СПРАВЕДИВЫЕ ЦЕНЫ ОБЕСПЕЧАТ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИНСТИТУТЫ ТОРГОВЛИ, А НЕ «ДОБРАЯ ВОЛЯ» РИТЕЙЛА

О.В. Башмачникова – заместитель директора АККОР:

Конечно, приятно слышать о моральных добровольных обязательствах ритейла по замораживанию цен. Однако во многом это сделано не без воздействия контроля и проверок со стороны ФАС, а также в ожидании последствий и определенных санкций. Добрая воля в данном случае – временное осознание необходимости, следование принципу: «как бы чего не вышло».

Чтобы у торговых сетей действительно не было желания завышать цены на продукты, нужно выстраивать альтернативные институты торговли и альтернативные каналы движения продукции от поля до прилавка. Альтернатива – значит конкуренция. Именно последняя и является истинным двигателем прогресса. Мы это можем видеть, например, по формированию стоимости услуг мобильной связи основными операторами рынка.

Конкуренцию существующим торговым сетям могут составить постоянно действующие «другие сети», магазины шаговой доступности, палатки, продуктовые рынки, ярмарки выходного дня. Нужно втягивать в создание торговых площадок самих сельхозтоваропроизводителей, которые должны иметь возможность без серьезных затрат обустроить торговую точку: получить разрешение на нестационарный торговый объект без конкурса и торгов, поскольку торги выигрывают, как правило, представители той же торговли, ритейл, оптовики, девелоперы, но никак не производители продуктов. А должно быть и то и другое – именно конкуренция сможет обеспечить работу экономических законов на этапе доведения продукции до конечного потребителя – до нас с вами.

Вот пример региональных ярмарок в Татарстане: министерством сельского хозяйства и продовольствия республики выделено 9 площадок для организации ярмарок выходного дня с бесплатными местами для фермеров. Работу организовал сельскохозяйственный потребительский кооператив второго уровня. Ярмарки на 100% заполнены фермерской продукцией (чего нельзя сказать о московских аналогах), и цены на этих ярмарках для населения на 30% ниже, чем торговых сетях. В выходные поток покупателей в торговые сети стал снижаться.

 У этого сегмента торговли тоже должны быть свои конкуренты – например, оптово-распределительные центры, которые должны реализовывать функции сбора, хранения продукции, подработки, переработки, фасовки, формирование и отгрузку партий – в те же торговые сети.

Однако для того, чтобы эта цепочка работала, необходимо вовлекать в нее сельхозтоваропроизводителей. Конкуренция в таком случае может быть определена как баланс между коммерческим бизнесом и кооперативным институтом – обществом сельхозтоваропроизводителей. Такие производители используют полученную кооперативом маржу для своих целей – прибыль распределяется между членами/пайщиками – семейными фермами. Последние при таком выстраивании бизнеса могут принять решение об увеличении объемов производства, а это – главная цель АПК страны сегодня: увеличение объемов продовольствия и доведение его по доступным ценам до населения.

Нидерландский кооператив Campina обеспечивает сегодня переработку молока от 17 тыс. фермеров и представлен в 27 странах мира. Это серьезный игрок на рынке молока. Мы за год такую сельскохозяйственную потребительскую кооперацию не разовьем, но активнейшим образом заниматься решением этой задачи на государственном уровне нужно, поскольку это и есть выстраивание альтернативной цепочки движения продукции от поля до прилавка.

Чтобы ускорить процесс, нужно программу развития оптово-распределительных центров сделать доступной для небольших логистических межмуниципальных кооперативных центров. Именно на такие структуры, вовлекающие малый бизнес, нужно увеличивать долю софинансирования из федерального бюджета с 20 на хотя бы 40%.Сегодня речь идет о субсидировании 20% инвестиционных затрат. На этих условиях в ОРЦ пойдет ритейл, оптовые девелоперы. Но они будут звеньями той же бесконкурентной цепочки. Должны быть и одни, и другие. Поэтому огромное значение имеет сегодня гибкость Минсельхоза в вопросе формирования критериев оптово-распределительных центров, а также объемы субсидирования затрат из федерального бюджета, которые на муниципальные кооперативные ОРЦ должны быть значительно выше.

Фото: Агропромпарк «Казань»