ВОПРОСЫ СБЫТА ПРОДУКЦИИ ОБСУДИЛИ УЧАСТНИКИ СОВМЕСТНОГО СЕМИНАРА АККОР И НЕМЕЦКОГО КРЕСТЬЯНСКОГО СОЮЗА

Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России совместно с Немецким крестьянским союзом 27-28 октября 2016 года провели во Владимирской области специализированный семинар «Развитие рыночных инструментов  реализации сельскохозяйственной продукции».

В нем приняли участие 60 фермеров и руководителей АККОР  из 11 регионов страны.  Актуальность темы  сбыта  сельхозпродукции для фермеров подтверждается участием в мероприятии представителей из 11 субъектов РФ. . Ассоциацию крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России представляли председатель Совета АККОР Телегин Вячеслав Владимирович и заместитель директора АККОР Башмачникова Ольга Владимировна.

С приветственным словом выступил директор Департамента сельского хозяйства и продовольствия Владимирской области Вишневский Евгений Викторович.

Начальник отдела аграрных преобразований и развития сельских территорий Колтунова Л.А в своем выступлении  отметила, что за последнее время фермеры увеличили  объем производства сельскохозяйственной продукции в 3 раза. Повысился интерес к участию в программах поддержки начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм. В регионе работают программы поддержки фермерства и другого направления. Так, субсидируется 25% строительства зданий и помещений для развития животноводства и тепличного хозяйства. Действует поддержка при покупки КРС любого направления. Существуют программы передачи в фермерские хозяйства молодняка на откорм, что позволяет КФХ получить доход и обеспечить качественно подготовленный скот.

Интересный опыт развития инструментов сбыта фермерской продукции представила Дегтярева Елена Витальевна, председатель Совета Владимирской областной Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств «Возрождения села». Ассоциация обратилась к Губернатору с просьбой  выделить земельные участки в различных муниципальных  районах для торговли фермерской продукцией.  С этой целью были закуплены тонары,  установлены в местах наибольшей посещаемости людей. В них продается овощная продукция, мясо, мед. Ассоциация заключила договор с молочным заводом, который закупает сырье у фермеров, а продукция переработки молока также реализуется в вышеуказанных торговых точках. Это организованная на постоянной основе торговля позволяет хозяйствам, у которых есть возможность хранить продукцию, иметь постоянный источник доходов. Планируется расширить торговую тонарную сеть, что решит вопрос сбыта для большего количества КФХ. Реализуется продукция и личных подсобных хозяйств. Ассоциация выплачивает минимальную арендную плату за земельные участки, это позволяет наладить торговлю и решить сразу две задачи – дешевую продукцию для населения и хорошую цену для фермеров.

Опытом решения вопросов реализации фермерской продукции   поделился Пиреев Иван Иванович, глава КФХ и руководитель  некоммерческого партнерства крестьянских (фермерских) хозяйств, сельхозкооперативов и ЛПХ Новгородской области «Вече».

Фермеров спасают малые кооперативные логистические центры. Они позволяют хранить продукцию, подрабатывать, фасовать продукцию и поставлять в торговые сети. Сегодня чтобы выжить фермеры должны быть современными. Продукция должна быть расфасована и интересна покупателю. Можно использовать все инструменты торговли – строить собственные магазины, поставлять продукцию в социальные учреждения без контрактов, работать с торговыми сетями. Имея альтернативные каналы сбыта можно уверенно наращивать объемы производства. Фермерам нужно подстраиваться под существующую систему торговли. Из торговых сетей Иван Иванович попробовал работать со многими, но с торговой компанией Лента – оказалось гораздо комфортнее. Работа с сетями позволяет расширять ассортимент, задумываться о качестве продукции и выживать в конкурентной среде. Пиреев отметил, важно выстраивать такие взаимоотношения с сетями, чтобы обязательства были не только у фермеров-поставщиков, но и у торговых компаний. Фермеры начали с логистического центра на 3,5 тысячи тонн овощей и постепенно увеличили объемы. Сейчас создано 2 кооператива, построено еще 2 центра. Региональный бюджет помог со средствами. Важно, чтобы  власть на местах понимала значимость малых распределительных центров и поддерживала мелких производителей. Наличие таких объектов инфраструктуры позволяет вовлечь в товарный оборот и личные подсобные хозяйства.

Коммерческий директор по закупкам и развитию торговой сети Лента  Яп Ван Вреден выступая перед фермерской аудиторией отметил, что Компания сегодня ставит задачу повысить качество товара, уйти от посредников, сократить сроки поставки продукции. С этой целью Лента готова работать с фермерами напрямую, создавать совместные платформы по долгосрочному сотрудничеству, стимулировать объединение фермеров в кооперативы как формальные, так и неформальные. Возможна проработка совместных инвестиционных программ.

Директор по проектам закупок и развития торговой сети Лента  Николай Матвеев подробно рассказал об уже имеющимся опыте создания платформ по сотрудничеству с КФХ.

От Немецкого крестьянского союза выступил Тимо Альберс, глава семейной молочной фермы в Германии. В его хозяйстве 85 га земли, содержится 82 молочные коровы (200 со шлейфом), налажена собственная переработка, продукция реализуется частично методом прямых продаж, а также через фермерский кооператив. Собственный автотранспорт позволяет поставлять продукцию на дом всем, кто заказал ее через фермерский интернет-магазин – бутылированное молоко, сметана, йогурты, творог. Главное –   экологически чистая продукция сейчас в цене, здоровое молоко с семейной фермы Альберс пользуется повышенным спросом. Хозяйство имеет свой сайт и страницы в соцсетях, которые постоянно обновляются и формируют у покупателей благожелательное отношение к хозяевам и их продукту.

 Руководитель проекта и кооператива «Живое село» Ренат Мамаев из Башкирии поделился с участниками семинара опытом работы современными и апробированными инструментами торговли. Это, прежде всего, создание кооперативных магазинов, имеющих совершенно особый формат работы как с пайщиками и поставщиками, так и с населением, и выступающих под брендом экологически чистой продукции. Здесь речь идет об открытом процессе ценообразования и себестоимости функционирования торгового объекта. Кроме того, нужно сформировать у поставщика культуру логистики и ответственность за поставки

Важно заинтересовывать в таком формате торговли индивидуальных предпринимателей – владельцев малых магазинов, выстраивать модель партнерства с магазинами шаговой доступности и показать им выгоду от получения статуса торгового объекта экологически чистой фермерской продукцией

Ренат Римович ознакомил участников с пошаговым построением системы кооперативной торговли. Сделав акцент на необходимости присутствия в регионах центров делового сопровождения, участвующих в создании сельского потребительского кооператива, и вывода их на эффективную деятельность, в том числе через систему торговли. «Сегодня нужно развивать и поддерживать  на уровне регионов консалтинг не советов, а эффективных решений».

В рамках двухдневного семинара участники также посетили 2 фермерских хозяйства молочного направления: КФХ Мальцевой Екатерины - молодого  фермера, участницы программы Начинающий фермер, которая содержит 16 коров, и семейную ферму  Антонова А.Д. на 57 дойных коров, также получившего грант в рамках программы поддержки, а также овощеводческое  хозяйство Мазуренко Константина, имеющего 700 га земли, полный шлейф современной техники и 2 овощехранилища. Хозяйством заинтересовались представители руководства компании Лента. Обсуждался вопрос выстраивания взаимодействия по поставкам фасованного картофеля не только от данного КФХ, но и от фермеров из близлежащих районов.