ОЛЬГА БАШМАЧНИКОВА: НУЖНЫ АГРОЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ МАЛОЙ МОЩНОСТИ

Реализация приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» по направлению развитие сельскохозяйственной кооперации  - тема совещания, прошедшего в Москве с участием заместителя руководителя Дирекции регионального развития Корпорации «МСП» В.Ю. Путилиной, заместителя директора Департамента  развития сельских территорий Минсельхоза РФ  В.И. Цоя, заместителя директора Департамента  малого и среднего бизнеса Росселььхозбанка А.В. Терехова, вице-президента АККОР О.В. Башмачниковой. В режиме видеоконференции в обсуждении участвовали замминистра сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) С.С. Потапов, заместитель Губернатора Тюменской области В.Н. Чейметов, министр экономического развития  Кабардино-Балкарской Республики Б.М. Рахаев,  председатель Совета директоров ОАО «Прохладное» Х.А. Дешев.

В ходе совещания обсуждались меры поддержки малого и среднего бизнеса на селе, развития кооперации, в том числе реализация программы  строительства оптово-распределительных центров.

Позицию фермерского сообщества  по данным вопросам представила вице-президент АККОР О.В. Башмачникова. Строительство крупных оптово-распределительных центров не решит задачу сбыта. хранения и предпродажной подготовки продукции фермерских хозяйств и личных подворий. В программе ОРЦ зачастую участвуют крупные девелоперы и ретейлерские сети, которые будут окупать потраченные ресурсы за счет снижения закупочных цен или роста стоимости услуг для малых производителей.

Средства, выделенные на данную программу, считает вице-президент АККОР, должны быть частично перераспределены на развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации, с одной стороны, и на строительство агрологистических центров малой мощности с другой.

Башмачниикова подчеркнула, что продолжать реализацию программы ОРЦ имеет смысл только в случае, если ее параметры и порядок субсидирования будут пересмотрены в части снижения критериев масштабности до 10 тыс.тонн, организация ОРЦ должна основываться на кооперативных принципах.

Первоочередная задача – консолидация товарных партий в районах, где непосредственно производится сельхозпродукция.

Приоритетом должно стать создание именно низовых, небольших сельских, районных агрологистическх центров, созданных либо самими малыми сельхозтоваропроизводителями, либо на кооперативной основе, либо предпринимателями, живущими на селе и пользующимися доверием граждан.

Здесь чрезвычайно важен и показателен опыт Новгородской, Липецкой областей. Негативный пример Агропромпарка в Татарстане, который был построен с использованием средств Минэкономразвития. Первоначальная идея работать с кооперативом была отвергнута, а фермерский кооператив рассмотрен как посредник. В результате в Агропромпарке вообще нет фермерской продукции. А цена на услуги высока.

Анализируя опыт работы уже построенных крупных ОРЦ на 30-50 тыс. тонн, АККОР предлагает ряд мер по корректировке  программы. В частности, не допустить дальнейшее строительство крупных ОРЦ, так как  это приводит к бессмысленной трате бюджетных средств и не решает проблем создания инфраструктуры для малых форм хозяйствования, снизить критерии масштабности до 10 тысяч тонн и распространить программу на сельскохозяйственные потребительские кооперативы и сельхозтоваропроизводителей, являющихся субъектами микробизнеса в АПК. Это станет стимулом для перехода в малый бизнес, позволит аккумулировать фермеров. В тех ОРЦ, которые уже есть,  нужно понизить целевые показатели по доле продукции МФХ, поставляемой напрямую и через СПоК, в зависимости от объема производимой в субъекте продукции данным сектором экономики. Сделать публичной стоимость услуги закупочные цены, довести информацию до муниципальных районов и сельских поселений. Важно распространять позитивный опыт.

 В ходе совещания обсуждался также вопрос об определении на федеральном уровне центров компетенции в сфере развития сельхозкооперации. АККОР выступила с единой позицией с Союзом сельских кредитных кооперативов -  центр компетенции должен остаться за Минсельхозом РФ на федеральном уровне и региональными Департаментами АПК.