МИНСЕЛЬХОЗ ОТВЕТИЛ НА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ХХV СЪЕЗДА АККОР

Письмо (Ответ Минсельхоза РФ на решения XXV АККОР) 

 

На имя президента АККОР В.Н. Плотникова поступило письмо Министерства сельского хозяйства России, в котором федеральное аграрное ведомство дает свои ответы на решения ХХV съезда АККОР, направленные в адрес председателя Правительства РФ и поступившие в Минсельхоз в рамках его компетенции. 

Предложения Минсельхоза России по решению XXV съезда Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России

О государственной поддержке сельскохозяйственной потребительской кооперации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 315 внесены изменения в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, в том числе в подпрограмму «Поддержка малых форм хозяйствования» включено мероприятие «Предоставление грантов на развитие материально-технической базы потребительской кооперации».

Гранты предполагается предоставлять сельскохозяйственным потребительским кооперативам и организациям потребительской кооперации на развитие материально-технической базы, включающей строительство или модернизацию производственных зданий, строений, помещений, цехов, негосударственных лабораторий ветсанэкспертизы и приобретение оборудования для заготовки, хранения, переработки, сортировки, убоя, первичной переработки и охлаждения мяса и птицы, подготовки к реализации, погрузки, разгрузки, транспортировки сельскохозяйственной продукции, приобретение специализированного транспорта, фургонов, прицепов, полуприцепов, вагонов, модулей, контейнеров для перевозки сельскохозяйственной продукции (в том числе с использованием лизинга).

О рассмотрении вопроса развития сельских территорий на заседании Государственного совета Российской Федерации.

21 апреля 2014 г. состоялось совместное заседание Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по реализации национальных проектов и демографической политике по вопросу «Об устойчивом развитии сельских территорий Российской Федерации». На заседании также рассматривались проблемы развития малого предпринимательства на селе как основы для его развития.

О принятии изменений на законодательном уровне, разрешающие строительство жилых домов крестьянским (фермерским) хозяйствам на землях сельскохозяйственного значения, находящихся в их собственности.

В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится проект федерального закона № 21184-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления возможности строительства на земельных участках, предоставленных или приобретенных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, объектов индивидуального жилищного строительства)», внесенный членами Совета Федерации Г.А. Горбуновым, ММ. Капурой, В.Н. Плотниковым, А.Н. Хайруллиным. В данном законопроекте предусмотрено размещение жилых домов на землях сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств.

Правительство Российской Федерации поддержало данный законопроект при условии его доработки с учетом сделанных замечаний ко второму чтению. Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации письмом от 28 февраля 2014 г. № А6-1605 представило замечания к законопроекту.

В настоящее время Минсельхоз России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти дорабатывает проект официального отзыва Правительства Российской Федерации на данный законопроект с учетом сделанных замечаний Государственно-правового управления Президента Российской Федерации.

О закреплении понятия (статуса) «хуторское хозяйство» и присвоения селам, деревням имен фермеров.

Определение хутора законодательно не закреплено, вместе тем, статья 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» относит хутор к сельскому поселению, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Согласно Большой советской энциклопедии «Хутор - однодворное сельское поселение», а по Юридическому словарю: «на Дону, на Кубани, хуторами называют поселения вне сел и станиц независимо от числа дворов».

В отдельных регионах Российской Федерации имеются иные виды однодверных сельских поселений, например в регионах Сибирского федерального округа к таким объектам относят «заимки», в Республике Калмыкия и Республике Башкортостан «улусы» и так далее. Учитывая многообразие в Российской Федерации поселений, состоящих из одного или нескольких дворов, объединённых родовыми или семейными узами, необходимо дать расширительное толкование фермерского поселения с учетом его территориальной принадлежности и местных обычаев либо подготовить соответствующий перечень, на который будет ориентироваться законодатель при подготовке необходимых нормативных правовых актов.

Минсельхоз России готов рассмотреть данный вопрос, публично обсудив его с АККОР для выработки совместной позиции.

Что касается предложений о присвоении сельским поселениям новых наименований, то в соответствии с Федеральным законом «О наименованиях географических объектов» предложения о присвоении наименований географическим объектам Российской Федерации или о переименовании географических объектов Российской Федерации относятся к компетенции Законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены эти объекты.

О внесении изменений в Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в части соответствия его нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.

В целях приведения Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в соответствии с изменениями в Гражданском кодексе Российской Федерации, рядом депутатов Государственной Думы (Н.В.Школкина, С.В.Максимова и др.) разработан проект федерального закона, которым предусматривается предоставление права выбора организации крестьянского (фермерского) хозяйства в виде юридического лица или без образования юридического лица. Минсельхозом России подготовлен и направлен в Правительство Российской Федерации положительный проект заключения на законопроект.

О предоставлении приоритетного права крестьянским (фермерским) хозяйствам по продлению договора аренды используемого земельного участка.

Проектом федерального закона № 44365-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» предусматривается преимущественное право сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, заключать договор аренды используемого земельного участка на новый срок без проведения торгов.

Данный законопроект принят 19 марта 2014 года в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. В настоящее время к законопроекту готовится проект поправок Правительства Российской Федерации для рассмотрения его во втором чтении в Государственной Думе.

О внесении изменений в нормативную правовую базу по регулированию разведения свиней ' в крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных подсобных хозяйствах.

Основанием для разработки ветеринарно-санитарных правил по содержанию свиней в личных подсобных хозяйствах граждан (далее - Правила), стало исполнение поручений в рамках Комплекса первоочередных мер по предупреждению распространения и ликвидации африканской чумы свиней (АЧС) на территории Российской Федерации от 24 октября 2013 г. № 6545п-П11, утвержденного Председателем Комиссии Правительства Российской Федерации А.В. Дворковичем.

Целесообразность разработки Правил, связана с законодательной -неурегулированностью отношений, связанных с содержанием свиней гражданами, ведущими личное подсобное хозяйств, а также принятием соответствующих адекватных мер борьбы с данным заболеванием. Существующий пробел в законодательстве способствует негативной эпизоотической обстановке в стране, и существенным экономическим потерям в промышленном свиноводстве.

Правила определяют зоосанитарный статус (компартмент) свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства (компартмент I - незащищенные от угроз хозяйства; компартмент IV - хозяйства высокого уровня защиты.)

Система компартментов применяется для целей обеспечения благоприятного эпизоотического статуса свиноводческих хозяйств различного типа и предотвращения распространения заразных болезней животных на территории Российской Федерации.

Также Правилами устанавливаются необходимые требования к условиям содержания свиней в личных подсобных хозяйствах граждан, что позволяет упорядочить деятельность владельцев личных подсобных хозяйств по содержанию свиней, обеспечить безопасность выпускаемой продукции свиноводства в ветеринарно-санитарном отношении.

В связи со сложной эпизоотической обстановкой по АЧС, а также по предложению Россельхознадзора (письмо от 05.09.2013 № ФС-НВ-2/11521) Минсельхозом России был разработан и утвержден приказ Минсельхоза России 15 октября 2013 г. № 378 «О внесении изменения в Правила определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства, утвержденные приказом Минсельхоза России от 23 июля 2010 г. № 258» (далее - Приказ).

Согласно действующему законодательству, для хозяйств I и II компартмента (включая личные подсобные хозяйства) отсутствуют ограничения по разведению и выращиванию свиней на расстоянии ближе 5 километров к предприятиям с более высоким компартментом. То есть в случае отнесения свинокомплекса к компартменту IV в диаметре 5 км (охранно-карантинной (охранно-санитарной) зоны) вокруг него не должно содержаться домашних и диких свиней.

Таким образом, свинокомплексы обязаны соотносить свою деятельность с хозяйствами, расположенными в пятикилометровой зоне от него. Выполнить эти требования для предприятий IV уровня компартмента в современных условиях развития свиноводства в Российской Федерации весьма проблематично.

Приказом вносятся изменения, в том числе в части сокращения расстояния от крупных свиноводческих комплексов, относящихся к III и IV уровням компартмента, до свиноводческих хозяйств, относящихся к компартментам I и II уровней, с 5 км до 500 метров.

Для проектируемых и вновь вводимых в эксплуатацию свиноводческих хозяйств, относящихся к III и IV уровням компартмента, сохраняется ограничение по расстоянию (не менее 5 км) до других хозяйств с более низким уровнем компартмента.

Следует отметить, что согласно «Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утвержденной Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР 21 ноября 1980 г., пяти километровая зона при возникновении очага АЧС попадает в первую угрожаемую зону, где уничтожают всех свиней.

О государственном регулировании цен и тарифов для сельскохозяйственных товаропроизводителей на горюче-смазочные материалы, электроэнергию и газ.

Вопросы, связанные с формированием, установлением и регулированием цен на дизельное топливо и автобензин на внутреннем рынке нефтепродуктов, а также регулирования цен (тарифов) в сфере газа и электроэнергетики, в Российской Федерации, не относятся к компетенции Минсельхоза России.

Вместе с тем Минеельхоз России неоднократно направлял свои предложения, касающиеся регулирования цен (тарифов) на энергоносители, которые используются для производства сельскохозяйственной продукции, в Минэнерго России и ФСТ России, однако они не были поддержаны. По мнению данных ведомств, установление льготных условий заключения договоров субъектами естественных монополий для сельскохозяйственных товаропроизводителей вступает в противоречие с принципами гражданского законодательства Российской Федерации и наделяет данную категорию производителей исключительными условиями осуществления хозяйственной деятельности и ведет к дискриминации иных отраслей.

О нецелесообразности внесения изменений в законодательную базу, в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию.

В настоящее время решение вопроса отмены категории земель предлагается осуществить в проекте федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию», подготовленного Минэкономразвития России. Минсельхоз России неоднократно высказывал замечания по данному проекту федерального закона.

В целях недопущения выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных земель Минсельхоз России предлагал установить, что законодательный механизм деления земель на категории сохраняется до завершения процедуры зонирования земель сельскохозяйственного назначения. Данное замечание в законопроекте учтено не было.

Принятие данного законопроекта в предлагаемой Минэкономразвития России редакции приведет к утрате сельскохозяйственных земель как средства производства в сельском хозяйстве.

Об увеличении средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм.

Минсельхоз России поддерживает предложения АККОР о выделении дополнительных финансовых средств из федерального бюджета. Вместе с тем запрашиваемый объем финансирования требует дополнительной проработки и обоснований. Следует учитывать, что увеличение финансирования из федерального бюджета потребует пропорционального выделения соответствующих финансовых средств из региональных и местных бюджетов, что требует еще дополнительной проработки данного вопроса с органами управления АПК субъектов Российской Федерации.

Об исключении требования к начинающим фермерам и крестьянским (фермерским) хозяйствам, развивающим семейные животноводческие фермы, участникам грантовой поддержки, по созданию новых постоянных рабочих мест.

Одной из целей реализации мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм является создание дополнительных постоянных рабочих мест в сельской местности в традиционных для населения сферах развития сельскохозяйственного производства, а также уменьшение оттока работоспособного сельского населения в крупные города и мегаполисы и закрепления молодежи и выпускников аграрных учебных заведений в сельской местности.

По данным органов управления АПК субъектов Российской Федерации на базе созданных и реконструированных хозяйств в 2012 - 2013 гг. создано 19,7 тыс. новых постоянных рабочих мест в привычных для сельского населения сферах развития сельскохозяйственного производства.

Кроме того, учитывая практику реализации мероприятий по поддержке начинающих фермеров в регионах в 2012 году, Минсельхозом России в 2013 году внесены изменения в соответствующие нормативные правовые акты в части создания одного рабочего места на каждые 0,5 млн. рублей грантовой поддержки, вместо условия о создании трех рабочих мест вне зависимости от размера предоставленного фанта.

Таким образом, предложение АККОР об исключении из требований к начинающим фермерам и крестьянским (фермерским) хозяйствам, развивающим семейные животноводческие фермы, положений о создании новых постоянных рабочих мест на средства гранта требует дополнительного обоснования.

Об обеспечении малых форм хозяйствования сельскохозяйственной техникой, оборудованием и племенным скотом.

Важным направлением развития малого бизнеса на селе является повышение уровня технической оснащенности хозяйств и улучшения породного состава сельскохозяйственных животных. Основным механизмом реализации этого направления является, прежде всего, государственный лизинг.

За период 2002-2013 г. по информации ОАО «Росагролизинг» малым формам хозяйствования поставлено 39,8 тыс. ед. сельхозтехники для проведения сезонных полевых работ, в том числе комбайнов - 7 544 ед. (50,6% от общего объема поставок), тракторов - 9 183 ед. (58,0%), автотехники - 9 183 ед. (61,4%), прицепной и навесной техники - 9 742 ед. (67,2%). При этом с 2010 г. среднегодовой объем поставок малым формам хозяйствования вырос в 3 раза по сравнению с аналогичным показателем за период 2002-2009 гг.

В 2013 году малым формам хозяйствования поставлено 3,7 тыс. ед. сельхозтехники (1 159 тракторов, 463 комбайна, 420 ед. автотехники, 1 646 ед. прицепной и навесной техники) на общую сумму 7,4 млрд. рублей. В том числе в рамках Программы обновления парка сельскохозяйственной техники на 2012-2014 годы (далее - Программа обновления) поставлено 432 ед. сельскохозяйственной техники.

Программа обновления изначально ориентирована на обновление парка сельскохозяйственной техники в малых формах хозяйствования, в которых техника порой используется более 20 лет. На их долю приходится около 90% поставок в рамках Программы обновления. При этом наибольшим спросом пользуются тракторы «Беларус 82.1» и «Беларус 1221.2» (50% от всех заявок на сельхозтехнику).

Поставки сельхозтехники в рамках Программы обновления осуществляются на особо льготных условиях федерального лизинга, предусматривающих отсутствие авансового платежа и залогового обеспечения, отсрочку оплаты первого лизингового платежа на 6 месяцев, соответствие срока договора лизинга сроку полезного использования сельхозтехники. Все это позволяет существенно снизить нагрузку на сельхозтоваропроизводителей, в том числе и финансовую, что особенно актуально в период посевной и уборочной кампаний.

На условиях лизинга в 2002-2013 гг. в субъекты Российской Федерации ОАО «Росагролизинг» малым формам хозяйствования поставлено 301 тыс. голов племенных животных (55,4 % от общего объема поставок) (в т.ч. КРС - 132 тыс. голов, МРС (овцы и козы) - 146 тыс. голов, свиньи - 23 тыс. голов, лошади - 598 голов, олени - 593 головы). При этом в 2013 году на долю поставок малым формам хозяйствования приходилось 94% общего объема. Также за период 2002-2013 гг. малым формам хозяйствования оборудовано 540 729 скотомест (75% от общего объема).

Кроме того отечественная сельскохозяйственная техника и оборудование поставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе малым формам хозяйствования, ассоциацией «Росагромаш», в которую входят ОАО «Россельмаш», ОАО «Кировский завод», ОАО «Евротехника», ОАО «БДМ-Агро» и другие, и ассоциацией ООО «ККУ «Концерн «Тракторные заводы».

О проведении анализа нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в целях уменьшения административного давления на крестьянские (фермерские) хозяйства.

Для уменьшения влияния административно-правовых барьеров для развития малого предпринимательства целесообразно рекомендовать региональным фермерским союзам и ассоциациям провести анализ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, содержащих по их мнению излишние функции административного давления на фермеров, АККОР обобщить данный аналитический материал и направить итоговую информацию в Минсельхоз России для рассмотрения на заседании Совета по малому и среднему предпринимательству.

О возможности предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям на одну голову коров.

Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных и (или) муниципальных программ развития сельского хозяйства, реализуемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), предусматривающих поддержку собственного производства молока сельскохозяйственными товаропроизводителями, в том числе на 1 килограмм реализованного молока, распределение и предоставление которых осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1370, направлены на стимулирование роста производства товарного молока.

С целью повышения доступности субсидий для сельхозтоваропроизводителей постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2014 года № 21 утверждены изменения, внесенные в Правила.

Данным документом снимаются обязательства с субъектов Российской Федерации по недопущению снижения объемов производства молока, молочной продуктивности коров и выходу телят на 100 коров по отношению к соответствующему периоду прошлого года начиная с 2014 года.

Также снижаются требования к сельхозтоваропроизводителям по росту молочной продуктивности коров и выходу телят на 100 коров начиная с 2014 года. У сельхозтоваропроизводителей со средней продуктивностью коров 7000 кг молока и выше допускается снижение молочной продуктивности до 5% по отношению к соответствующему периоду предшествующего года начиная с 2014 года. Критерий по выходу телят снижен до 70 голов в расчете на 100 коров в год, предшествующий текущему году, начиная с 2014 года.

Вместе с тем, в условиях оптимизации бюджета формирование новых расходных обязательств в настоящее время не предусматривается.

Таким образом, предложение о внесении изменений в части выплаты субсидий на каждую голову коров может быть рассмотрено только при выделении дополнительных средств на данное направление финансирования в установленном порядке.

О проведении «общероссийской переписи коров».

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2013 г. № 316 в 2016 году будет проводиться Всероссийская сельскохозяйственная перепись, в рамках реализации которой будет осуществлена перепись крупного рогатого скота, в том числе коров, находящихся у сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, хозяйств населения.

Об оказании информационно-консультационной поддержки малым формам хозяйствования.

Развитию сектора малых форм хозяйствования оказывается помощь путем предоставления информационно-консультационных услуг, проведения обучающих семинаров, программ, курсов повышения квалификации.

В агропромышленном комплексе при участии Минсельхоза России создана и функционирует система сельскохозяйственного консультирования.

В настоящее время в субъектах Российской Федерации действуют 64 региональных центра сельскохозяйственного консультирования. На районном (межрайонном) уровне функционирует 561 центр, из них в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» создано 262 районных центра в 24 субъектах Российской Федерации.

В 2013 году центрами сельскохозяйственного консультирования оказано более 770 тысяч консультационных услуг.

В 2013 году финансирование из федерального бюджета на развитие информационно-консультационных центров не было предусмотрено. В то же время финансирование из регионального и местных бюджетов по сравнению с 2012 годом увеличилось на 72,1 млн. рублей и составило 594,3 млн. рублей. Кроме того, источником финансирования выступили средства внебюджетных источников в объеме 107,9 млн. рублей.

В структуре потребителей консультационных услуг на долю малых форм хозяйствования приходится 61% от общего количества оказанных услуг.

Проводимый ежегодно мониторинг деятельности центров сельскохозяйственного консультирования показал, что из года в год наблюдается значительный прирост малых форм хозяйствования в качестве клиентов консультационных организаций.

Наиболее востребованная тематика консультаций - растениеводство, животноводство, экономика, бухгалтерский учет, кредитование, открытие собственного бизнеса. Консультанты оказывают помощь владельцам ЛПХ и КФХ в оформлении кредитов, подготовке бизнес-планов, приобретении техники, молодняка скота, организации потребительских кооперативов, а также в решении других вопросов.

За счет федерального бюджета проводится профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов организаций малых форм хозяйствования. В 2013 году обучение прошли 3188 человек.