ВЛАДИМИР ПЛОТНИКОВ: В РОССИИ НЕОБХОДИМО СОЗДАТЬ СИСТЕМУ ПОДДЕРЖКИ ФЕРМЕРОВ

Сегодня в России насчитывается около 188 тыс. крестьянско-фермерских хозяйств. Практика показывает, что они остаются самыми обделенными при распределении господдержки, испытывают сложности с получением субсидий, льготных кредитов и грантов. О проблемах фермеров и путях их решения рассказал первый заместитель Председателя Госдумы РФ по аграрным вопросам, президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Владимир Плотников.

– Владимир Николаевич, вы представляете ассоциацию, целью которой является защита интересов фермеров. Какова их доля в общем объеме производства сельхозпродукции?

– Фермеры играют все возрастающую роль в обеспечении продовольственной безопасности страны. Из всех категорий хозяйств только фермеры ежегодно увеличивают посевные площади и сегодня обрабатывают уже почти 30% российской пашни. Динамика прироста фермерской продукции очень показательна. По результатам 2018 года объем продукции КФХ и близких к ним микропредприятий составил уже порядка 40%. Фермеры производят почти столько же картофеля, как крупные и средние организации, и обгоняют их по производству овощей. Только в фермерском секторе растет поголовье коров – суммарно с микропредприятиями оно превысило 1,5 млн голов. Поголовье овец и коз – в 5,7 раза больше, чем в крупных и средних сельхозорганизациях.

– Достаточно ли господдержки, которую получают фермеры, для эффективного развития? Какие подходы необходимо изменить?

– В настоящее время государство выделяет значительные средства на развитие АПК. На 50 млрд руб. увеличено финансирование госпрограммы в 2019 году. Однако фермеры выступают за то, чтобы господдержка распределялась более справедливо. Погектарную поддержку за последние 5 лет получали около 15% фермерских хозяйств, субсидии на молоко – только 1%. Очень востребованы среди аграриев грантовые программы поддержки начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм. Многие молодые люди, которые живут в сельской местности, рассчитывают на получение гранта в качестве стартового капитала. Но проблема состоит в том, что выделяемых ресурсов недостаточно. Заявителей в разы больше, чем средств, заложенных в программах господдержки. Делегаты недавнего съезда АККОР выступали за увеличение средств, которые идут сельхозпроизводителям из единой субсидии, и особенно - доли фермеров. Тем более что вследствие повышения среднего размера гранта в 2018 году число грантополучателей сократилось.

– На съезде российских фермеров обсуждался ряд мер по поддержке КФХ. Фермеры, в частности, отмечали проблемы с получением льготных кредитов. Какие пути решения этого вопроса вы видите?

– Сегодня такая форма государственной поддержки малого агробизнеса, как льготное кредитование, - одна из самых востребованных. Ее отработка - важное звено в решении задачи создания системы поддержки фермеров, поставленной президентом страны. В прошлом году только 3,3% КФХ, сельхозкооперативов и микропредприятий получили льготные кредиты. При этом выделенная им квота в 20% была освоена лишь наполовину, а в ряде регионов составляет менее 5%.

Необходимо сделать все возможное, чтобы максимально упростить этот механизм. Главный финансовый партнер фермеров по получению льготных кредитов - Россельхозбанк. Сейчас мы качественно перестраиваем с ним работу.

Наша задача - существенно улучшить кредитование фермеров, сократить огромное количество бумаг, которые необходимо представить, снизить сроки рассмотрения заявок, решить проблему с залогом. Рассчитываем, что совместная программа АККОР и Россельхозбанка реально поможет фермерам.

– В прошлом году погектарную поддержку получили только 11,9% КФХ по всей стране. С чем связан столь низкий процент?

– Действительно, несвязанную поддержку на 1 га за последние годы получало около 15% хозяйств. Почему так мало? Потому что в регионах придумывают все больше требований. Хочешь получить несвязанную поддержку - представь кучу документов и справок: о проведении агрохимического обследования сельхозугодий, о сохранении достигнутой урожайности и объемов производства, зарплата чтобы была на уровне среднемесячной по отрасли, чтобы не было задолженностей по налогам и т.д. Доходит до абсурда - если хозяйство задолжало хотя бы рубль, оно лишается поддержки. Мы считаем, что нужно убрать все эти дополнительные условия. Отчитался по убранным площадям за прошлый год - получи поддержку на гектар! Этот вид субсидии должен быть доступен всем без исключения сельхозпроизводителям, и необходимо увеличить ее размер.

– По мнению многих фермеров, сегодня остро стоит вопрос неиспользуемой земли. Власти предлагают меры вплоть до ее принудительного изъятия. А на ваш взгляд, каким должно быть решение?

– На съезде мы выступили с предложением: для тех, кто сам не работает на земле и не дает другим, повысить налог в 10 раз! В Нечерноземье есть регионы, где более половины земли не используется. А ведь раньше это были территории с доминирующей аграрной направленностью. Их продукцию - сливочное масло, лен, яйца, гусей и т.д. - знали во всем мире. Кто сможет возродить к жизни эти земли? В первую очередь – фермеры и малые хозяйства! Предлагаем, чтобы государство приступило к своего рода сельскохозяйственной реновации Нечерноземья. И эта работа должна быть системной. Во-первых, необходимо провести землеустроительные работы, нарезать участки от 10 до 100 га под фермы - с пашней, лугами, лесом, водой, предложить их прежде всего местным жителям, а далее - всем желающим. Во-вторых, помочь в обустройстве, строительстве дома, фермы. В-третьих, оказать помощь в создании обслуживающих и снабженческо-сбытовых кооперативов. Считаем, что тема сельскохозяйственной реновации Нечерноземья должна найти отражение и в Государственной программе комплексного развития сельских территорий.

– Госпрограмма предполагает комплексный подход к формированию нового типа сельских поселений. Что конкретно планируется для этого сделать?

– Прежде всего, реализация госпрограммы предполагает обеспечение селянам нормальных условий жизни. Всего в стране 134 тыс. населенных пунктов, и в каждом есть свои проблемы и особенности. Где-то нужна школа, где-то ФАП или дом культуры. Но при этом мало построить сам объект, нужны дороги, коммуникации, кадры. В селах должны быть современные спортивные комплексы и площадки, широкополосный Интернет, отвечающие передовым требованиям образование и здравоохранение. Таким образом, речь идет не о строительстве сельских поселений на новых местах, а о новом характере развития существующих. Предполагается обеспечить им полноценное развитие, сделать их привлекательными для жизни. Госпрограмма, по поручению президента, должна начать действовать с 1 января 2020 года.

– По какому принципу средства будут распределяться между регионами? Достаточно ли их объема для решения таких задач?

– В текущем году на реализацию госпрограммы направлено 25 млрд рублей. Всего же до 2025 года намереваются вложить 1,38 трлн руб. Минсельхоз провел работу с регионами и предварительно оценил потребности в финансировании сельских территорий в 200 млрд рублей ежегодно. Для сравнения: на развитие села за последние 5 лет было выделено 170 млрд рублей. Чтобы рационально расходовать средства, будут выделены приоритетные цели с учетом специфики каждого региона. Люди живут не в типичных поселках, а в селах с собственными подходами и потребностями. Нужно дать самим регионам решить, на какие направления потратить средства госпрограммы. Кроме того, Минсельхоз тесно работает с регионами, аграрными организациями, в том числе с АККОР, принимает во внимание предложения фермеров. Эта программа касается их напрямую - кто как не они заинтересованы в развитии своих деревень, хуторов и станиц.

Источник: Журнал «Деловой квадрат»