МНЕНИЕ: МОЛОЧНЫЙ РЫНОК ПЕРМСКОГО КРАЯ ПЕРЕЖИВАЕТ НЕ ЛУЧШИЕ ВРЕМЕНА

Производители молочной продукции Пермского края к концу 2018 года добились исторического максимума по производству молока – 510 тысяч тонн за год. Несмотря на это, в целом ситуация на рынке вызывает опасение: для потребителей молоко дорожает, переработчики борются с фальсификатом и ищут рынки сбыта, а производители жалуются на низкую закупочную цену.

Тенденция снижения закупочной цены молока началась по всей России в середине 2017 года, Пермского края она коснулась в феврале 2018 года. Тогда местные сельхозпроизводители на встрече с губернатором одной из проблем назвали низкую рентабельность своих хозяйств из-за падающей закупочной цены на молоко. Причиной снижения они назвали наличие на полках молокосодержащей продукции.

Сегодня, по данным заводов-переработчиков, средняя закупочная цена литра молока в крае составляет 22 рубля. С начала 2018 года она практически не менялась, в то время как стоимость литра на полке из года в год увеличивается. За 8 лет она выросла на 59% – с 30,55 до 48,53 рубля. Производители опасаются, что это в будущем приведет к сокращению фермерских хозяйств на территории Пермского края.

В конце апреля 2018 года в таких регионах, как Башкирия, Удмуртия, Чувашия, Марий Эл, закупочная цена молока упала ниже 20 рублей. Тогда к проблемам молочной отрасли подключились федеральные власти. В частности, было решено начать активную борьбу с ввозимым фальсификатом. Предполагалось, что его устранение позволит повысить закупочные цены молока. В итоге с 16 июля 2018 года всех переработчиков обязали маркировать продукцию, содержащую растительные жиры, а с 1 июля она начала проходить обязательную электронную ветеринарную сертификацию. Для перестройки на новые правила был установлен так называемый «переходный период» сроком 6 месяцев, который истек 11 января 2019 года. С этого дня вся продукция на полках обязана маркироваться: в составе должно быть отражено наличие растительных жиров.

Следующим шагом «борьбы» может стать разделение полок в магазинах, такую инициативу сегодня предлагают федеральные чиновники. Предполагается, что разграничение натуральной и ненатуральной продукции поможет потребителю сделать осознанный выбор в пользу того или иного продукта, производителям – увеличить объемы производства молока, а переработчикам – быстрее и эффективнее сбывать продукцию.

Председатель ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Пермского края (АККОР) Дмитрий Сальников считает, что разделение полок в магазине, возможно, увеличит продажи натурального молока, но вряд ли скажется на его закупочной стоимости, размер которой сегодня – главная проблема молочников. «Не вижу причинно-следственной связи, почему закупочная стоимость молока может вырасти. Возможно, объем покупаемого натурального молока возрастет, но как это повлияет на маржинальность, пока непонятно. Доля переработчика в одном литре молока по данным РСО «Агроконтроль» составляет 39,1%, вряд ли он согласится пойти на ее уменьшение в пользу производителя. Все-таки это бизнес, свою прибыль никто упускать не будет», – считает он.

Еще одним способом «выжить» для сельхозпроизводителей может стать снижение себестоимости производства молока. По словам главы «АККОР» Дмитрия Сальникова, рассчитывать на то, что переработчик увеличит закупочную цену литра, не приходится, поэтому сельхозпроизводителям придется выкручиваться самим. «Они вынуждены снижать себестоимость, но нужно понимать, что делать это бесконечно невозможно да и путей снижения в погодных условиях Пермского края немного: использование низкопроизводительной техники, более дешевых кормов», – отмечает руководитель Пермской АККОР.

Если же предприятие уже использует данную технологию, то следующим шагом снижения себестоимости может стать его вхождение в кооперацию с целью создания перерабатывающего предприятия. Этот вариант предлагает глава «АККОР» Дмитрий Сальников, объясняя, что таким образом производители станут независимы от крупных заводов и смогут конкурировать с ними, к примеру, в ряде муниципалитетов. «На уровне Федерации есть мера господдержки, при которой перерабатывающая потребительская кооперация может получить грант до 30 млн рублей при условии вложения 40% своих средств в данный инвестпроект. Для малого и среднего бизнеса это действительно выход в сложившихся условиях рынка. Без кооперации часть из них просто не выживет и уйдет с рынка», – добавляет он.

По словам Дмитрия Сальникова, «под сокращение» рискуют попасть фермеры, которые сегодня производят меньше 10 тонн молока в сутки. «Те хозяйства, где меньше 200 голов скота, в течение ближайших лет уйдут с рынка. Им и раньше было не особенно выгодно работать, а в нынешних условиях – тем более», – считает эксперт.

Источник: Газета Business Class