ОЛЬГА БАШМЧАНИКОВА: ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ АПК. КВОТА ИЛИ ЗАДАЧА

Когда было подписано постановление Правительства о льготном кредитовании АПК, в котором установлена квота на малые формы хозяйствования в лице фермерских хозяйств и сельскохозяйственных  потребительских  кооперативов, у нас была уверенность в том, что субсидии не уйдут только крупным предприятиям и фермеры получат льготных кредитов в процентном соотношении значительно больше, чем в предыдущие годы. Когда лимиты не установлены, а  бюджет на субсидирование процентной ставки  невелик –  выбор банков в пользу крупным предприятий очевиден – один кредит может окупить работу филиала. В случае квотирования – определенный объем средств зарезервирован именно под определенную категорию предпринимателей. Однако,  по сути, квота – это не задача, а возможность. Анализируя процедуру льготного кредитования, приходишь к совершенно другим выводам. Зачастую возможность оказывается  невозможностью.

      Во-первых, крупный заем всегда выгоднее коммерческим банкам по издержкам, связанным с обработкой клиентского займа. Во- вторых, требования по льготным кредитам значительная часть фермеров, не имея штата сотрудников, выполнить, не может. А поскольку банки не очень-то заинтересованы работать с малыми КФХ, заявки от них принимаются неохотно и рассматриваются  длительное время. Поэтому и кредитов от КФХ мало и квота не полностью используется. Пройдя мытарства по документам, понимая, что, сколько залога не дай - все мало, фермеры, даже изначально желающие получить льготны кредиты понимают - не дотянутся. Предложение рождает спрос. Есть удобный и доступный механизм получения кредита под низкий процент – кредит берут, возникают трудности – не берут. Не потому, что не хотят развиваться, а потому что нет смысла месяцами мучиться с  документами, а потом понять, что залога не хватает по любому.

Многим предлагают коммерческие кредиты и фермеры соглашаются, не веря, что успеют получить льготные кредиты, а дорого яичко ко Христову дню. Многие обращаются в фонды поддержки субъектов малого предпринимательства. В некоторых субъектах перерабатывающие компании авансируют хозяйства под урожай. Кто-то из фермеров находит коммерческие кредиты неофициальным путем под высокие проценты. Выкручиваются, как могут. Однако отсутствие системной возможности кредитоваться по льготной ставке не приведет к расширению фермерства в количественном выражении. Фермерской ассоциации не под силу поменять банковскую систему и требования главного регулятора – ЦБ.  Это могло бы сделать  Правительство, разрабатывая стратегию аграрной политики, предусматривающую сбалансированное развитие различных секторов  аграрной экономики.  Сегодня мало сказать – от фермеров нет заявок на кредиты, нужно разобраться в том, почему их нет,  что нужно сделать, для того, чтобы доступ к льготному кредитованию был улучшен и принять соответствующие решения.

Если рассматривать процедуру льготного кредитования – в ней самой заложены существенные проблемы – слишком долгий путь от подачи заявки в банк до получения льготного кредита. Сначала заявку рассматривает филиал, потом решение кредитного комитета направляется в головной банк в Москве. Там заявки собираются и направляются в Минсельхоз РФ, где проходит рассмотрение на предмет наличия лимитов и соответствия целевому назначению. Затем готовятся письма по одобрению или отказу и направляются в головные банки, затем головные банки направляют документы или информацию в филиалы. Последние могут запросить дополнительный пакет документов. На все это уходит драгоценное время. Причем задержка может происходить на каждом этапе. Если посмотреть срез по стадии прохождения заявок на кредиты фермеров-членов АККОР на 30 марта, мы увидим следующее: 13% заявителей собирают документы, 27% - отказались сами или взяли коммерческие кредиты, 27% - ожидают решения банков на местах, 10% - находятся в МСХ РФ, 23% одобрено МСХ РФ. Даже по одобренным МСХ заявкам – уходит  дополнительное время на направление реестров в регионы и оформление окончательного пакета документов и договоров. Сроки кредитования уходят. А людям нужно проводить посевную. Кто-то приобретает технику, которая тоже нужна своевременно.

При такой процедуре и требованиях к заемщикам, целесообразно направить бюджетные средства, предназначенные  на субсидирование  льготных кредитов на несвязанную поддержку на га. Ее точно получит большее количество сельхозтоваропроизодителей, чем кредиты. А для фермера это живые деньги к посевной. Главное, чтобы по уже выданным инвестиционным кредитам субсидирование по кредитам сохранялось.  Люди поверили и взяли на себя инвестиционную ношу, их подвести нельзя никак.

Почему же зарубежом с кредитованием по-другому. Другая политика центрального банка в первую очередь. Другая стоимость средств,  другая структура аграрного рынка. Большое количество малых производителей формируют и финансовые институты – банки борются за малого клиента. В России сегодня дополнительные офисы крупных коммерческих банков закрываются, таким образом, сокращая региональная сеть. С этим доступ сельских предпринимателей к кредитным ресурсам уменьшается априори.

Нишу в кредитовании малых форм хозяйствования могут занять региональные банки и сельскохозяйственные кредитные кооперативы. Первым нужно получить доступ к льготному кредитованию за счет снижения требования ЦБ к размеру уставного капитала, последним – войти в состав уполномоченных организаций, участвующих в механизме льготного кредитования.   

Систему банковского кредитования можно также скорректировать в пользу малых форм  на уровне регулятора ЦБ и коммерческих банков – снизить требования по малым займам. Если сегодня микропредприятие - это бизнес с оборотом до 120 млн. рублей, то микрозайм для субъектов микробизнеса с упрощенной процедурой документооборота, залогового обеспечения   должен составлять  10-12 млн. рублей.  

Однако, даже снижение требований по документам и залогам не приведет к тому, что банк с радостью побежит за фермером.  Для него есть более интересные игроки на рынке. Поэтому со стороны государства должна быть поставлена задача по структуре портфеля по субъектам предпринимательства с выделением объемов и количества договоров  за отчетный период. И структура должна быть более детализированной, чем малый, средний и крупный бизнес. Малый бизнес с объемом выручки до 800 млн. рублей  не такой уж малый и превосходит объемами мелких производителей в разы. А ведь здесь как раз и работает система лифта – от микро к более крупным предпринимателям или кооперативам.

Как замотивировать систему финансовых институтов работать с мелким сегментом? Должна ставиться задача со стороны Правительства для банков участвующих в программах господдержки.

Сама по себе квота в 20% не является стимулятором, а задание от государства  - это уже другое – не выполнишь – зададут много вопросов. Тогда сотрудники офисов на местах будут активнее работать с неудобными клиентами. У них будет целевой показатель.

Может возникнуть вопрос, а зачем это делать – не получают кредитов значит не нужно.

Кредитные ресурсы – это, прежде всего развитие бизнеса.  А государство должно быть заинтересовано в развитии всех его видов. Это диверсификация аграрной экономики, занятость населения, переселение семей из городов в села, экологически чистая продукция, ускоренные темпы роста. Поэтому нужна не просто квота на льготные кредиты, а задача по ее освоению.

И конечно, нужно создавать и развивать альтернативные банковским финансовые инструменты – на наш взгляд – это создание федерального фонда развития микробизнеса в АПК, который бы работал с региональными фондами поддержки малого предпринимательства в части аграрного комплекса.

В этом  смысле  и квоту в 20% по льготным кредитам целесообразно распространить на субъекты микробизнеса различных организационно-правовых форм с объемом выручки до 120 млн. рублей в год, а также на индивидуальных предпринимателей, занятых сельскохозяйственным производством (42 861 ИП). В этом случае квота 20% будет служить поддержке наименее защищенных слоев – фермеров, сельхозкооперативов, индивидуальных предпринимателей,  неимеющих статус КФХ, обществ с ограниченной ответственность, коопхозов, производственных кооперативов и др.

Категория субъектов хозяйствования с выручкой от 120 млн. рублей до 800 млн. рублей, подпадающих в понятие малого предпринимательства, более интересны для банков и кредиты получить в принципе могут – вопрос здесь в другом – явно недостаточно средств, предназначенных на субсидирование процентной ставки и для более крупных производителей сегмента МБ. Здесь проблему нужно решать увеличением средств на субсидирование в общем котле. Защита в видеквоты для более мелких хозяйств при этом должна оставаться.

Если вернуться к реалиям сегодняшнего дня, необходимо как можно быстрее  выдать кредиты по заявкам, уже получившим подтверждение в МСХ РФ и устранить все возникающие здесь задержки. Время–деньги. Иначе сельхозпроизводители возьмут коммерческие кредиты, и процедура льготного кредитования к весенне-полевым работам не будет иметь никакого смысла.

Вице-президент АККОР Ольга Башмачникова