РАННИЕ ОВОЩИ: С УБОРКОЙ НЕТ ПРОБЛЕМ, ГЛАВНОЕ – РЕАЛИЗАЦИЯ

С середины июня фермеры Астраханской области ведут сбор урожая раннего картофеля и овощей. По данным начало июля, в целом по региону реализовано около 20 тыс. тонн овощей, 40 тыс. тонн картофеля. Знаменитый астраханский арбуз созреет только в августе, но уже сейчас собрано около 1,5 тыс. тонн ранних сортов этой бахчевой культуры.

Как сообщил председатель АККОР по Астраханской области, председатель Регионального сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Народный кредит» А.П. Ковбас, уборка ранних овощей, картофеля и бахчевых в Астраханской области в самом разгаре. Начали уборку раннего картофеля, со дня на день приступают к сбору томатов. Дозревают огурцы, а лук и редис собраны уже повсеместно. Первый урожай арбузов снят почти на треть.

– Вопрос не в том, чтобы собрать урожай, а в том, как и почем его реализовать, – сказал Александр Павлович. – примерно треть крестьянских хозяйств региона работают с нашим и другими кооперативами. У остальных – наработанные годами связи с потребителями: это могут быть и перекупщики (среди них встречаются и вполне порядочные, добросовестные), государственные учреждения и пр. кто-то реализует овощи напрямую – на рынках, с машин (там, где не «гоняют»). Кто-то ориентируется на северный завоз – у них и сроки уборки попозже.

Мы, в свою очередь, с нашими огромными объемами, вынуждены работать в основном с торговыми сетями. Среди них – всем известные бренды «Лента», «Окей», «Ашан», «Перекресток» и др. При всем уважении к размаху, западному уровню логистики, эффективному маркетингу, честно скажу: нравы у них людоедские. Только за вход в магазины, за свою полочку – 40 тыс. рублей надо заплатить сразу!.. Опоздание с поставкой товара на 2 часа – штраф 3 тыс. евро. Конечно, такие драконовские правила игры не выдержит не один индивидуальный предприниматель. Мы, кооператив 2-го уровня, объединяющий районные кооперативы, включающие, в свою очередь, свыше 3 тыс. К(Ф)Х, еще как-то можем зайти со своей продукцией в торговые сети, но, честно говоря, с каждым годом все обиднее наблюдать их запредельную маржу на наши огурчики-помидорчики.

А у сетей, как известно, сплошь зарубежных, ответ один: не хотите к нам – не надо. У нас в поставщиках весь Китай, Турция, Египет!

Сколько уже лет муссируется тема, чтобы законодательно обязать сети не менее 50% своих торговых площадей отдавать под продукцию местного производителя. Но у сетей мощные лоббисты…

Конечно, нужны собственные, региональные торговые сети с солидными объемами и площадями. Конечно, нужна господдержка кооперативов, о чем уже не первый год говорится с самых высоких трибун. Уже не верим, что когда-нибудь будет долгожданная программа поддержки кооперативного движения…

– Возможно, положение исправит запрет на допуск импортного продовольствия при осуществлении закупок для государственных и муниципальных учреждений? Проект такого постановления разработал Минсельхоз России, и, вроде, есть все шансы на его принятие…

– Идея хорошая, но что-то заставляет меня сомневаться в надлежащем исполнении такого постановления... Вот пример: в прошлом году получили два наших хозяйства благодарственные письма регионального минсельхоза за своевременную поставку бахчевых в детские учреждения. Один фермер спрашивает другого: я вроде не поставлял, может, к тебе нечаянно приплюсовали? Нет, отвечает, и я все арбузы продал в Москву! Проверили: по всем накладным, договорам, поставщики – наши. А на деле арбузы оказались азербайджанские…

А вот факт нынешнего года: на рынках уже появились арбузы с нашей фирменной этикеткой «Астраханский арбуз». А мы еще не одной ягоды не продали, и продукт-то по всему китайский… То есть кто-то украл или подделал наклейки в огромном количестве! И у меня большое сомнение, что полиция найдет мошенников…

Ред.: Кооперативом «Астраханский фермер» зарегистрирована торговая марка «Астраханский арбуз еще в 2006 году. Голографический знак диаметром около 3 см разработали специалисты астраханского ВНИИ орошаемого овощеводства и бахчеводства, на нем изображен арбуз и герб области, а также нанесена надпись «Астраханский арбуз». Такую же торговую марку имеют и астраханские томаты от «Астраханского фермера».

Мы – имею в виду всех российских овощеводов – можем обеспечить высококачественной, спелой, экологически чистой продукцией всю страну. Государство должно только лишь поддержать крестьян и кооператоров, дать зеленую улицу зеленой продукции.

Владимир Юданов, редактор сайта АККОР