К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ТОРГОВЫХ ФОРМАТОВ ПОДКЛЮЧИТСЯ НАРОДНЫЙ ФРОНТ

Общероссийский народный фронт предлагает обсудить пути развития малых торговых форматов (нестационарной, мобильной, ярмарочной торговли) для фермеров на площадке Народного фронта и оформить итоговые решения в виде законодательной инициативы. К обсуждению будут приглашены отраслевые союзы, Минпромторг, эксперты.

«Полки супермаркетов оккупированы заграничными овощами и ультрапастеризованным молоком, а отечественные фермеры по-прежнему не могут пробиться со своей продукцией напрямую к покупателям, натыкаясь на «заградительные отряды» из перекупщиков, – говорится в комментарии по поводу этой инициативы, размещенном на сайте ОНФ. – И даже поручение президента РФ обеспечить крестьянским хозяйствам условия для реализации товара через организацию нестационарной и мобильной торговли ситуацию с места пока не сдвинуло.

Во время прямой линии с президентом РФ в апреле нынешнего года эту тему в очередной раз подняли фермеры из Костромской области. Владимир Путин поручил руководителям регионов обеспечить необходимые условия для реализации сельскохозяйственными товаропроизводителями, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, их продукции путем организации нестационарной и мобильной торговли, а также развития иных форм розничной торговли.

Срок исполнения поручения истек 15 июня. Однако сами производители картошки, творога, кабачков, мяса и прочей фермерской снеди перемен так и не ощутили. При этом старые торговые площадки по-прежнему недружелюбны к мелким поставщикам. Действующие в городах продовольственные рынки и ярмарки выходного дня из-за засилья на них перекупщиков тоже во многом не оправдывают надежд населения видеть на прилавках недорогую продукцию, произведенную отечественными фермерами», – отмечается в комментарии ОНФ.

На сайте Народного фронта озвучена позиция АККОР по вопросу поддержки сбыта продукции малого агробизнеса: «В ходе экспертного совещания рабочей группы ОНФ «Честная и эффективная экономика» фермеры из разных регионов поделились своим видением решения проблемы. Так, по мнению Ольги Башмачниковой, представляющей Ассоциацию крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), местные власти могли бы поддержать небольших сельхозтоваропроизводителей, предоставляя без конкурса площадки для размещения нестационарных объектов торговли. Также она предложила использовать уже имеющийся положительный опыт субъектов: например, в Московской области рынок подлежит закрытию, если там не представлены товары фермерских хозяйств».

Член Центрального штаба ОНФ, председатель Центрального совета «Российского союза сельской молодежи» Юлия Оглоблина высказывает мнение, что «давление на крупные торговые сети не принесет в этом вопросе существенных результатов, так как сетевым ритейлерам проще и выгодней сотрудничать с крупными поставщиками – здесь работают законы экономики. Для российских фермеров оптимальной была бы организация нестационарной и мобильной торговли, развитие иных форм розничной торговли. Задача местных и региональных властей – обеспечить место и условия встречи товаропроизводителей со своими покупателями.

Другой вопрос, что для реализации данной меры законодательно должны быть жестко определены вполне конкретные формы – с четким указанием, что, где и в какие сроки необходимо сделать. Продуманная работа, качественный и своевременный контроль и, без чего в наших российских реалиях не обойтись, адекватные меры взыскания за невыполнение предписаний соответствующих уровней власти — это единственно возможный путь», – считает Ю. Оглоблина.

Она также уверена, что необходимо создать на уровне районов или отдельных населенных пунктов оперативные справочные информационные ресурсы для фермеров и владельцев личных подсобных хозяйств по сбору информации о наличии у них продукции (мяса, молока, овощей и фруктов) для ее дальнейшей реализации. «В такую службу мог бы обратиться любой житель города, поселка и получить необходимую справку, где он может приобрести нужные ему продукты, либо оставить на них свою заявку. Такая служба могла бы помочь производителям и потребителям найти друг друга и наладить общение к взаимной выгоде», – полагает член Центрального штаба ОНФ.