ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ПРОГРЕССИВНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

Рассмотрев представленные на обсуждение законопроекты, Союз фермеров Ленинградской области и Санкт-Петербурга сообщает следующее. В целом, концепция изменений в статью 394 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая право органов местного самоуправления повышать размер налоговой ставки в случае использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не по целевому назначению и ненадлежащим образом, заслуживает поддержки. Между тем, из текста законопроекта не ясен механизм установления дифференцированной налоговой ставки: будет ли повышенная налоговая ставка применяться ко всем правонарушителям в безусловном порядке, либо же такая ставка будет применяться как буквально указано в законопроекте «по рассмотрению результатов проверки», т. е.по усмотрению органов. Применение повышенной налоговой ставки по усмотрению органов местного самоуправления, то есть не ко всем правонарушителям, по нашему мнению является коррупциогенным фактором.

По Проекту Федерального закона №1007443-6 О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и иные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их ненадлежащем использовании) сообщаем следующее.

В соответствии с текстом законопроекта, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в месячный срок с даты истечения срока, в течении которого земельный участок может быть приобретен в муниципальную собственность, обязан приобрести данный земельный участок в государственную собственность по цене, равной 50 процентам от повторной цены такого участка на повторных публичных торгах.

Учитывая, что введение такой обязанности повлечет дополнительную финансовую нагрузку на бюджеты субъектов, при этом само по себе приобретение субъектом РФ право собственности на такой земельный участок не повлечет его использование по целевому назначению, представляется целесообразным предоставить крестьянским (фермерским) хозяйствам право приобретать такие земельные участки в аренду без торгов или в безвозмездное срочное пользование сроком от пяти лет с правом последующего выкупа.

В том числе, такое право может быть предоставлено крестьянским (фермерским) хозяйствам, осуществляющим деятельность свыше двух лет.

Требует дополнительного обсуждения срок в один год, установленный законопроектом для начала использования земельного участка.

Так, в частности, на практике, получив в пользование земельные участки сельскохозяйственного назначения, фермеры сталкиваются с объективной невозможностью приступить к их использованию из-за необходимости решения вопросов с подведением к таким участкам коммуникаций (электричество, водоснабжение и т. д.).

Без подведения таких коммуникаций в ряде случаев использование участков для производства сельскохозяйственной продукции объективно невозможно.

Таким образом, ужесточая ответственность за неиспользование земельных участков по целевому назначению, необходимо выработать критерии такого неиспользования, или уточнить в тексте законопроекта на возможность сохранить права в отношении такого земельного участка если причины, по которым участок не используется по целевому назначению, признаны судом уважительными.