МАНИФЕСТ АККОР 2017 год

Утвержден

на XVII съезде АККОР

28 ноября 2005 года

изменения утверждены

на XXVIII съезде АККОР

17.02.2017 г.

Программа Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России отражает взгляды фермерского сообщества на важнейшие общественно-политические и экономические проблемы прошлого, настоящего и будущего не только аграрного сектора производства, но и всего сельского уклада жизни. Сформулированные в Программе позиции, прогнозы и система ценностей имеют стратегический характер.

 

1. ИСТОРИЧЕСКАЯ МИССИЯ АККОР

 

1.1. АККОР как система фермерских представительских организаций различных уровней

«Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России - АККОР», созданная в январе 1990 года, является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей на добровольной основе малых и средних частных сельскохозяйственных товаропроизводителей, их организации, объединения и предприятия независимо от их организационно-правовой формы.

С самого начала своего развития, когда благодаря мощной стартовой государственной поддержке Правительства Российской Федерации быстро сформировался многочисленный отряд крестьянских (фермерских) хозяйств, главной целью деятельности Ассоциации стала защита их прав и интересов, координация их предпринимательской деятельности, повышение эффективности нового сектора экономики.

На основе анализа ситуации в сельскохозяйственном производстве и информации из регионов, а также с учетом мирового опыта, АККОР регулярно готовит аналитические материалы и направляет в органы государственной власти конструктивные предложения по корректировке аграрной политики, обосновывая необходимость всемерного развития фермерских хозяйств и других малых форм хозяйствования, ведущихся на семейной основе.

В 2006-2008 гг. АККОР активно поддержала реализацию приоритетного национального проекта «Развитие АПК», одним из основных направлений которого было оказание поддержки малому агробизнесу.

С 2008 года Ассоциация принимала деятельное участие в разработке и выполнении Государственной программы развития сельского хозяйства, отраслевой целевой программы «Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009-2011 годы». По Поручениям В.В.Путина по итогам XXII съезда АККОР приняла участие в разработке и реализации программ «Поддержка начинающих фермеров» и «Создание молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств», оформлении земли в собственность КФХ.

В настоящее время, когда  фермерский сектор прочно утвердился, став важной частью отечественного АПК и серьезной социальной силой, главным предназначением  и миссией АККОР, наряду с представительством и защитой интересов действующих крестьянских (фермерских) хозяйств, является активное содействие количественному и качественному росту фермерства, других субъектов малого и среднего агробизнеса в России, занятию им достойного места в экономической и общественно-политической жизни страны.

Разносторонняя и активная деятельность Ассоциации по защите прав и интересов российского крестьянства позволила ей стать главной представительской организацией крестьянских (фермерских) хозяйств России. В состав Ассоциации входят региональные крестьянские союзы и ассоциации, созданные в большинстве субъектов Российской Федерации, которые объединяют фермерские организации районного уровня, а также кооперативные объединения и предприятия фермерской инфраструктуры. Деятельность Ассоциации, ее федеральной и региональных структур способствует общественному и государственному признанию роли и важности малого частного сектора  сельскохозяйственного производства в АПК страны.

1.2. Фермерство как важнейший фактор устойчивого развития сельского хозяйства и российского села

Поворот государства к сельскому хозяйству, начавшийся после объявления Президентом России В.В.Путиным осенью 2005 года АПК приоритетной отраслью, принятие национального проекта, реализация госпрограмм по развитию сельского хозяйства, меры по ограничению продовольственного импорта и импортозамещению позитивно сказались на ситуации в сельском хозяйстве. Тем не менее, позитивные перемены пока носят очаговый характер и не обрели нужной и устойчивой динамики. Положение дел в аграрной отрасли в целом и на сельских территориях остается сложным и противоречивым.

С одной стороны, в последние годы наметилось увеличение посевных площадей, ускорился рост производства сельхозпродукции, в частности, зерна, свинины, мяса птицы. Но при этом объемы производства так и не достигли уровня 1990 года. За послереформенные десятилетия серьезно ухудшились социальные показатели села. Только с 2010 по 2015 годы количество сельских школ сократилось более чем на 45%, больниц – более чем на 22%. По уровню оплаты труда аграрный сектор находятся на одном из последних мест. Он лидирует по уровню безработицы и бедности. Продолжается массовый отток сельских жителей в города.

Совокупность экономических и социальных факторов, характеризующих современное состояние сельского хозяйства, свидетельствуют о том, что  кризис аграрного сектора экономики не преодолен. Среди его причин чаще всего называется «антикрестьянская направленность экономических реформ», вызвавшая финансово-экономическую дискриминацию деревни и оказавшая разрушительные воздействие на  сельское хозяйство. Но она началась не в 90-х годах прошлого века, а имеет длительную историю. Век назад, 9 ноября 1906 года, был принят закон, по которому крестьяне получили право свободного выхода из общины с получением в личную собственность отдельных домохозяйств. Знаменитые реформы Столыпина П.А. позволили к 1 января 1916 года двум миллионам крестьянских семей стать свободными владельцами 14,1 млн. га земли. Эти реформы дали мощный толчок в развитии зернового производства России, которое уже в 1913 году на 28% превышало производство Канады, Америки и Аргентины вместе взятых. Но прошедшие трагические события в истории страны в  1914-1917 гг. и 1918-1921 гг., жестокая политика советского государства в 20-30 годы, когда было уничтожено более 2 млн. «кулаков» и произошла всеобщая коллективизация сельского хозяйства, привели к полной потере класса свободных крестьян. В России были искоренены активные граждане, способные защищать свои интересы политическими, парламентскими и другими способами, и было сформировано политически пассивное и безропотное сельское общество. После установления социализма в России стало некому отстаивать на политическом уровне интересы сельского хозяйства, деревни, крестьян. Также малоэффективной оказалась деятельность в постсоветской Госдуме представителей «аграриев», состоящих, в основном, из руководителей сельхозпредприятий и сельхозорганов власти, т.к. за ними не было класса активных сельских собственников.

АККОР считает, что выход российского сельского хозяйства  на путь устойчивого развития и превращение России в ведущую продовольственную державу, восстановление сельского уклада жизни станут возможными только при условии  полноценной реализации производственного и социального потенциала свободного крестьянства. Реализация этого курса – есть прямое продолжение аграрных идей Петра Аркадьевича Столыпина и Александра Васильевича Чаянова, теоретическое наследие которых является для АККОР идеологической опорой.

АККОР исходит из того, что никто, лучше крестьян, не знает нужд и чаяний российского села, никто, лучше крестьян, не сможет защищать их интересы и никто, лучше крестьян, не сможет найти решения их проблем. Поэтому делегирование во власть, в федеральные, региональные и местные органы управления, значительного отряда своих представителей и формирование цивилизованного лобби выдвигается в разряд задач первостепенной важности.

АККОР твердо привержена принципам конструктивного сотрудничества с государством в решении всего комплекса вопросов сельского хозяйства и социального обустройства села. Она будет и впредь стремиться к взаимодействию со всеми политическими и общественными силами, действующими в интересах АПК и сельского уклада жизни.

АККОР убеждена, что решение важнейших государственных задач, таких как обеспечение продовольственной безопасности страны, заселение обширных сельских территорий, обеспечение занятости сельских жителей и создание благоприятных условий для их жизни, возможность решения демографических проблем страны за счет сельского населения, напрямую связано с возрождением и широким развитием в России свободного крестьянства как части гражданского общества России, ведущего свою деятельность на основе частной семейной собственности на землю и средства производства. Однако вопрос о развитии фермерства и других форм малого сельского предпринимательства в агропромышленной политике государства многие годы считался второстепенным.

Крестьянские (фермерские) хозяйства, малые сельскохозяйственные предприятия, индивидуальные предприниматели, а также подсобные хозяйства населения занимают важное место в аграрном комплексе страны.  Роль этого сектора в обеспечении продовольственной безопасности страны трудно переоценить. Об этом говорит тот факт, что в период с 2010 по 2015 годы, в совокупности он производит более 60% всей валовой продукции сельского хозяйства.

Наиболее организованной частью  этого, крестьянского по своей сути сектора сельского хозяйства являются фермеры.  Следует отметить, что их численность является неустойчивой, колеблясь от 308 тысяч до 215 тысяч, что вызвано непоследовательной, противоречивой и нередко дискриминационной политикой государства в отношении фермерских хозяйств. Однако даже в таких неблагоприятных условиях фермерский сектор доказал свою жизнеспособность, и в настоящее время в нем занято около 1 млн.200 тысяч человек, включая членов фермерских хозяйств и наемных работников.

Несмотря на несовершенство земельных отношений и ограниченный доступ фермеров к земельным ресурсам, идет рост посевных площадей в фермерском секторе. За период с 2010 по 2015 годы они увеличились на 126% и составили 21,6 млн.га. Среднегодовой рост - более 1 млн.га в год.

КФХ из года в год увеличивают поголовье скота и наращивают объемы производства как в растениеводстве, так и в животноводстве. За период 2000-2015 годы общий объем производимой ими продукции возрос в 2,5 раза. Темп прироста в этом секторе оказался в несколько раз выше темпов прироста в целом по отрасли.

Крестьянские (фермерские) хозяйства демонстрируют наибольшую устойчивость и динамичность в рыночных условиях. . Крестьянские (фермерские) хозяйства стали высокоэффективной формой ведения сельского хозяйства,  в которых, в среднем, рентабельность производства существенно выше, чем в сельхозорганизациях.

Наряду с фермерскими хозяйствами устойчиво работают личные подсобные хозяйства. Значительная их часть, умело воспользовавшись предоставленными государством налоговыми льготами, развились в самостоятельные товарные крестьянские хозяйства, которых насчитывается уже более  двух миллионов и которые представляют собой важный резерв фермерского сектора. В условиях, когда в сжатые сроки предстоит резко увеличить производство продовольствия и остановить обезлюдение сельских территорий, возрастает значение ЛПХ как дополнительного или основного источника доходов крестьянских семей и соответственно как важного фактора ослабления миграции сельского населения в города. В связи с этим АККОР считает целесообразным оказывать прямую и опосредованную государственную поддержку ЛПХ в соответствии с ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», включая, в частности, выделение отдельного направления государственной поддержки в рамках Госпрограммы - на поддержку фермеров, осуществляющих процесс интеграции и кооперации ЛПХ в части их производственно-хозяйственного обслуживания. Кроме того необходима разработка механизмов доведения государственной поддержки до ЛПХ через сельскохозяйственные потребительские кооперативы, членами которых они являются.

Однако место сельского частного сектора в реальной жизни российского села не ограничивается только экономической стороной деятельности. Именно на малый и средний, по преимуществу семейный бизнес в настоящее время переходит основная нагрузка по поддержанию и развитию сельских территорий. Фермерские хозяйства создают рабочие места на селе, экономически поддерживают крестьянские подворья, оказывают благотворительную помощь школам, больницам и другим социальным объектам. Развитие личных подсобных хозяйств, их переход в товарные хозяйства обеспечивает самозанятость сельского населения, рост доходов крестьянских семей. Укрепление экономики КФХ и ЛПХ создает уверенность крестьянских семей в завтрашнем дне, что, несомненно, служит основанием для роста рождаемости на селе. Для России с ее громадными пространствами социальная функция крестьянских хозяйств важна уже сегодня, а в будущем она станет определяющей.

В этой связи АККОР выступает против хронической недооценки роли малых форм хозяйствования на селе, что не позволяет реализовать их потенциал и сказывается на темпах роста сельского хозяйства в целом, консервирует социальные проблемы села.

Ассоциация ставит своей целью достижение полноправного включения сектора малого частного сельскохозяйственного производства в сферу государственной аграрной политики. Это является необходимым условием перехода к  качественно новому состоянию российского сельского хозяйства и повышению эффективности усилий государства по подъему сельскохозяйственного производства.

Но рассматривая фермерство в качестве важнейшего фактора вывода российского сельского хозяйства  на путь устойчивого экономического роста, АККОР понимает, что его значение нельзя абсолютизировать. Мы не предлагаем проводить «сплошную» фермеризацию.  Главное, за что мы выступаем, - это устранение причин и факторов, препятствующих развитию семейных ферм, и создание условий для их нормальной деятельности.

Признавая объективную неизбежность многоукладности и  существования крупных сельхозформирований,  АККОР, тем не менее, не видит глубоких причин и объективных доводов в пользу признания их стратегически лучшими и наиболее перспективными формами ведения сельского хозяйства. Этот вывод основывается на том, что для крупных  сельхозпредприятий характерны сложность управления, размытость ответственности за решения и результаты, слабая мотивированность работников, высокий уровень издержек и большая затратность производства, в результате чего многие из них являются нежизнеспособными, становятся банкротами. Поэтому процесс «фермеризации» в России является объективным, и он будет продолжаться.

АККОР не выступает против агрохолдингов и агрофирм. Эта форма агропромышленного бизнеса рождена практикой, базируется на экономических интересах, важных для  определенных групп предпринимателей. В то же время мы считаем, что перспективными для России являются не агрохолдинги полного цикла, работающие по принципу «от поля до прилавка», создающие свою собственную сырьевую базу в виде сельхозорганизаций, «привязанных» к ним экономически и организационно-административно,  и вытесняюшие малого сельхозтоваропроизводителя, а агрохолдинги неполной интеграции, когда первичный, сырьевой этап сельскохозяйственного производства является самостоятельным бизнес-процессом, реализуемым семейными фермами. В этом плане для России является актуальным зарубежный опыт интеграции фермерских хозяйств в крупный бизнес, которая происходит  либо посредством сервисной кооперации, либо посредством «контрактации» – системы четких долгосрочных контрактов на реализацию продукции с переработчиками или закупочными компаниями. Данные контракты предполагают выгодные для фермера условия, а именно – достойные цены, что позволяет производителю вести постоянное или расширенное воспроизводство, а интегратору иметь надёжный источник сельскохозяйственного сырья заданного качества.

Такой путь интеграции в полной мере соответствует учению всемирно признанного российского ученого агроэкономиста А.В.Чаянова, который утверждал, что в сельском хозяйстве нерациональна концентрация и централизация «всего и вся», а целесообразно сочетание деконцентрации производства сырья (работы на земле и с животными) с концентрацией мощностей, труда и капитала на стадиях переработки сельхозсырья и реализации готовой продукции.

Конкретной формой такого компромиссного сочетания двух противоположно направленных принципов (концентрации и деконцентрации) являются также вертикальные обслуживающие сельскохозяйственные потребительские кооперативы крестьянских хозяйств по переработке, снабжению, сбыту и другие. Сегодня такие кооперативы  повсюду в мире повышают эффективность фермерских хозяйств.  Развиваются они и в России. АККОР считает, что в будущем  в российском сельском хозяйстве, как и во всем мире,  решающую фундаментообразующую роль будут играть КФХ. Они будут составлять основание агропромышленных систем и комплексов. Не сами по себе агрохолдинги и другие крупные формирования обеспечат вывод российского сельского хозяйства из кризиса и повысят его конкурентоспособность по отношению к зарубежным импортерам продовольствия, а распространение и укрепление частных хозяйств преимущественно семейного типа, производящих сельхозсырье, в сочетании с крупными агропромышленными формированиями, сотрудничающими с КФХ на взаимовыгодных условиях.

Именно семейные фермы в силу их непревзойденной мотивации представляют собой оптимальную форму хозяйствования, поскольку дают наибольший экономический эффект, обеспечивают социальное благополучие села, успешно решают задачи стратегической значимости для государства и общества.

 

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АККОР В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

2.1. Основные приоритеты и задачи в экономической сфере

В концентрированном виде и наиболее полно смысл и характер фермерского движения России, его отношение к проводимой аграрной политике и предложения по ее совершенствованию представлены в «Позиции АККОР по актуальным вопросам аграрной политики и развитию семейных фермерских хозяйств», которая принята в 2011 году на XXII съезде АККОР и ежегодно обновляется на съездах по итогам обсуждения на районных и региональных собраниях фермеров. Изменения и дополнения, вносимые в Позицию АККОР, учитывают степень их реализации, а также выявленные и вновь возникшие проблемы функционирования фермерского сектора и актуальные вопросы аграрной отрасли.

АККОР считает, что положительное влияние фермерства на российское сельское хозяйство будет нарастать по мере расширения фермерского сектора. Но этот процесс может идти либо замедленно,  в случае неблагоприятных экономических условий для образования и развития КФХ, либо естественно, если будет устранена экономическая дискриминация субъектов малого и среднего агробизнеса.

Ассоциация  добивается создания благоприятных условий деятельности сельского бизнеса, выравнивания экономических условий для малого предпринимательства на селе. Это касается в первую очередь обеспечения равного доступа к главному средству производства - земле, к льготному сельскохозяйственному налогообложению, к программам государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, обеспечению сбыта сельскохозяйственной продукции.

АККОР отмечает, что  несовершенство российского законодательства о рыночном обороте земель сельскохозяйственного назначения  на практике приводит к обезземеливанию крестьян. В России беспрецедентно для всего мира созданы условия для образования латифундий. Этому способствуют и действия ряда региональных властей, направленные на принятие законодательных норм, фактически запрещающих или затрудняющих доступ к земле фермерским  хозяйствам.

 АККОР всегда выступал и выступает за государственное регулирование рынка земли, считает недопустимой ликвидацию права крестьян на земельные доли под любым предлогом и добивается законодательного ограничения латифундизма в России по примеру других развитых стран с рыночной экономикой. В частности, назревшей задачей является создание реестра землевладельцев России с указанием конечных бенефициаров. Государство, продолжая земельную реформу, обязано помочь крестьянам переоформить земельные доли в конкретные земельные участки, в т.ч. путем предоставления для этих целей государственных субсидий и долгосрочных бюджетных ссуд.

АККОР, опираясь на международный опыт, считает, что использование исключительно административных мер регулирования земельного рынка не даст должного эффекта.  Мы выступаем за экономические методы и рыночные механизмы движения земельных участков, за концентрацию их в экономически целесообразных размерах в руках эффективных собственников и прежде всего фермеров, за куплю-продажу земельных участков, за земельную ипотеку. Ассоциация будет максимально использовать правовые формы защиты интересов крестьянских семей от произвола и механического (упрощенного) действия «дикого» земельного рынка.

АККОР считает, что в российских условиях действенным экономическим рычагом оптимизации размеров частного землевладения может стать налоговое регулирование и, в частности, налог на землю, ставка которого должна, с одной стороны, обеспечивать развитие хозяйства, а с другой, препятствовать сверхконцентрации земельных ресурсов в одних руках, развитию латифунизма.

В целом же мы убеждены, что прозрачный и понятный механизм налогообложения, в том числе, применение патентной системы, упрощенный режим учета и отчетности, способно существенно улучшить условия хозяйствования КФХ, снять психологическую причину отказа многих товарных подворий от регистрации своих хозяйств как «крестьянских (фермерских) хозяйств».

Перспективным также в этом плане является развитие долгосрочного сотрудничества, реализация совместных программ с бизнес-партнерами АККОР. Заслуживает всемерного использования опыт реализации совместной программы АККОР и АО «Росагролизинг» по обеспечению фермеров-членов АККОР сельхозтехникой на льготных условиях, взаимодействия с АО «Россельхозбанк» по вопросам кредитования малого агробизнеса.

АККОР считает, что для более полной реализации потенциальных возможностей малого предпринимательства в сельском хозяйстве важное значение имеет облегчение их доступа к институтам рыночной инфраструктуры: кредитно- финансовым учреждениям, сетям сбыта продукции, структурам материально-технического снабжения.

В агропромышленной сфере активно развиваются процессы концентрации и укрупнения систем, обслуживающих основное сельскохозяйственное производство: финансовых, перерабатывающих, торговых, сервисных. На этой основе происходит монополизация этих сфер, что является основной причиной углубляющегося диспаритета цен на потребляемые крестьянами ресурсы и на производимое ими сельскохозяйственное сырье.

Дополнительным фактором, усложняющим ситуацию, является присутствие на российских рынках крупных иностранных и международных агропромышленных компаний.

АККОР убеждена, что в таких условиях основным методом защиты от агропромышленных монополий является метод, подтвержденный опытом европейских стран - это создание и развитие фермерской инфраструктуры: фермерских банков и других кредитно-финансовых учреждений кооперативного характера, страховых и лизинговых компаний,  сбытовых перерабатывающих потребительских кооперативов.

Кооперирование  является эффективным способом усиления малых форм хозяйствования. И в современных условиях высокого развития рыночных экономик и глобализации его значение возрастает. Сельскохозяйственные кооперативные формирования смогут составить конкуренцию коммерческим структурам и вынудят их предлагать крестьянам более мягкие условия сотрудничества. В этой связи скорейшего решения требует вопрос передачи в сельхозпотребкооперативы принадлежащих сейчас государству и муниципалитетам предприятий по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции.

АККОР понимает, что в силу ряда экономических и психологических причин естественный процесс кооперации «снизу» будет  нуждаться в поддержке, поэтому Ассоциация считает необходимым оказывать всемерное содействие кооперированию малых сельских товаропроизводителей независимо от их категории .  В силу неразвитости кооперативных структур сама Ассоциация, будучи построенной по кооперативным принципам, будет предоставлять фермерам и подворьям экономические услуги, в том числе и на платной основе, по нормам, принятым в Ассоциации.

Оказание платных услуг  - важное направление экономической деятельности как федеральной, так и региональных структур Ассоциации.

АККОР считает, что необходимым условием эффективности и конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве является также повышение уровня их знаний, их информированности. Решение этой задачи будет во многом зависеть от того, как построена система информационно-консультационного обслуживания КФХ и сельских подворий. Ассоциация будет добиваться создания сети специализированных консультационных служб для работы с субъектами малого агробизнеса на базе районных и региональных органов фермерского самоуправления либо при их участии.

Важнейшее место в деятельности АККОР занимала и будет занимать проблема обеспечения равного доступа КФХ и других субъектов малого агробизнеса к средствам государственной поддержки.

Сельское хозяйство, в силу сезонности производства, имеющихся производственных рисков, а также стремления государства к ограничению цен на продукты питания, проигрывает в конкуренции и рентабельности другим и, прежде всего, сырьевым и торгово-промышленным областям предпринимательской деятельности.

Для усиления конкурентоспособности своих членов Ассоциация будет работать над повышением экономической эффективности производства в  семейных формах ведения сельского хозяйства. Это будет достигаться за счет создания условий для рационального сочетания разных направлений деятельности и особенно увеличения удельного веса животноводства, внедрения ресурсо-сберегающих технологий, повышения профессионального уровня фермеров.

Повышение доходности – это вопрос выживания малого агробизнеса. Ключевое значение для его решения имеют реализация произведенной продукции, в том числе путем проведения закупочных интервенций и размещения продовольственного заказа, глубокое кооперирование, погектарное субсидирование и распространение субсидирования на животноводство, совершенствование других форм господдержки.

 Усилиям организаций фермерского самоуправления для создания равных условий конкуренции с зарубежными сельхозтоваропроизводителями и снижения рисков в производственной деятельности российскому сельскому хозяйству, в том числе фермерскому сектору, принципиально необходима государственная поддержка.

 Однако формы и методы государственной поддержки носят  преимущественно односторонний характер, что приводит к перераспределению средств поддержки в пользу крупных сельскохозяйственных организаций, поставщиков сельскохозяйственной техники и оборудования, минеральных удобрений, ГСМ, в пользу кредитно-финансовых учреждений, крупных трейдеров на рынке сельхозпродукции и, в итоге, приводят к удорожанию ресурсов для сельскохозяйственного товаропроизводителя, убыткам и снижению рентабельности его бизнеса. С принятием Госпрограммы развития сельского хозяйства  финансирование отрасли значительно выросло, в соответствии с предложениями фермерского сообщества введена несвязанная господдержка на 1 га, увеличивается финансирование фермерских программ. Однако по-прежнему сохраняется распыленность видов и форм господдержки, остаются громоздкими и забюрократизированными механизмы ее доведения до сельхозпроизводителей. В результате большинство из них ее не получает.

Это является причиной того, что цели проводимых мероприятий по государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей достигаются не в полной мере, а сама поддержка оказывается  мало эффективной.

На фоне общей недостаточности господдержки всего сельского хозяйства она особенно низка по отношению к малому предпринимательству на селе, в т.ч. КФХ и крестьянским подворьям. При удельном весе продукции этого сектора в валовом сельхозпроизводстве более 60% на него приходится средств господдержки менее 10%. Это обстоятельство позволяет говорить об экономической дискриминации малого агробизнеса.

Фермерское сообщество считает необходимым выделение поддержки малых форм хозяйствования отдельным направлением, предусматривая финансирование данного направления отдельной строкой как в федеральном, так и в региональных бюджетах.

АККОР выступает вместе с другими аграрными общественными организациями за увеличение общего размера государственной поддержки всему сельскому хозяйству, всем его секторам, за открытость и прозрачность механизмов доведения финансовых средств до сельхозтоваропроизводителей. Но при этом Ассоциация будет добиваться применения государством дифференцированного подхода к решению вопросов поддержки и развития малых и крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей с учетом особенностей функционирования малого предпринимательства в сельском хозяйстве.

Ассоциация будет лоббировать государственную финансовую поддержку этого сектора по следующим основным направлениям:

  • паритетное распространение всех видов поддержки на субъекты малого агробизнеса;

-                      

  • сохранение на федеральном уровне и увеличение финансирования программ господдержки начинающих фермеров и создания семейных ферм разной специализации, а также предоставление государственных гарантий при получении кредитов в коммерческих банках;
  • увеличение финансирования и расширение направлений поддержки программы развития материально–технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включив в нее комплекс мер государственной поддержки, определенных Концепцией развития кооперации на селе, в том числе такие направления, как развитие, модернизация и расширение базы по хранению, подработке, переработке, сортировке выпускаемой продукции, поддержка кредитных кооперативов;
  • содействие интеграции фермерских и личных подсобных хозяйств, в том числе через сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
  • оказание финансовой поддержки созданию и развитию специализированных информационно-консультационных служб, центров для предприятий малого агробизнеса на базе организаций фермерского самоуправления как наиболее знакомых с потребностями сектора, доступных для потребителя консультационных услуг;
  • отказ от субсидирования процентных ставок и направление выделяемых на эти цели средств на увеличение размера и расширение несвязанных видов господдержки;
  • консолидация мер государственной несвязанной поддержки, облегчение доступа ее получения малыми формами хозяйствования на селе ;
  • компенсация фермерам и владельцам личных подсобных хозяйств не менее половины издержек по землеустройству  от фактически понесенных затрат, развитие ипотечного кредитования;

- делегирование полномочий органов государственного управления саморегулируемым (представительским) организациям на возмездных условиях как механизм снижения административных издержек и повышения эффективности управления;

- устранение административного пресса на малый агробизнес.

Главным в своей  деятельности Ассоциация считает активное участие в разработке, законодательном оформлении и реализации государственной аграрной политики, отвечающей интересам российского крестьянства. Акцент должен делаться на развитие сельских территорий, на поддержку малого агробизнеса.

АККОР считает, что государственная поддержка фермерства будет реальной лишь в том случае, если государственные органы будут сотрудничать с фермерскими представительскими организациями как на стадии разработки, так и в ходе реализации программ, предусматривать в них вопросы и процедуры делегирования полномочий органов государственного управления саморегулируемым (представительским) организациям на возмездных условиях.

 

2.2. Основные приоритеты и задачи АККОР в социальной и духовной сферах

АККОР исходит из того, что сельское хозяйство - это не только производство, не только экономика, это особый уклад жизни, своеобразный в различных регионах страны. Уклад, где производство вписывается во многие другие социальные процессы и неотделимо от них. Поэтому мы будем способствовать социальному развитию российского села, будем добиваться нового качества жизни крестьянина.

АККОР убеждена, что в решении социальных проблем села ключевое значение принадлежит фермерству. Его широкое распространение послужит серьезной базой для решения социальных проблем и искоренения ущербности и неустроенности в российской деревне. Многие фермерские хозяйства, являющиеся сегодня по существу деревнеобразующими предприятиями, активно содействуют и будут содействовать решению проблемы занятости трудоспособного сельского населения, росту доходов сельских семей. Развивая свои КФХ, фермеры умножат количество рабочих мест с более высокой заработной платой по сравнению с другими сельскохозяйственными организациями. Расширяя свои посевные площади за счет аренды земельных участков, принадлежащих крестьянам-соседям, КФХ существенно увеличивают арендную плату и на этой основе обеспечивают подворья своих арендодателей кормами, помогают им с реализацией готовой продукции. Это способствует возрождению социального оптимизма крестьян и, на этой основе, возрождению населения российских хуторов, деревень, сел.

 АККОР считает, что высокая острота социальных проблем современного села является итогом длительной антикрестьянской государственной политики. Ее главный итог  – это демографичнская деградация сельского населения. Сложившиеся сегодня негативные условия жизни и работы на селе порождают стремление значительной части сельского населения покинуть родные места. Смертность сельского населения в России на четверть выше, чем городского. Молодежь бежит из села. Только один из десяти молодых специалистов, окончивших сельскохозяйственный ВУЗ, возвращается в сельскую местность. Самый высокий уровень безработицы – в деревне. Невостребованность, бесперспективность сельского труда и уклада жизни ведет к росту пьянства, преступности,  и т.д.  Отсутствие системы защиты сельского населения от различных рисков, сопровождающих жизнь на селе, социальных гарантий формирует у сельчан чувство неуверенности в своем будущем.

АККОР   вместе с другими общественными объединениями крестьян будет добиваться преодоления вековой отсталости российского села в обеспечении жизненной инфраструктурой. Сельские жители намного хуже горожан обеспечены социальными услугами,  больницами, детскими учреждениями, школами, культурными учреждениями, спортивными сооружениями, телекоммуникациями, коммунальными услугами и многим другим.

АККОР будет добиваться создания целостной системы социальной защиты сельчан, основанной на рыночных механизмах социальной помощи и добровольном социальном страховании. Условия социальной защиты сельского населения должны быть выше уровня аналогичных услуг в городе, так как система социальной защиты выполняет не только социальные функции, но и является одним из факторов, стимулирующих приток молодежи в сельскую экономику. Ассоциация будет активно участвовать в реализации негосударственной социальной политики в сельских территориях, ориентированной на городские стандарты качества жизни. Через членов ассоциации как работодателей будут внедряться программы «социального пакета», включающие страхование, негосударственное пенсионное обеспечение работников, снижение рисков и последствий несчастных случаев на производстве, травматизма, профзаболеваний, содействие развитию жилищного ипотечного кредитования, оплата обучения, профессиональных тренингов и др.

Ассоциация приветствует принятую в 2015 году Стратегию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года и заявляет о своей готовности принять самое активное участие в ее реализации.

АККОР будет развивать и совершенствовать социальное партнерство с политическими, общественными и религиозными организациями РФ и в первую очередь с профсоюзом работников АПК по достижению достойной оплаты труда сельских тружеников, как основному средству борьбы с бедностью.

Рост количества крестьянских (фермерских) хозяйств и товарных крестьянских подворий будет стимулировать развитие других форм сельского предпринимательства, непосредственно не связанных с сельскохозяйственным производством, таких как строительство, переработка сельхозпродукции, торговля и обслуживание сельского населения, в т.ч. на кооперативной основе. Таким образом, будут создаваться новые источники пополнения местных бюджетов, основная часть средств которых направляется на решение социальных проблем села.

Ассоциация считает важнейшим направлением своей работы в духовной сфере активное формирование общественного мнения о российском крестьянстве как носителе российских национальных культурно-исторических традиций и нравственных норм.  В этих целях следует всемерно использовать возможности интернета, в частности, продвижение портала АККОР, создание и продвижение сайтов его  региональных организаций. Учитывая значимость традиционных СМИ, АККОР и далее будет использовать все свои возможности для увеличения радио и телепрограмм по сельской тематике, содействия выходу в медиапространство лучших российских фермеров, активистов фермерского движения. Перспективными формами поддержки литературного, художественного, публицистического и других видов творчества, способствующих возрождению российской деревни, пропагандирующих крестьянский труд и уклад жизни АККОР рассматривает собственную издательскую деятельность, содействие авторам в получении грантовой поддержки и проведение творческих конкурсов.

АККОР будет активно участвовать в разработке и реализации федеральных и региональных программ социально- экономического развития сельской экономики и сельских территорий, вносить свои предложения по развитию социальной инфраструктуры села, транспортных и коммуникационных систем, газификации и электрификации крестьянских (фермерских) хозяйств; внедрению системы социальной защиты фермеров и членов их семей, включающей медицинское и пенсионное страхование, страхование жизни от несчастных случаев, другие мероприятия.

Ассоциация совместно с казачьими обществами и другими общественными сельскими объединениями будет целенаправленно работать над созданием и повышением положительного имиджа российского крестьянина, российского казачества, престижа сельского труда и уклада жизни, над восстановлением и продолжением крестьянских народных традиций, промыслов, краеведчества, воспитанием молодых людей и подрастающего поколения.

Эффективная работа в сельской местности и прежде всего среди женской части сельского населения общественной организации Движение сельских женщин, являющегося коллективным членом АККОР, по пропаганде фермерских идей и укреплению влияния АККОР убеждает в необходимости всемерного развития фермерской молодежной организации в целях усиления работы среди сельской молодежи.

С созданием в 2015 году Клуба молочных семейных ферм начата работа по организации в рамках АККОР структур по обобщению в фермерском секторе передового опыта в производстве отдельных видов продукции, анализу проблем и выработке предложений по развитию соответствующих подотраслей, представлению позиции фермеров и других МФХ, входящих в АККОР, перед государственными органами и бизнес-структурами, установлению сотрудничества с союзами и ассоциациями, отстаивающими интересы производителей.

 

2.3. Основные приоритеты и задачи АККОР в общественно-политической сфере

АККОР является общественной представительской организацией. Но для реализации своей миссии и достижения целей она использует определенные политические методы работы. На новом этапе развития фермерского движения, когда на первое место выдвигается задача убеждения общества и власти в необходимости расширения фермерства, усиления роли семейных форм ведения сельского хозяйства, Ассоциация осознает необходимость усиления, нарастания общественно-политической составляющей в своей деятельности и будет исходить из основного принципа, что АККОР будет политически активна в достижении поставленных целей в интересах своих членов.

Ассоциация исходит из того, что она, прежде всего, элемент гражданского общества, институт воздействия на власть в интересах всех субъектов малого и среднего сельского частного предпринимательства. Поэтому главной функцией Ассоциации на ближайшую перспективу является лоббирование законов и правительственных решений на всех уровнях государственной власти в интересах этого сектора экономики страны.

Реализовывать эту функцию Ассоциация будет через выдвижение своих представителей во власть, через свои партнерские связи, которые предстоит расширить, конкретизировать и отладить. Прежде всего, активизировать взаимодействие с родственными объединениями частных сельских предпринимателей, занимающимися сельским кредитованием, переработкой и сбытом продукции для малых и средних товаропроизводителей. Ассоциация будет стремиться к тесному сотрудничеству с Союзом сельских кредитных кооперативов, Союзом сельских потребительских кооперативов, с Ассоциацией крестьянских страховых компаний, с объединениями информационно-консультационных служб, ставя своей целью образование Федерации фермерских и предпринимательских организаций малого и среднего агробизнеса России.

Ассоциация будет укреплять сотрудничество с другими общественными организациями аграрного направления по вопросам защиты интересов сельхозтоваропроизводителей, с Профсоюзом работников АПК России, Агропромсоюзом,  с Центросоюзом .

Ассоциация намерена продолжать активное сотрудничество с общественными организациями не аграрного направления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, с Объединением предпринимательских организаций России (ОПОРа), с Торгово-Промышленной Палатой России (ТПП).

Для решения проблем своих членов Ассоциация будет сотрудничать с политическими партиями и общественно-политическими движениями с центристской и правой политической направленностью.

АККОР будет использовать все доступные возможности для информирования Президента страны и президентской администрации о состоянии и проблемах развития малого предпринимательства на селе.

В полной мере будет задействован и такой канал работы, как  взаимодействие с институтом Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

Дополнительные возможности для отстаивания интересов крестьянства дает участие АККОР в деятельности Общероссийского Народного фронта.

Включение представителей АККОР в состав Общественной палаты Российской Федерации и региональных общественных палат отражает не только возросший авторитет фермерского движения, но и позволяет повысить эффективность работы по улучшению условий функционирования фермерского сектора.

Члены Ассоциации будут выполнять свой гражданский долг по экономическому, социальному, духовному возрождению села и защите интересов российского крестьянства и будут добиваться формирования и реализации такой политической воли от органов государственной власти.

 

 

 

3. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АККОР В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Ассоциация считает, что успешное решение стоящих перед ней задач укрепление политического авторитета организации возможны только на базе экономической и организационной самостоятельности.

Ассоциация ставит своей целью дальнейшую демократизацию управления организацией: повышение роли учредителей и их активное участие в деятельности ассоциации должны стать важнейшим условием ее работы.

Принцип сменяемости руководства,  представительных и исполнительных органов Ассоциации, должен стать жесткой уставной нормой, так же как и альтернативность кандидатур при выборах, и договорные отношения между учредителями и наемными работниками.

Ассоциация будет последовательно проводить преобразования в структуре организации, переходя к принципам некоммерческого партнерства, предусматривающим прямое членство в организации, при котором каждый член местной ассоциации является полноправным членом региональной  и федеральной организаций.

Ассоциация будет стремиться к возрождению или созданию  фермерских организаций  самоуправления в каждом регионе и в каждом административном районе.

В целях упорядочения структуры и членства Ассоциация планирует проведение перерегистрации членов, налаживание персонального учета своих членов на всех уровнях, создание полной базы данных членов АККОР и всего сектора малого предпринимательства.

Ассоциация считает необходимым проведение реформ в вопросах финансирования деятельности организации. Источниками увеличения финансирования деятельности должны стать рост численности членов Ассоциации за счет расширения членской базы и изменения порядка уплаты членских взносов с применением экономических дифференцированных  критериев при определении их величины, а также развитие системы оказания платных услуг своим членам.

АККОР будет добиваться предоставления ей возможности выполнения определенных государственных функций и работ на возмездной основе.

 Структура аппарата должна отвечать направлениям деятельности Ассоциации в данный период, должно быть исключено дублирование функций, установлена четкая ответственность за результаты деятельности на каждом конкретном направлении работы.

 

 

*         *         *

 

                Мы объединились и трудимся во имя возрождения современного фермерства, ради благополочия села и сельского хозяйства России, взяв на себя роль поборника и рупора интересов, чаяний и нужд сельского населения.

                Наша Ассоциация объединяет различные точки зрения и позиции крестьян различных регионов страны и выступает в роли конструктивного партнера власти и общества.

                В нас живет душа крестьянина и ум предпринимателя. Наши фермеры отличаются самостоятельностью в хозяйственной деятельности и ответственным отношением к земле и природе, приверженностью своей семье, собственному хозяйству, фермерской идее. Мы стремимся обеспечить российских граждан натуральными, экологически чистыми, доступными продуктами питания.

                Мы выступаем за то, чтобы наша страна полноценно использовала свои огромные ресурсы, укрепляла саму основу своего благополучия и могущества – конкурентоспособное сельское хозяйство и производство продовольствия, улучшала условия жизни сельских жителей и всего населения.

                Достичь этого возможно прежде всего развивая семейную ферму, в которой соединены собственность, огромная мотивация к сельскохозяйственному труду и предприимчивость, преемственность поколений, ответственность за будущее своего хозяйства и своей семьи, за жизнь родного села, за судьбу всей нашей страны.