ЧАХНЕТ БЕЗ ЗЕМЛИ КАЗАЧИЙ АГРОПРОМ

В штаб-квартире федерального аграрного ведомства состоялось заседание Комиссии по становлению и развитию экономической базы российского казачества в составе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества под председательством председателя Комиссии, статс-секретаря – заместителя главы федерального аграрного ведомства Александра Петрикова.

В заседании приняли участие представители Терского казачьего войска, войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское», войскового казачьего общества «Центральное казачье войско», иркутского казачьего войска. Выступили с докладами представители Минэкономразвития России, Минрегиона России, Правительства Самарской области, МГУТУ имени К.Г. Разумовского, МСП-банка.

Были подняты вопросы по предоставлению и использованию земель, включенных в реестр казачьих обществ Российской Федерации, и участию казачьих хозяйств в формировании региональных производственных кластеров и в программах опережающего развития территорий. Представители казачьих сообществ поделились опытом ведения хозяйства в рамках казачьих станиц.

Земельный вопрос для казачества – краеугольный камень. По исторической логике, и сельское хозяйство должно быть основным видом экономической деятельности казаков. Но без земли казачий агропром чахнет.

Еще в 1996 году Правительство РФ приняло постановление «Об утверждении положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования». Однако ни федеральные, ни региональные законодатели по сей день не смогли до конца решить вопрос по наделению казачества землей.

В ныне действующем Земельном Кодексе формирование ЦЗФ для предоставления земель казачьим обществам не предусматривается. Однако права казачьих обществ на земельные участки, предоставленные из ЦЗФ до 2001 г., сохранились.

Сейчас земли сельхозназначения выделяются казачьим обществам практически на общих основаниях. В правовой базе, как на федеральном, так и на региональном уровне, механизм и порядок оказания государственной поддержки казачьим обществам и казачьим хозяйствам практически отсутствуют.

И только Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101 -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определил основание, по которому казачьим обществам могут передаваться участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, – это аренда.

Впрочем, надежда на перемены есть. В новой редакции Земельного кодекса, разработанной Минэкономразвития, прописано право казачьих сообществ получать землю в аренду без проведения торгов. Для этого, однако, придется соблюсти два условия: во-первых, целью землепользования должно быть сельскохозяйственное производство; во-вторых, территория должна быть определена под эти цели региональными законами.