обставлены такими требованиями, которые очень немногие фермеров могут и хотят выполнить. Потому и получают их единицы.

Субсидии молочникам дают в зависимости от сорта и процента жирности и белка. А где же фермеру взять лабораторию, чтобы замерить и документально подтвердить показатели? Такой подход выгоден только крупным производителям, которые вступают в сговор с переработчиками, договариваются с чиновниками на местах, чтобы молоко было признано высшим сортом, и получают максимально возможную поддержку от государства.

Субсидии в свиноводстве фермерским хозяйствам вообще недоступны как потенциальным рассадникам АЧС. Но в нынешнем году все вспышки свиной заразы пришлись на крупные «свинограды». И ничего: они как получали дотации на корма, так и получают. А фермерам – ноль.

Министерство никак не пытается воздействовать на ситуацию с кредитованием сельхозтоваропроизводителей. Банкиры ставят крестьянам условия, как миллионерам – залог, поручительство, процентная ставка до небес! У нас во Владимирской области в этом году на 40% уменьшилось кредитование К(Ф)Х. И где? В «Россельхозбанке», вроде бы созданном для кредитной поддержки крестьян. Они теперь для банка «рискованные клиенты».

Уже сегодня большинство хозяйств в тревоге по поводу весеннего сева: семенной фонд, сельхозтехника – все многие годы было импортное. Сколько все это будет стоить при нынешнем курсе доллара? А почем будут ГСМ при грядущем «налоговом маневре» и введении муниципальных сборов с торговых площадей? У нас в регионе администрация мониторит цены на сельхозпродукцию, требует их не повышать, гарантируя взамен торговые места для крестьян, разрешая торговать с машин на улицах. Но и эти меры не смогут остановить рост цен на картошку и овощи, когда все кругом подорожало. А о новых подходах в АПК в условиях нестабильного рубля пока ничего не слышно…

Мы очень рассчитывали на приток новых сил в фермерское движение за счет программ поддержки начинающих К(Ф)Х и семейных ферм. Ведь доказали уже они свою эффективность: 20 тыс. новых рабочих мест появилось в стране, произведено продукции более чем на 5 млрд рублей. А финансирование обоих программ останется на прежнем уровне – и это при неизбежном росте цены всех составляющих для новых ферм и подворий. У нас в области по программе «Семейная ферма» в этом году выдано 7 грантов примерно по 7 млн рублей. А претендовало на каждый 5–6 хозяйств – успешных, крепких. Надо бы поддержать всех желающих, раз министр не уверен в перспективах импортозамещения в молочном секторе. А теперь, с удорожанием всех расходов по созданию новой фермы, желающих производить молоко станет существенно меньше!

Ушел Николай Васильевич и от вопроса о доступности земли, который задал на Форуме член Совета АККОР Е.И. Третьяков из Липецкой области. Когда, наконец, фермер получит доступ к заброшенным федеральным землям, находящимся на балансе дышащих на ладан опытных станций и сельхозинститутов? Четыре года и министерство, и депутаты обсуждают эту тему – и никакого результата. Только пуще зарастают «государевы» участки!

Муниципальные власти тоже крайне неохотно идут на выделение земель фермерам, предпочитая смотреть сквозь пальцы на массовую скупку у населения паев в разорившихся колхозах. Как же обидно безземельным фермерам видеть, как по соседству большие участки скупают москвичи, после чего они зарастают молодой березовой порослью!

У нас в Судогодском районе фермер Виктор Ломакин на основе договора о совместной деятельности обрабатывал 400 га опытного хозяйства сельскохозяйственного НИИ, которое предоставило ему государственные земли, чтобы не зарастали лесом. А сейчас институт от этих участков отказывается, и фермер, продолжающий на них пахать, сеять и косить, оказался в подвешенном состоянии.

Виктор уже несколько лет бьется без земли. В муниципальном образовании, где фактически нет сельскохозяйственного производства, рачительный крестьянин вынужден вкладывать свои средства в чужую землю. «Эмбарго» на продажу ему земли фермер напрямую связывает с заинтересованностью ответственных лиц района, где активно ведется коттеджное строительство.

И такие истории – в каждом муниципальном образовании. Нерешенный земельный вопрос тормозит развитие крестьянства по всей России. И как при этом можно говорить об импортозамещении?

Вот, на мой взгляд, главные темы повестки дня российского сельского хозяйства и его федерального штаба. Сводить ее только к «новой индустриализации» недальновидно и однобоко. А в теперешних сложных экономических условиях просто опасно.