СРОК ДЕЙСТВИЯ "ДАЧНОЙ АМНИСТИИ" ПРОДЛЕВАЕТСЯ ДО 1 МАРТА 2020 ГОДА

Государственная Дума приняла во втором, основном чтении проект федерального закона № 391551-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором идет речь о продлении «дачной амнистии».

Проектом предлагается продлить сроки действия «дачной амнистии» в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (ИЖС) еще на два года - до 1 марта 2020 года. В этих целях вносятся изменения в федеральные законы: «О государственной регистрации недвижимости», «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», «О кадастровой деятельности».

"Упрощённая схема регистрации садовых участков и домов - это основа, без которой сложно говорить о развитии садоводства в целом, - подчеркнул депутат Госдумы, президент АККОР, федеральный координатор партпроекта "Российское село" Владимир Плотников. - Положительная динамика должна быть продолжена, чтобы еще сотни тысяч человек смогли воспользоваться преимуществами «дачной амнистии». Особенно это актуально сегодня для таких регионов как Крым и Севастополь, добавил он.

В 2006 году был введен упрощенный порядок оформления прав граждан на недвижимость: садовые дома, дачные и садовые земельные участки, а также объекты индивидуального жилищного строительства  - так называемая «дачная амнистия». Гражданам была предоставлена возможность оформить права в упрощенном порядке на земельные участки, дачные домики, гаражи, бани и другие строения, в том числе, на те, которые были возведены много лет назад, но не могли быть легализованы из-за изменившегося законодательства.

Дело том в конце 1990-х - начале 2000-х годов менялось законодательство и требования, предъявляемые к правоустанавливающим документам на недвижимость. Многие «старые» документы по форме или по содержанию не соответствовали требованиям нового законодательства.

Изменения, во-первых, были связаны с созданием системы государственной регистрации прав на недвижимость, 20-летие которой мы отмечаем в этом году. С 31 января 1998 года начала формироваться единая система госрегистрации прав. И сейчас установлены общие правила регистрации и требований к документам, действует Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), содержащий сведения обо всех объектах недвижимости. 

По данным Росреестра в настоящее время в ЕГРН всего учтено 163 млн. 200 тыс. объектов недвижимости, общей стоимостью 672 трлн. рублей. 

Во-вторых, с 2001 года вступил в силу Земельный кодекс, а с 2004 года – Градостроительный, которыми были установлены общие требования к строительству строений, формированию земельных участков. При этом действие норм Градостроительного кодекса не распространялось на постройки, возведенные до его введения. И оформить права на возведенные без разрешительных документов (разрешения на строительство и акта ввода в эксплуатацию) объекты было проблематично. Такие объекты (индивидуальные жилые дома, дачные постройки, гаражи и т.п.) признавались «самовольными постройками», и право собственности на них могло быть признано лишь в судебном порядке. Проблема возникала и с оформлением прав на земельные участки, предоставленные гражданам до введения Земельного кодекса. В правоустанавливающих документах на такие участки часто не указывался вид права, на основании которого участок предоставлен, поэтому зарегистрировать его было невозможно. В результате значительная часть «бытовой недвижимости» и земельных участков оказалась находящейся во владении граждан по факту, а не по закону. Граждане не могли совершать с такой недвижимостью сделки, в том числе передавать по наследству. Кроме того, такие объекты могли быть снесены как «самовольные постройки», либо изъяты (как земельный участок, не выделенный должным образом в частную собственность).

Для решения вышеуказанных проблем было инициировано проведение «дачной амнистии» в 2005 году  - установление упрощенного порядка оформления прав на недвижимость, предназначенную для личного использования гражданами, и на соответствующие земельные участки. В том числе предоставленные или возведенные до введения в действие нового законодательства (Земельного, Градостроительного кодексов, закона о госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

С 1 сентября 2006 года закон о «дачной амнистии» вступил в силу. В результате земельные участки могли быть оформлены на основании ранее выданных документов, если в них не был указан вид права, то оформлялось право собственности. Необходимость в предоставлении разрешительной документации для оформления прав на садовые, дачные дома и ИЖС была отменена.

Кроме того, в целях защиты граждан от неконтролируемого завышения цен с 2006 года были введены правила об определении максимальных цен на межевание земельных участков. Согласно изменениям, субъекты РФ смогли устанавливать максимальные цены работ по землеустройству на дачные, садовые земельные участки, участки под ИЖС (тарифы, расценки, ставки и т.п.). В дальнейшем такое правило распространили и на другие объекты недвижимости. В настоящее время  предоставленным правом воспользовались 27 регионов, в которых зачастую эти максимальные цены кадастровых работ варьируются в зависимости от вида объектов, например, от вида земельного участка. Так, в Московской области это 450 руб. за 100 кв.м. площади земельного участка, но не более 7000 руб.; в Алтайском крае – в среднем 1500 руб.; в Республике Татарстан – в среднем 4000 рублей.

За весь период действия «дачной амнистии» ей воспользовались миллионы граждан. По данным Росреестра с 2006 до 2018 года в упрощенном порядке было зарегистрировано почти 12,8 млн. прав. Из них более 3,5 млн. - на объекты ИЖС и более 7 млн. – на земельные участки.

Чтобы оформление прав на объекты ИЖС не происходило в общем порядке, а установленные субъектами максимальные цены кадастровых работ не прекратили свое действие, законопроектом предлагается соответствующее продление «дачной амнистии». В противном случае для постановки на государственный кадастровый учет и госрегистрации права собственности с 1 марта 2018 года потребуется разрешение на ввод в эксплуатацию. Заявитель должен будет обращаться в Госстройнадзор и предоставлять дополнительные документы, которых у него может не быть. Например, если объект ИЖС начал строиться без разрешения на строительство. При отсутствии необходимых документов или наличии ошибок в них Госстройнадзор не выдаст разрешение на ввод в эксплуатацию и заблокирует оформление права собственности на объект ИЖС. В результате объект будет иметь признаки самовольной постройки и может быть снесен, а для гражданина последует административное наказание. Признанный самовольной постройкой объект ИЖС может быть легализован только в судебном порядке.

В целях защиты прав граждан и обеспечения принципа равенства собственников жилья законопроектом предлагается продлить сроки оформления в упрощенном порядке прав на объекты ИЖС до 1 марта 2020 года – без получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Это позволит гражданам и дальше оформлять свои права без необходимости получать дополнительные документы.

Также законопроектом предлагается продлить до этого срока (1 марта 2020 года) и возможность установления предельных максимальных цен кадастровых работ субъектами Российской Федерации, в зависимости от видов объектов недвижимости, что позволит предотвратить необоснованное завышение цен на кадастровые работы.

Кроме того, ЕГРН будет пополнен уточненными сведениями в отношении местоположения границ уже существующих земельных участков, что послужит целям обеспечения достоверности реестра.