ВЫСТУПЛЕНИЕ МИНИСТРА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ТКАЧЕВА А.Н. НА СЪЕЗДЕ ФЕРМЕРОВ

Стенограмма заседания  XXVII съезда АККОР   11 февраля 2016 года

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ

Уважаемые делегаты, просьба рассаживаться.

Мы сегодня с вами начинаем работу съезда. По традиции,  первый день у нас - рабочая встреча с руководителями Министерства сельского хозяйства России, с руководителями департаментов, руководителями Россельхозбанка, Росагролизинга, другими нашими партнерами.

Завтра в этом зале продолжим работу съезда. Состоится официальное пленарное заседание.

Сейчас хочу предоставить слово нашему министру Александру Николаевичу Ткачеву. Он выступит, и у нас в открытой дискуссии будет возможность пообщаться с министром и задать вопросы, высказать предложения.

Не будет возражений?

Слово министру сельского хозяйства Александру Николаевичу Ткачеву. Пожалуйста, Александр Николаевич. (Аплодисменты)

 

А.Н.ТКАЧЕВ

Добрый день, уважаемые коллеги,

уважаемый Владимир Николаевич!

Скажу откровенно, что мы впервые с вами встречаемся в таком формате. Я работаю министром уже чуть больше года. Естественно, посещая регионы, субъекты Российской Федерации, всегда стремился услышать, как говорится, голос народа. В разных форматах мы встречались, но в таком представительстве впервые.

Съезд, который вы проводите сегодня в Москве, в столице, это, безусловно, значительное  событие, политическое событие. Думаю, что оно полезно не только для нас, кто сегодня представляет Правительство из разных министерств и ведомств, но и, конечно, для вас.

Сам знаю по себе, всегда это удобно, всегда интересно и послушать своих коллег, и изучить какой-то передовой опыт, естественно, задать вопрос, сверить часы. Для тех, кто хочет идти вперед, для кого интересен передовой опыт, это общение, безусловно, даст очень много интересного и важного.

Хочу поблагодарить, пользуясь случаем, за это приглашение. И хочу сказать, что в жизни нашей страны в Агропромышленном комплексе, фермерское движение, АККОР, занимает значительное место. Результаты вашей работы говорят сами за себя.

На долю фермеров приходится сегодня более 10% общего объема сельхозпроизводства. И с каждым годом вклад фермеров, мы видим это по статистике, стабильно растет.

Эта динамика, безусловно, очень важна, потому что за этими цифрами стоят   объемы производства, стоят миллионы тонн зерна в нашей стране.  И что очень важно, фермеры начинают активно заниматься животноводством. Об этом мы  будем предметно говорить.

Главная тенденция, которую не могу не отметить, состоит в том, что с 2000 года производство сельхозпродукции в фермерских хозяйствах всегда опережало динамику производства в сельхозорганизациях.

Здесь есть несколько факторов. Один из них - новая организация труда, работы, производства. И вы демонстрируете значительный рост - больше чем в крупных, традиционных для России сельхозпроизводствах, бывших колхозах, ныне акционерных обществах и т.д.

Этот рост составил порядка 27%. То есть еще раз подчеркиваю, это серьезный скачок, это серьезные объемы. А значит, вы прибавляете, вы становитесь полноценными участниками рынка производства товаров, услуг в области агропромышленного комплекса.

И, конечно, государство должно серьезно к этому отнестись.  Те проблемы, вопросы, неурядицы, которые есть в регионах, непосредственно на местах мы должны решать.

Отсюда и пристальное внимание. С каждым годом увеличивается поддержка. Это тоже надо признать. И поддержка идет туда, где работают профессиональные люди, где эту поддержку ждут.

Мы прекрасно понимаем, что на вложенный рубль мы получим отдачу 3-5 рублей, образно выражаясь. Значит, мы будем стимулировать рост производства именно в фермерском движении.

Эта поддержка, по сравнению с 2015 годом, выросла в 2016 году почти в 2 раза и составляет 14 млрд.рублей.

Поверьте, что в условиях кризиса, в условиях ограничения финансовых ресурсов это было непростое решение. И Председатель Правительства Д.А.Медведев, и мы, когда бюджет формировали, ограничили другие направления, понимая, что фермерство растет.  И во многом фермерство - это наше будущее, это огромная доля в области сельхозпроизводства, примерно от 30 до 40%. По крайней мере, я как министр это чувствую и сделаю все, чтобы в течение 10 лет это состоялось.

Хочу проинформировать, что введена и новая мера поддержки - развитие кооперации на селе. Об этом вы много говорили. Очень отрадно, что эта форма развивается, она растет. Здесь мы впервые заложили немалые средства - 400 млн.рублей. 

При распределении господдержки на местах мы учитываем долю производства, объем производства. Наш главный сектор - это крупные сельхозпроизводства, которые сегодня являются во многом локомотивами объемов и роста ВВП в области  агропромышленного комплекса.

Вы знаете, что 2015 год мы закончили с ростом 3%. И, может быть, ни одна отрасль нашей экономики, народного хозяйства так не выросла.

Более того,  этот рост происходит на фоне стагнаций по другим направлениям. И это, безусловно, делает нам и определенные преференции со стороны государства, и понимание того, что, вкладывая средства в фермерство, в коллективное сельхозпроизводство, мы развиваем и получаем не только продукты питания и закрываем вопросы  продовольственной безопасности, вопросы импортозамещения, но и самое главное, мы создаем производственную, экономическую базу в нашей стране, все то, что будет и дальше двигать, развивать, создавать налоговые отчисления и, безусловно, развивать наши поселения, отдаленные хутора, станицы, деревни, села, что, собственно, входит в нашу стратегическую, политическую задачу.

Поэтому, наряду с крупными комплексами,  фермеры могут стать фундаментом экономики села, фундаментом отрасли и достаточно зажиточным, средним классом. Я бы этого очень хотел.

В прошлом году гранты получили 4,5 тыс.хозяйств. Это значительно выше, чем в 2013-2014 годахю Свыше 70% начинающих фермеров, получившие гранты, организовали свой бизнес на базе личных подсобных хозяйств. Это, на мой взгляд, очень здорово, потому что семейные фермы как раз и происходят от ЛПХ. Люди первый раз попробовали один год, второй год, естественно, нужно  расширять производство, увеличивать обороты. Это интересно становится. И слава Богу, что у нас такие процессы происходят сегодня.

Более того, в 2016 году мы направили на поддержку фермеров, как я уже говорил, 14 млрд.рублей, из них гранты - 8 миллиардов, кредиты - почти 5 миллиардов, кооперация - 1 млрд.рублей.

В этом году объем грантовой поддержки кооперативов увеличился уже в 2,5 раза и составил 1 млрд.рублей. То есть было 400, стало 1 миллиард. Рассчитываем, что в следующем году эта сумма будет 1,5 миллиарда.

В этой связи несколько слов об ЛПХ. В личных подсобных хозяйствах, к сожалению, происходит следующая тенденция. Процентов 40-45 молока мы получаем именно в личных подсобных хозяйствах. Это миллионы тонн молока, это то, что кормит российский народ.  Но каждый год от 3 до 5% снижается доля в ЛПХ в производстве молока.

Наверное, это естественно. Мы видим, как развиваются европейские страны. Может быть, люди не хотят заниматься у себя дома разведением животных, производством молока. Ведь это большой труд. Приходит молодежь на смену более старшему поколению, это естественные процессы. И уровень будет с каждым годом снижаться.

И получаются следующие вещи. Если фермерские хозяйства дают прибавку процента 3-4, а в ЛПХ - минус 3 процента, то практически мы стоим на нуле, мы не двигаемся. А нам нужно ни много ни мало, чтобы по молоку импортозаместить и обеспечить собственный народ, собственную страну молоком и молокопродуктами, нам нужно порядка 7-8 млн.тонн. Это тот дефицит, который мы сегодня в страну завозим из Белоруссии, отчасти твердые сыры из Швейцарии и т.д. и не только.

Поэтому это сегодня стратегическая для нас задача. Именно на производстве молока и переработке продуктов молока мы хотим сделать главную ставку в области господдержки.

Мы будем продолжать субсидировать процентную ставку, вводим новую форму компенсации прямых затрат. А значит, по окончании ввода объекта молочного комплекса в строй государство будет компенсировать 20% прямых затрат. То есть условно, если комплекс стоит 100 млн.рублей, значит, 20 миллионов будет подарок от государства.  Если будет 500 миллионов, значит, это будет 100 миллионов и т.д.

Более того, мы вместе с коллегами из Государственной Думы рассматриваем вопрос компенсации не 20, а 35%. Мы еще раз посчитали экономическую модель. Безусловно, даже 20% сегодня еще не все, окупаемость проекта выходит за 10 лет, а этого не должно быть.

Если не будет рентабельности, не будет должной прибыли, значит, в эту  отрасль не придут инвесторы, значит, сюда не придут ни крупные, ни мелкие, ни средние компании, не придут фермеры, а значит, мы не получим молоко. А значит, мы и дальше будем продолжать его завозить по импорту, тратить огромные деньги.

Поэтому еще раз подчеркиваю, молоко - это наша стратегия. И я призываю всех фермеров России обратить на это внимание. Меры поддержки государство будет только увеличивать в эту отрасль.

Знаю, что существуют проблемы, которые связаны с тем, что многие фермеры в силу разных причин, объективных, субъективных, наоборот уходят в сторону ЛПХ. Мы имеет один процесс - наоборот, из ЛПХ в фермеры. И есть отток с учетом того, что, встречаясь с ребятами, с коллегами, очень много разговоров о том, что много бюрократии, много проверок, естественно, всевозможных инсинуаций. И в ЛПХ проще, форма отчетности практически нулевая, объемы можно такие же наращивать и т.д.

Согласен, что такая проблема есть. Мы и в Правительстве, и в Минсельхозе этот вопрос активно рассматриваем, в том числе с участием и фермерского сообщества.

Думаю, что мы должны найти те механизмы, которые должны,  по большому счету, стимулировать, делать все, чтобы люди на земле приходили в фермерское движение, за этим будущее. Потому что такое производить в ЛПХ мясо, заниматься животноводством без ветеринарного учета, когда все абсолютно бесконтрольно?

У нас по России гуляет серьезное заболевание животных. Если мы все это упустим из рук, значит, мы не сможем развивать и молоко, и производство мяса и не только. И мы убьем нормальных, здоровых фермеров, сельхозпроизводство.

Мы видим, как африканская чума свиней просто выкашивает, уничтожает целые поголовья от 10 до 100 тысяч, она ни перед чем не останавливается. Так же и птичий грипп, другие заболевания, к  которым во всем мире относятся крайне серьезно.  И это наша, по большому счету, продовольственная безопасность.

Если нужно нас уничтожить, не нужны никакие войны придумывать или что-то еще, просто через эту беспечность, через заведение всяких вирусов, болезней мы просто можем потерять нашу экономическую состоятельность и тот потенциал, который мы с вами нарастили за последнее 10-летие, и т.д.

Поэтому задача Правительства, Минсельхоза выработать механизмы, для того чтобы были стимулы заходить, создавать фермерские хозяйства, для того чтобы, наоборот, продолжался процесс из ЛПХ в фермеры, и семьи, участники этого рынка видели в этом для себя хорошую перспективу, экономическую, социальную стабильность.

И, поверьте, у нас  есть такие проработки. Думаю, что в течение этого года вместе с вами мы выйдем на определенные решения и законом их затвердим, потому что эта вакханалия, эта неуправляемая ситуация никому не нужна, прежде всего здоровым силам в сельхозпроизводстве нашей страны.

Что касается семейных ферм, животноводческих ферм, то мы видим активность участников рынка. Многие семьи хотят заниматься животноводством. Мы видим, в этих программах очередь по 10 человек на каждый грант. И это заслуживает внимания.

Может быть, впервые жители нашей страны, особенно крестьяне, люди, живущие в сельской местности, откликнулись на призыв, услышали эти импульсы, сигналы государства о том, что есть поддержка, необходим ваш труд, ваше производство, особенно в условиях кризиса. И люди потянулись.

Понимаем, что даже 14 млрд.рублей мало. Подчеркиваю, было 7 млрд., стало 14. Считаю, чтобы удовлетворить все запросы, которые сегодня есть в обществе, нам нужно порядка 40 млрд.рублей по нашим подсчетам, даже больше, потому что с учетом раскручивания этой ситуации, когда люди будут понимать, что можно на этом заработать, это доходы для семьи, количество людей, приходящих в фермерство, в животноводство только будет увеличиваться.

Но, тем не менее, мы эти деньги будем изыскивать. Проект бюджета 2017 года начнет скоро формироваться. Безусловно, Минсельхоз выступит с таким предложением, надеюсь на поддержку нашего парламента, депутатской аграрной группы, что эти деньги нужны, потому что важно развивать регионы, Кавказ, Дальний Восток, Сибирь, где это производство более затратное, это экстенсивный путь, другого нет.

Для того чтобы закрепиться и люди не уезжали из сел, не уезжали из малых городов, нужна экономика, нужны предпосылки для развития бизнеса, для того чтобы там можно было жить, зарабатывать, создавать малый, средний бизнес. Это и есть наша стратегическая цель, это и есть база для роста, это и есть наше молоко, мясо, потому что в этих регионах живут миллионы людей, там тоже нужно кормить, нужно поить молоком наших детей и создавать экономическую основу. Она в этом и будет!

Для повышения эффективности мер господдержки малых форм эти вопросы во многом уже проработаны с Минфином, нужно увеличить общий объем их финансирования, как я уже говорил, до 40 млрд.рублей. И это произойдет в 2017-2018 годах.

Очень надеюсь, что кризис мы преодолеем, и у нас появятся бюджетные ресурсы и возможности.

Далее. Увеличить максимальный размер гранта начинающим фермерам, которые занимаются прежде всего производством молока с полутора до трех млн.рублей. Это тоже станет существенной поддержкой.

Третья позиция. Считаем, что необходимо стимулировать и дальше интеграцию крестьянских (фермерских) хозяйств в кооперацию, кооперативы для повышения качества производства, для оптимизации сбыта. Это правильный путь, это тот путь, которым прошли многие развитые страны.

Четвертое - снизить требования к малым формам. Мы над этим активно работаем с нашими финансовыми организациями при выдаче кредитов до 3 млн.рублей. В том числе сократить сроки рассмотрения кредитных заявок, это тоже принципиальная вещь, до 10 дней, предоставляя фермерам беззалоговые и короткие кредиты до 3-х месяцев. Без этого невозможно.

Мы прекрасно понимаем с вами, что очень правильная форма - кредиты выдавать под залог земли, под урожай, тем более для фермеров, когда нет ресурсов, нет залоговой базы, конечно, это жизненно необходимо, если мы хотим развития, если мы хотим обороты средств (аплодисменты), а без этого нельзя, без коротких средств, без коротких денег, быстрых денег под весенне-полевые работы, под сезонные работы, техника, удобрения, корма, химия.

Конечно, этот механизм, этот очень важный финансовый инструмент должен быть. И задача стоит его проработать уже, как минимум, чтобы он заработал или с будущего полугодия, 1 июля текущего года, или, в крайнем случае, с 1 января 2017 года.

Перед нами стоит принципиальнейшая задача - упростить и выдачу субсидий для малых форм.

Важно также консолидировать меры господдержки, снизить финансовую нагрузку на регионы.

О чем речь? Мы хотим укрупнить, может быть, вдвое сократить субсидии, которые идут в регионы из федерального бюджета. Их более 50. Сделать  не больше 20, для того чтобы у каждого региона был маневр. Страна большая, есть своя специфика, есть болевые точки, проблемные ситуации. И есть механизмы  и отрасли в агропромышленном комплексе, которые, наоборот, быстрорастущие, которые быстро дают отдачу.

Поэтому мы не можем из центра всем раздать и сделать такой механизм поддержки, который бы устраивал всех.

Считаю целесообразным отдать во многом полномочия на места. От этого выиграете прежде всего вы, потому что вы ближе и вам понятнее, как правильнее, плечо общения наиболее короткое. Потому что специфика, приоритеты как я говорил, разные. И от этого мы только увеличим скорость движения в объемах производства и не только.

Что касается участия регионов в софинансировании, вы знаете, у нас от 5 до 30% любая субсидия. Если регион поддерживает, находит средства, то и соответственно деньги идут из федерального бюджета.

Но жизнь показала, что в условиях кризиса далеко не каждый регион способен их изыскать., Потому что есть майские указы, есть огромные социальные проблемы, у каждого региона своя бюджетная обеспеченность в силу понятных причин.

И у нас, к сожалению, процентов 30 субъектов Российской Федерации, которые не могли найти средства,  значит, не участвовали в условиях софинансирования, значит, не получили эту поддержку, а по большому счету пострадали вы. Ведь у вас прямой интерес, есть у субъекта деньги или нет и т.д.

Мы договорились при поддержке нашего депутатского корпуса о том, что уже в этом году мы практически обнулили участие регионов. И по всем программам средства из федерального бюджета будут идти непосредственно субъектам хозяйствующей деятельности вне зависимости, есть ли в регионе средства или нет. (Аплодисменты)

А что касается новой формы поддержки, она тоже для нас принципиальна. Здесь присутствуют и наши банки, и финансовые институты, и Правительство, Минфин. Мы сейчас активно работаем в этой реформе.

Она заключается в следующем,  особенно по коротким кредитам, которые для нас, как я уже говорил, базовые. Во-первых, упростить их выдачу, а во-вторых, сделать так, чтобы они фиксировано шли по 5-процентной ставке.

Естественно, в чем вопрос упрощения? Мы непосредственно деньги из федерального бюджета будем заводить, минуя регионы, в наши банки: Россельхозбанк и Сбербанк, для того чтобы, когда вы приходите непосредственно получать кредит или обсчитывать его, то, как правило, вы просчитываете экономическую модель под 15-17-18% по коммерческой ставке.

Естественно, это совершенно другая экономика получается. Потом вы начинаете строить, вкладывать, инвестировать, обслуживать тело кредита по высокой процентной ставке, коммерческой - 17-18%, у кого как, тратя на это большие средства. И после окончания проекта через регион вы получите средства, компенсацию и т.д.

Поэтому механизм длинный, нет никакой гарантии того, что вы эти деньги вернете.

Потом в течение 2-3 лет вы тратите на обслуживание по максимально высокой процентной ставке.

Мы считаем, что наш принцип реформы заключается в том, чтобы заводить деньги в банк, сразу, приходя в банк, как заемщик вы обсчитывали свою экономическую модель по жестко фиксированной ставке 5%, и сразу, с первого дня, обслуживали свой проект именно по этой ставке.

Мне кажется, от этого выиграет прежде всего заемщик, от этого выигрывают все наши экономические модели, а значит и бизнес.  (Аплодисменты)

И эта мера заработает с 1 июля текущего года. Мне кажется, это абсолютно правильно.

Хочу сказать, что Геннадий Васильевич Кулик, как только я стал министром,  с первого дня мы с ним увиделись, сразу эту тему подняли, шли планомерно несколько месяцев, для того чтобы обсуждать на всех уровнях, на всех площадках, для того чтобы нас поддержали правительственные структуры.

И сегодня практически вопрос уже решен и будет поддержан на разных правительственных площадках, в том числе и Минфином. Это, на мой взгляд, во многом упростит и получение, и понимание всего финансового процесса и, конечно, скорость возврата кредита, процентных ставок. И самое главное, от этого выиграет экономическая модель, как я уже говорил.

Коллеги, мы считаем, что нужно пересмотреть в том числе и погектарную поддержку. Это тоже наши новации, которые во многом должны, мы считаем, поддерживать те регионы, те субъекты Российской Федерации, где, наоборот, слабое плодородие в силу объективных, климатических причин.

У нас, к сожалению, модель работала так. У кого большой урожай, тому еще больше денег, у кого он небольшой, 10-15 центнеров, получают 3 копейки. И, конечно, эти средства, безусловно, не могли серьезно поддержать наших фермеров, в том числе крупные коллективные хозяйства.

Поэтому мы сейчас  активно пересматриваем. Более того, мы хотим  привязать эту помощь не только к внесению удобрений, но и к развитию животноводства, производству мяса КРС, молока, для того чтобы, кто будет заниматься развитием направления животноводства, тот будет получать еще больше средств именно через эту форму поддержки.

Мы будем акцент  на развитие животноводства и улучшение плодородия, севооборота в том числе, наших почв. И это огромный наш потенциал, я абсолютно в этом убежден.

Коллеги, я думаю, что, наверное, будет интересно нам пообщаться. Я могу говорить и дальше, но есть наболевшие проблемы, есть общестрановые. И давайте мы поработаем  в этом режиме. Думаю, что это будет взаимно интересно. Спасибо.  (Аплодисменты)

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ

Спасибо, уважаемый Александр Николаевич.

Действительно, мы, руководители Ассоциации, ставим задачу, чтобы обеспечить возможности для прямого общения, чтобы все, кто приехал сюда из самых глубинных регионов, могли спокойно задать вопрос министру, другим руководителям. Александр Николаевич здесь, с нами.

Спасибо большое Вам, Александр Николаевич, особенно за те новые инициативы, которые сейчас зал воспринимал аплодисментами. Они действительно дорогого стоят.

И еще принципиально важно,  что министр, как это несколько раз было подчеркнуто, видит впереди не только крупные стратегические направления, но и стратегию, связанную с тем, что семейные хозяйства  мы должны в стране развивать. Это очень важно, и важно услышать из Ваших уст.

Очень важно насчет погектарной поддержки. Пора уже, справедливость, конечно, должна быть. Думали, справедливости  ждать не стоит, вчера дискутировали, я вам признаюсь, Александр Николаевич, Краснодарский край получал поддержку больше, чем Оренбург, Вологда, Кострома и т.д. Думали, министр с Кубани, точно не будет менять этот порядок.

А теперь, когда мы с Ваших уст услышали, что наконец-то регионы, которые имеют природно-климатические условия сложнее, почву победнее, будут получать поддержку больше, чем благополучные регионы, это дорогого стоит. Спасибо, Александр Николаевич, Вам за это.  (Аплодисменты)

Уважаемые друзья, кто хочет задать вопросы, микрофоны есть.

 

Н.А.СОИН

Соин Николай Александрович, Луховицкий район Московской области, фермер и председатель Московского крестьянского союза.

Александр Николаевич, остановлюсь на вопросах земельных. Их огромный пласт, и фермеры в недоумении, как они решаются.

Первое. Извечный вопрос фермеров - строительство жилья на землях сельхозназначения, находящихся в собственности.

Было на этот счет даже поручение В.В.Путина на съезде АККОР в Тамбове. И этот вопрос никак, ни Дума, ни другие структуры об этом не хотят решать. Думают, что мы землю бросим и будем заниматься стройкой. Это не так. Ваше отношение к этому?

Второе. Что делать с землями, которые не обрабатываются? Ваша позиция? Это земли, находящиеся в собственности у латифундистов, это земли бросовые, невостребка и т.д. Есть ли какая-то программа и позиция у Минсельхоза?

Третье. Что делать с необычайно высокой кадастровой ценой? Вопрос нерешаемый, он очень отличается от цены реальной, которая есть, она очень завышена. И все показатели, где кадастр входит,  пляшут от него - от нереальной стоимости, которая есть.

 

А.Н.ТКАЧЕВ

Спасибо.

Что касается дома на земле сельхозназначения, конечно, по всевозможным земельным законам, правилам этого нельзя делать. Мы понимаем, что земли сельхозназначения для того, чтобы сеять, пахать,  получать урожай и т.д.

Но, с другой стороны, должен быть механизм, который бы достаточно быстро эти вопросы урегулировал. То есть условно максимум месяц, 10 дней, для того чтобы, если я хочу построить на этом гектаре дом, чтобы я там закрепился, жила моя семья, эти вопросы должны просто влет решаться. Это принципиально важно. Мы закрепляем людей, человек вкладывает деньги от своей прибыли непосредственно в строительство своего дома, значит, своего будущего.

Обещаю, что этот вопрос мы максимально рассмотрим. И я выступаю активно за то, чтобы он был во многом упрощен и решен быстро.

Что касается брошенных земель. Вы знаете,  Минсельхоз в этой связи работает очень активно, мы уже практически вышли с законопроектом. Он уже прошел Правительство, и сейчас рассматривается в субъектах Российской Федерации. Мы будем изымать землю, если в течение трех лет нерадивый собственник, это и коллективное хозяйство, это и колхоз, и фермер, кто угодно, земля заросла или нарушается севооборот, Россельхознадзор делает оценку по суду, а уже в суде будет направлен, если мы действительно доказываем, что земля используется не по назначению или не соответствующим образом, она изымается и передается в собственность субъекта Российской Федерации, условно, области, края, республики. И в течение месяца на торгах эта земля выставляется и реализуется.

Мне кажется, абсолютно нормальный механизм. И тем самым мы усилим лучший оборот земли, то есть она будет уходить из нерадивого к нормальному, эффективному собственнику. Это абсолютно законно, это европейская норма.

И мы, слава Богу, сейчас выходим на это решение. И с  1 января будущего года эта норма заработает.

И очень надеюсь, что мы очень много земли перевернем в нашей стране, потому что понахватали, вы знаете, под сельхозугодия, с учетом того, чтобы земли перевели уже в поселения. И создан уже огромный, бешеный бизнес, и все в этом участвуют. И этот круг уже не разорвать.

Я сам работал в регионе и знаю, что это такое, и землю не отобрать, нет такого законного права. У нас, может быть, за всю историю Кубани один гектар всего по суду получилось, потому что не было прописано ни  норм, ни правил, не было практики и т.д.

Поэтому ужесточаем, и уверен, наведем в этом порядок.

Что касается кадастровой цены. Вообще в последнее время в нашей стране, хорошо это или не очень, но цена на землю сельхозугодий пошла вверх. И, естественно, она стала расти.

Минус для тех, кто работает на этой земле и кто хочет приобрести еще дополнительно, потому что это дорого на самом деле.

Но хочу сказать вам, что земля сельхозугодий в Германии, Франции, Америке стоит в десятки раз больше. Вы это лучше меня знаете. У нас, может быть, все выросло на европейском уровне. Мясо стоит как в Германии, плюс-минус, зерно - мы уже ориентируемся  по мировым ранках, практически все, все продукты питания, кроме земли.

Наша земля еще дешевая, наверное, исходя из того, что ее много, по другим факторам, но она растет. И рано или поздно мы получим это.

Поэтому обращаюсь ко всем. Если есть возможность, покупайте, потому что это ограниченный ресурс. Сегодня не купите, больше ее не будет.

Поэтому мы, с одной стороны, будем инициировать, стимулировать, чтобы землей занимались грамотно, соблюдали севооборот и повышали плодородие. Но, с другой стороны, чтобы эта земля была в надежных и эффективных руках.

Кадастровая цена. Вопрос такой риторический. Ее цена складывается по формуле, исходя из плодородия, исходя из ее ценности в разных регионах. Но я знаю, что на Кубани всегда рыночная цена была больше, чем кадастровая.

Вы из какого региона?

 

Н.А.СОИН

Москва, здесь отличается в обратную сторону.

 

А.Н.ТКАЧЕВ

Здесь отличается, да. Хорошо, я дам поручение, и мы обязательно посмотрим этот вопрос.

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ

Первый микрофон, представьтесь, задайте вопрос.

 

В.И.КОРОБЕЦКИЙ

Псковская область, фермерское хозяйство. Коробецкий Владимир Иванович.

Александр Николаевич, вопрос такого порядка. На сегодняшний день более 70% всех хозяйств по региону, это цифры сельхозадминистрации, РИТ - положительный скот.

Своими силами заменить этот скот нет денег, нет возможности. Будет ли госпрограмма по замене этого поголовья на чистых и закупка, чтобы, может быть,  было в программе прописано? Если она будет, замена рабочего скота, то есть на рабочий скот, не просто племенной, потому что ценники там совсем другие.

И второе. Получение ветсвидетельств на сдачу молока, то есть на переработку. Для получения этого свидетельства нужно отвезти в область или в район, это за 100 км, литр молока, заплатить за это 4 тыс.600, плюс  дорога порядка 2 тысяч. И еще дополнительно ввели два раза, то есть 30 тысяч с этого, в Псков отвезти, это 5 тысяч.

В результате, если все посчитать, 90 тысяч ложится на то, чтобы получить эту справку. И эта сумма для всех хозяйств, либо 100 литров молока сдаю, либо 10 тонн, разницы нет.

 

А.Н.ТКАЧЕВ

А что Вы предлагаете?

 

В.И.КОРОБЕЦКИЙ

Я предложу в конце.

Потом Вы говорите о развитии отдаленных маленьких хозяйств и сел. Села держат сегодня коров, держат молоко, молоко сдают в фермерское хозяйство. Я потом беру это молоко и везу дальше на переработку.

Сегодня эта возможность у меня отпала только потому, что нет справок у людей на  это ветсвидетельство. То есть у них есть РЕД-положительный скот. Куда это молоко девать? Люди вынуждены опять же резать этот скот. Спасибо.

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ

Понятен вопрос. Уважаемые  делегаты, давайте покороче будем формулировать. Больше двух вопросов не задаем, иначе эта очередь  будет стоять, а времени не хватит.

 

А.Н.ТКАЧЕВ

Хорошо, ветеринарные справки. Но во всем мире эта практика существует, перерабатывающие предприятия должны получать, а мы должны пить качественный продукт, это безусловно. Мы не можем покупать непроверенного качества молоко. Для этого и существуют Россельхознадзор, ветеринарные службы и т.д.

Но согласен, что эту работу надо упорядочить. И во многом она зависит, я считаю, и от расторопности глав муниципалитетов, региональных властей и т.д.

Мы не можем из Москвы все эти вопросы как-то проконтролировать. Это Псковская область, да?

 

В.И.КОРОБЕЦКИЙ

Да.

 

А.Н.ТКАЧЕВ

Я обращу на это внимание, но, естественно, поручу заинтересованным ведомствам в Минсельхозе в целом выработать практику по стране, где есть лучшие практики, где есть наиболее интересные работающие модели. И предложить всей стране сделать таким образом.

Поэтому проблема есть, я понимаю. Но, с другой стороны, вы должны понимать, что без проверки качества, сортности молока мы не можем взять на себя смелость и перерабатывать продукт, не проверенный должным образом.

 

В.И.КОРОБЕЦКИЙ

Мы говорим сегодня о цене.

 

А.Н.ТКАЧЕВ

О цене Вы не говорили.

 

В.И.КОРОБЕЦКИЙ

Проверка от цены сегодня получается, получается 90 тысяч.

 

А.Н.ТКАЧЕВ

 Что надо? Ваши предложения.

 

В.И.КОРОБЕЦКИЙ

Мои предложения - если переработчиков меньше, чем производителей молока, чем этих маленьких ферм, может быть, на производстве, где принимают это молока, брать эти анализы,  а потом уже решать. Если я согласился взять у частного населения. А как бабушке сегодня получить все эти анализы на молоко?

 

А.Н.ТКАЧЕВ

Хорошо, я услышал, я понял. Может быть, идея, мне кажется, рациональная. Обещаю, что мы изучим. И если она найдет поддержку и понимание, мы ее применим. Спасибо.

 

В.И.КОРОБЕЦКИЙ

И по РЕДу.

 

А.Н.ТКАЧЕВ

Что?

 

В.И.КОРОБЕЦКИЙ

РИД положительный, о поддержке, Госпрограмма будет...?

 

_________

Молодой человек, можно Вас спросить? Кто требует от вас оплаты этих денег, какая организация?

 

В.И.КОРОБЕЦКИЙ

Оплаты на что?

 

_________

Вы говорите, что...

 

В.И.КОРОБЕЦКИЙ

Лаборатория.

 

_________

Получить справку, которая дает Вам право заниматься производством молока? Вы этот вопрос поставили.

 

В.И.КОРОБЕЦКИЙ

Лаборатория

 

_________

И платите за это 6 тысяч. Возмутительно. Скажите, кто требует от вас 6 тысяч, какая организация?

 

В.И.КОРОБЕЦКИЙ

Лаборатория. Филиал Великолуцкой лаборатории.

 

А.Н.ТКАЧЕВ

Филиал чего? Какая организация?

 

В.И.КОРОБЕЦКИЙ

Ветеринарная лаборатория.

 

_________

Ветеринарная служба. Так Вы и скажите, вот министр перед Вами, отмените завтра этот порядок, и нет вопросов. Справку обязательно должны получить, он прав.

 

В.И.КОРОБЕЦКИЙ

Справку мы не отрицаем.

 

_________

Ты подожди, услышали тебя наконец. Вот и надо поставить так вопрос. Давайте пересмотрим, чтобы эта справка была дешевой или совсем отменим  ее стоимость, а справку придется брать. (Аплодисменты)

 

А.Н.ТКАЧЕВ

Геннадий Алексеевич, я хочу проинформировать. Давайте вообще все отменим, мы будем аплодировать сейчас всем.

Хочу проинформировать, ветеринарная служба - это субъектовая  служба, и она подчиняется губернатору. Вы с таким же вопросом, пожалуйста, завтра в Псков поедете, пригласите его на свой съезд или конференцию и задайте этот вопрос.

 

В.И.КОРОБЕЦКИЙ

Не приезжает никто.

 

А.Н.ТКАЧЕВ

Да Вы что?

 

В.И.КОРОБЕЦКИЙ

Нас не слышат. Мы сегодня оставлены сами с собой.

 

А.Н.ТКАЧЕВ

Главное, что я это услышал. Псков, все, понятно, записал.

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ

Давайте будем  по порядку идти, уважаемые коллеги.  Видите, сколько много вопросов.

Давайте кратко формулировать вопросы и т.д.

 

А.В.САЯПИН

Добрый день.

Саяпин Александр, председатель молочного клуба АККОР, Калужская область.

У меня конкретное предложение по этой ветсертификации. Действительно, она закреплена не субъектом, она закреплена приказом министра. И называется "Порядок выдачи ветеринарных сопроводительных документов".

Проблема в том, что сейчас требуется справка на каждую партию молока, 3 литра  - это партия молока иногда, 30 литров - тоже партия молока. Хотя техрегламентом Таможенного союза предусмотрена выдача не реже раз в месяц такой справки.

Она означает всего лишь одно, что хозяйство действительно исследуется, что оно проверяется, оно есть на учете  ветеринарной службы.

Но ветеринары хотят почему на каждую партию. Им нужна прослеживаемость продукции. Это можно решить  гораздо проще.

Мы можем им подавать каждый месяц все реестры накладных, куда мы отправили молоко. Пожалуйста, учитывайте и прослеживайте, но для этого не нужно ветеринарную справку, потому что машина загружается иногда ночью, ветеринары не работают. Тут два решения вопроса.

 

А.Н.ТКАЧЕВ

Хорошо. Пользуясь случаем, я хочу сказать, коллеги. Я был у Александра в Калуге, уникальная ферма с участием робота. Там два человека работают. Сколько ты молока делаешь в день?

 

А.В.САЯПИН

Сейчас 7 тонн.

 

А.Н.ТКАЧЕВ

7 тонн, то есть уникальная производительность. И у него лучшая в стране себестоимость молока. Вопрос мы обсуждали и там, в хозяйстве, я вспоминаю.

Я склоняюсь к тому, чтобы это сделать. Мы сейчас прорабатываем уже, после вашего посещения сделал такие поручения, и думаю, что мы сделаем так, как Вы говорите.

 

А.В.САЯПИН

Александр Николаевич, еще обратите внимание, с 1 февраля 2017 года под это требование попадает не только сырое молока, а вся молочная продукция.

Я на своем примере, у нас же скоропорт, мы по чуть-чуть возим в магазины, 100 магазинов. В день я буду выписывать тысячу ветеринарных свидетельств, в год 2 тонны.

 

А.Н.ТКАЧЕВ

Я услышал, я понял.  Правильно вопрос ставится.

 

_______________

Уважаемый Александр Николаевич, глава Ассоциации развития аквакультуры, Республика Саха (Якутия).

У меня два предложения. Мы на региональном уровне принимаем сейчас программу развития аквакультуры и товарного рыбоводства.

Просим Вас поддержать софинансирование из федерального бюджета.

И второе предложение. Как вы знаете, по   аквакультуре там приобретение  оборудования и кормов. Там ни субсидирования, ни возмещения нет. Мы вчера были в Росагролизинге, посмотрели там перечень. Тех, кто занимается агрокультурой, в перечне нет.

 

А.Н.ТКАЧЕВ

Оленеводство?

 

_________

Нет, рыбоводство.

 

А.Н.ТКАЧЕВ

 А, рыбоводство.

 

_________

Аквакультура, Республика Саха (Якутия).  И, как Вы знаете, великая сибирская река Лена, сейчас уже происходит биологический перелов.

Как вы знаете, является приоритетным направлением аквакультуры, поэтому убедительно прошу Вас поддержать эти два предложения.

 

А.Н.ТКАЧЕВ

Не все расслышал, прошу прощения. Но что касается аквакультуры, это наше стратегическое направление,  мы в том числе удвоили уровень поддержки. И считаем, что у нас есть такие передовые страны, как Норвегия, Китай, которые в десятки раз за последние годы увеличили долю и госрегулирования, и производства рыбы.

Этот продукт питания более дешевый, более полезный, в России нужно развивать потребление рыбы, культуру  потребления.

Что может  ....... рынок? Что для нас и в Якутии, и в Краснодаре, и в Брянске и Тамбове, везде этим нужно заниматься, потому что есть региональные программы. Я знаю, что и у вас  в том числе, естественно, с учетом софинансирования из федерального бюджета.

Мы будем заниматься, я уверен, активно, более того, будем продавать еще на сторону - по экспорту рыбу, которую мы произведем в наших водоемах.

Слава Богу, воды у нас много, в нашей стране, и надо ее использовать активно.

 

_________

Добрый день, уважаемые коллеги.

Александр Николаевич, Вы в своих выступлениях  постоянно подчеркиваете, чтобы сельское хозяйство было рентабельным.

На примере сложившейся ситуации с картофелеводами в Российской Федерации, себестоимость картофеля  в среднем колеблется в районе 7 рублей. Сегодня картофелеводы отпускают со своих складов картофель в районе 4 рублей. Получается значительный убыток.

О каком развитии здесь может идти речь? Но пример этот из жизни с картофелем, завтра это может быть с молоком, послезавтра это может быть с зерном.

Предложение такое - все-таки государство должно не говорить, что вы занимаетесь бизнесом и как-то решайте свои вопросы сами, а ввело механизм субсидирования. Допустим, сложилась сегодня ситуация с картофелеводами отрицательная, соответственно нужно на каждый килограмм из бюджета найти деньги и хотя бы выравнить в ноль, чтобы люди остались работать дальше и развиваться, а не прекращали свою деятельность. Это первый вопрос.

Второй вопрос. Федерация передала регионам полномочие по выделу земли фермерским хозяйствам, и тем самым регионы ограничили максимальную возможность предоставления земли фермерским хозяйствам.

В Рязанской области, например, 100 гектаров ограничила областная дума. Мы писали свои замечания, критиковали, что это неправильно. Сейчас сложилась такая ситуация.

Некоторые хозяйства брали на 5-10 лет землю в аренду, массив был у кого-то 200 гектаров, у кого-то 500 гектаров, у кого-то 1000 гектаров. Он сейчас не может продлить себе даже аренду или выкупить эту землю, потому что в законе написано, не более 100 гектаров.

Полный маразм. Или дробить этот участок на 99 гектаров? Мы делали свои замечания, обосновывали, что это неправильно. О какой поддержке говорить.

 

А.Н.ТКАЧЕВ

Хорошо, я Вас услышал.

Я по второму вопросу согласен с Вами. Маразм, неправильно, надо исправлять, потому что для эффективных хозяйств такие ограничения, которые невозможны.

Мы говорим: вкладывайте, берите кредиты, развивайте свое производство, - а здесь искусственно эти ограничения.

По первому. А Вы уверенность, что себестоимость картофеля по всей стране 7 рублей? А у кого-то, может быть, и ниже. Может быть, Вы неэффективно производите.

 

_________

Согласен, что здесь цифра может колебаться, но то, что идут картофелеводы с минусом, это однозначно, это факт.

 

А.Н.ТКАЧЕВ

Может быть, мы впервые получили сегодня в нашей стране ситуацию по картофелю. Всегда он был востребован, всегда он у нас немножко был в дефиците, всегда мы его завозили по импорту.

А в этом году урожай достаточно приличный. Я думаю, что это во многом надавило на рынок, и цена немножко обрушилась.

Что делать? Вы правы, можно субсидировать, можно ограничивать, условно, выращивание, квоты вводить, в том числе внутри страны. Но я хочу сказать так, что скорее всего выход будет следующий.

Мы проанализируем эту ситуацию, и, естественно, уже с урожаем будущего года, может быть, действительно введем какие-то механизмы поддержки, потому что до этого не было необходимости. Картофель  был рентабельный, он был достаточно прибыльным и интересным.  Вот, собственно, что я хотел сказать.

 

_________

 

Спасибо.

 

А.Н.ТКАЧЕВ

И, конечно, вы должны понимать, что картофель  для нас - это стратегия, второй хлеб.  Мы впервые, как и зерно, и сахар, растительное масло, вышли практически на 99% обеспеченности собственной страны, народа и т.д.

Но наш приоритет - это картофелехранилища. Мы здесь будем предпринимать серьезные меры поддержки. Вам, конечно, важно пока нет приемлемой цены, придержать его до лучших времен.  Это для всех картофелеводов важный процесс, в том числе и в условиях кооперации.

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ

Ясно. Первый микрофон, пожалуйста.

 

И.Н.ЯРАНИН

Вологодская область, глава крестьянско-фермерского хозяйства Яранин Илья Николаевич.

Александр Николаевич,  вопрос по электроэнергии.

В Вологодской области сельхозтоваропроизводители получают электроэнергию в размере 7 рублей - 6-92 где-то в среднем, городское население - 3-83, сельское население - 2-68, а крупные промышленные предприятия, как "Северсталь" и "Фосагро", которые нам же  делают удобрение, получают 1-20, 1-50.

 

А.Н.ТКАЧЕВ

Хорошо, я хотел об этой проблеме сказать в своем выступлении  и считаю, что сегодняшняя формула, когда мы платим тариф от мощности. Есть у тебя подстанция, условно, на территории фермерского хозяйства или рядом, нужно исходить, тариф должен складываться от потребления.

Эту формулу, этот подход мы меняем, сейчас активно работаем с Минэнерго. И я очень надеюсь, мы достучимся и вместе примем приемлемую, мы должны выровнять тарифы и сбалансировать так, чтобы  такой несуразной разницы не было, потому что при таких условиях заниматься возделыванием, выращиванием, производством товаров рентабельно не представляется возможным.

 

И.Н.ЯРАНИН

И второй еще вопрос,  Александр Николаевич.

Вы сказали псковичам обращаться к губернатору. Так вот, губернатор Вологодской области за 5 лет своей работы ни разу не встретился с фермерами ни на одном съезде, ни на  одной встрече, когда его приглашали.

 

А.Н.ТКАЧЕВ

Это недопустимый факт, я считаю. Значит, он не собирается идти на выборы в следующем году и его не интересует экономика.

Еще раз хочу подчеркнуть, что 40% объема производства в России - это фермеры. За вами будущее, практически половина производства. И на это не обращать внимания, не замечать нельзя.

Мы же, как никогда, сегодня понимаем, когда нефть ушла сегодня с рынка, я имею в виду, по цене и т.д., а чем еще, за счет чего мы будем сильны? Для чего мы будем создавать экономическую базу?

Конечно, переработка, производство, кооперация, торговля - это все во многом на равных заменит эту экономическую мощь. И во многих странах так и происходит.

 

И.Н.ЯРАНИН

Спасибо.

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ

Хороший сигнал Александр Николаевич подал. За тех руководителей регионов, которые с фермерами не встречаются по пять лет, можно смело не голосовать на выборах. Это будет правильно и справедливо. Если они крестьян не видят, почему крестьяне должны их поддерживать. (Аплодисменты)

А Виктор Васильевич сейчас другой пример приведет, как он общается и общался с губернатором Краснодарского края.

 

В.В.СЕРГЕЕВ

Такая сложилась практика, мы хотели, чтобы она и продолжалась дальше у нас. 23-го у нас будет наш краевой съезд.

А сегодня, Александр Николаевич, привет Вам от коллег, земляков. (Аплодисменты)

 

А.Н.ТКАЧЕВ

Очень рад. Спасибо!

 

В.В.СЕРГЕЕВ

В Государственной программе есть меры поддержки строительства оптово-логистических центров. Это как бы верхняя ступень в системе реализации плодоовощной продукции.

А нужны сегодня для них мелкие  хранилища: 1-2-3 тысячи. У нас сегодня фермеры есть, которые и 15-20 тысяч производят. И это накапливать.

Мы сегодня это делаем за счет своих средств, фермеры строят. В Усть-Лабинске построили, сейчас строится в Ейске, недавно была презентация у нас таких хранилищ. То есть должны быть низовые первые, а потом дальше уже пойдет. Потому что логистическому центру нужна крупная продукция.

Поэтому наше предложение - предусмотреть строительство небольших хранилищ.

 

А.Н.ТКАЧЕВ

Для зерна или...

 

В.В. СЕРГЕЕВ

Нет-нет, овощи, плоды, бахчевые культуры, эта группа, что по импортозамещению у нас сегодня в приоритете.

 

А.Н.ТКАЧЕВ

Хорошо, я скажу так, что эта форма вообще новая и, конечно, она еще не адаптирована к реалиям жизни.

Абсолютно правильное замечание, я его разделяю, и поправим.

 

В.В. СЕРГЕЕВ

Логистических центров нам крайне много нужно.

 

А.Н.ТКАЧЕВ

Понятно, я понял.

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ

Уважаемые коллеги, есть одно предложение, давайте посоветуемся с вами. Сегодня через несколько минут уже, меньше часа осталось до заседания Правительства.  И Александр Николаевич в Правительстве сегодня, так получилось, будет докладывать по вопросу выполнения Государственной программы и изменениях в Государственную программу, в том числе касающихся непосредственно наших вопросов.

Есть такое предложение, и мы с Александром Николаевичем говорили, и он готов тут с нами и дальше продолжать работать, но заседание Правительства, министр там должен докладывать по нашим темам.

Мы продолжим работу. Первый заместитель министра, если Александр Николаевич сейчас ему скажет, все руководители, начальники Департамента здесь, мы работу продолжаем.

Есть такое предложение. Мы на протяжении  последних недель с Министерством сельского хозяйства, с которым мы плотно работаем в тесном контакте по всем вопросам. Что-то получается, что-то не получается, но мы идем вперед, и сотрудничество такое есть.

Есть такое предложение, Александр Николаевич. Если мы сейчас то соглашение принародно подпишем на съезде, как мы делали раньше, это очень важно для крестьян, чтобы министр с нами. Министр подписывает соглашение, и мы будем вместе решать проблемы, и с Вашей поддержки мы их решим.

И потом Вы, конечно, будете принимать участие в Правительстве, отстаивая наши интересы, и дадите поручение, мы продолжим работу с вашими заместителями.

Не будет возражений?

 

А.Н.ТКАЧЕВ

Не будет возражений.

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ

Александр Николаевич, давайте подпишем с Вами соглашение и пожелаем Александру Николаевичу, чтобы он так же настойчиво, как он всегда это делает, отстаивал интересы уже в Правительстве. Это наша задача, а мы его поддерживать должны всем крестьянским миром. (Аплодисменты)

 

АБУРИКОВ Абдурахман Гаджиевич. Ассоциация фермеров Дагестана.

У нас вопрос по сельхозкооперации Дагестана. Мы не можем уже второй год участвовать в этой федеральной программе, потому что у нас в регионе нет софинансирования. Получается, как у Насреддина. Он всегда раздавал милостыню богатым людям. Когда спрашивали: почему богатым раздаешь? Он сказал: Бог тоже горд, богатым даю, я тоже горд, поэтому раздаю богатым.

 

А.Н.ТКАЧЕВ

Как ваше хозяйство?

 

А.Г. АБУРИКОВ

Я представляю республиканскую ассоциацию Дагестана.

 

А.Н.ТКАЧЕВ

Я сейчас буду в машине, позвоню вашему главе Республики и скажу, что вы им недовольны. Хорошо? (Смех в зале)

 

А.Н.ТКАЧЕВ

Все, мы подписали, да.

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ

Спасибо.

 

А.Н.ТКАЧЕВ

Спасибо. (Аплодисменты)

Дорогие коллеги, я хочу сказать, что в новой роли для себя министра сельского хозяйства Российской Федерации работаю  не так давно, но считаю, что будущее, я уже, может быть, повторюсь, России, Агропромышленного комплекса во многом будет состоять из мощи наших фермерских организаций.

И по работе края, и сегодня очень много езжу по стране, вижу, ощущаю эту поддержку. И, вы знаете, как никогда, фермеры, крестьянские хозяйства поверили Правительству, поверили Президенту, государству в ту поддержку беспрецедентную, которая сегодня есть.

Как никогда, мы почувствовали и поддержку населения нашей страны. Все начали неожиданно почему-то, как нам кажется, интересоваться российскими продуктами, все стали в магазин приходить и говорить: а где российское, а воронежское, а где тамбовское, а где дагестанское?

И это во многом спровоцировало спрос, увеличило спрос в разы на российские продукты питания. И это мы все почувствовали.

Выросла цена, для нас это очень важно, потому что без цены нет рентабельности. Когда говорят: а вот цены выросли. Дорогие мои, если не будет рентабельно, если не будет прибыльно у производителя, значит никакого интереса.

Почему нефть надо производить, чтобы была прибыль? Почему газу нужна прибыль? А почему кусок мяса произвести нужно себе в убыток? Такого не бывает и не должно быть. (Аплодисменты)

И Министерство сельского хозяйства - это Министерство, которое разделяет ваши принципы и позиции. Это отраслевое Министерство прежде всего. И мы здесь должны найти такие механизмы, такие финансовые инструменты, чтобы производство товаров, услуг, продуктов питания в нашей стране было выгодным и рентабельным.

Нам не нужна рентабельность 1000%, даже 100%, но 20-30-40%  абсолютно справедливая цена, справедливая прибыль, которую мы должны получать.

И если мы не получаем по тем или иным видам товаров, значит мы должны со стороны государства применять все финансовые инструменты поддержки, как это происходило за многие 10-летия в Евросоюзе.

Поэтому вот наш принцип. И сегодня действительно так совпало, в 12 часов дня на Правительстве мой главный доклад о развитии АПК и на текущий год, на будущие пять лет. И наш принцип, наша задача, которую мы ставим сегодня перед собой и, естественно, Правительство, Президент перед нами.

За пять лет, до 2020 года, на 90% по всем основным группам продовольствия обеспечить собственный народ, собственную страну продуктами питания отечественного производства.

Я думаю, что эта задача нам по силам, я абсолютно в этом убежден. Так, коллеги, или нет? (Аплодисменты)

 

С МЕСТА

Сделаем.

 

А.Н.ТКАЧЕВ

А значит, нам нужно будет удвоить производство, значит, нам нужно наращивать мощности, потому что санкции приходят и уходят. Нам нужно стать такими сильными, чтобы уже, когда санкции снимут, наш рынок будет никому не интересен, кроме нас с вами.

Это, на мой взгляд, политическая задача, и мы это сделаем вместе с вами. Можете рассчитывать на нас, на Правительство Российской Федерации. Президент тоже с нами, я думаю, что он будет встречаться с фермерским сообществом. Он, конечно, всецело поддерживает все начинания.

А нам с вами не сплоховать, нам нужно хорошо трудиться, осваивать новые технологии, работать над издержками, с экономикой, с землей. У нас огромные просторы, возможности, потенциал.

Поэтому победа будет за нами! Спасибо. Успехов.  (Аплодисменты)

А сегодня я в 5 часов вылетаю на Дальний Восток, там тоже целый мир. Это наша страна с ее спецификой, условиями. И там тоже нужно наращивать производство продуктов питания. Там тоже огромный потенциал в нашей стране.

Евгений Васильевич, мой первый заместитель, остается и также любезно ответит на ваши вопросы.

Спасибо.  (Аплодисменты)