Съезд. Решение. Итоги

Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств
и сельскохозяйственных кооперативов России
 
 
РЕШНИЕ XXV СЪЕЗДА АККОР
 
 
21 февраля 2014​​    г. Москва
 
«Экономическая эффективность и социальная значимость
семейных фермерских хозяйств»
 
​Заслушав доклад Президента АККОР В.Н.Плотникова и выступления участников съезда по данному вопросу, Съезд отмечает, что фермерство начавшее свое развитие на рубеже   80-90 годов и прошедшее 25-летний путь, в настоящее время представляет собой наиболее динамично развивающийся аграрный уклад.
​Семейные фермерские хозяйства, используя свои конкурентные преимущества – колоссальную мотивацию к труду, как собственника земли, хозяина и одновременно труженика, добились значительных успехов.
​Фермерский сектор дает сегодня каждую четвертую тонну зерна и каждую третью тонну подсолнечника. За последние 12 лет ежегодные темпы роста производства у фермеров составили более 13% и более чем в 4 раза превышают средние по отрасли.
​Не менее значимой является роль фермерских хозяйств в социально-территориальном развитии села. Прежде всего, это рабочие места, сохранение сельских поселений и крестьянского генофонда, народной культуры, вовлечение наиболее активной части сельского населения в развитие предпринимательства. У фермерских хозяйств, преимущественно производится натуральная, экологическая продукция и имеется наибольший потенциал развития производства продукции органического земледелия, значение которой будет возрастать.
​Съезд отмечает, что российское фермерство внесло в жизнь страны:
​- зарождение частного бизнеса в аграрной сфере;
​- создание устойчивого вектора развития в АПК;
​- формирование кооперативного движения на селе;
​- зарождение частно-государственного партнерства в аграрной сфере;
- создание социальной опоры сохранения и возрождения российского села.
​Съезд констатирует, что практика деятельности фермерских хозяйств показала, малоэффективность действующего экономического механизма. Используемая финансовая, земельная, социальная политика привела к тому, что из 12 основных показателей (индикаторов) Государственной программы развития АПК на 2008-2012 годы не выполнены 10.
​Это и предопределило современное состояние отрасли, которое нельзя охарактеризовать как удовлетворительное.
​Причиной такого положения дел в значительной степени являются неравные условия конкуренции для отечественных и зарубежных товаропроизводителей, связанные как с объемами оказываемой государственной поддержки, так и с макроэкономическими условиями хозяйствования.
​Цены на производственные ресурсы растут быстрее, чем цены на сельскохозяйственную продукцию. Дисбаланс в распределении прибыли между отраслями приводит к низкой доходности в сельском хозяйстве.
​Рентабельность по всей хозяйственной деятельности составляет немногим более 1%, а с субсидиями около 12%. Однако большинство фермерских хозяйств в силу установленных условий, вообще государственную поддержку не получают.
​В результате действующий экономический механизм загоняет сельскохозяйственных товаропроизводителей в долговую яму.
Доходы сельского населения в два раза ниже средней по экономике, поэтому российская бедность локализуется в значительной мере на сельских территориях.
​Новая же Госпрограмма до 2020 года не предполагает, исходя из заложенных в ней параметров, осуществить прорыв ни в повышении доходности сельхозтоваропроизводителей, ни в технико-технологическом направлении, ни в создании инвестиционной привлекательности, ни в коренном улучшении социальных условий жизни и престижа сельскохозяйственного труда.
Российскому фермеру дали сегодня свободу выбора деятельности и творчества, открытый мировой и внутренний рынок для реализации своей продукции и конкуренции в условиях ВТО. Однако для равной конкуренции государством не обеспечена равная государственная поддержка с теми, с кем мы конкурируем.
За последние 15 лет нарастает перечень проблем, связанных с оформлением земельных отношений. Государству не удалось обеспечить гарантии прав крестьян на собственность и пользование землей, упростить процедуры выдела земельных участков в счет земельных долей, снизить зависимость от проверяющих органов и обеспечить доступ к неиспользуемым участкам из государственной собственности и т.д. На территориях наблюдается концентрация собственности в руках крупных формирований, не обеспечивается прозрачность владения землей российских и зарубежных лиц. В полной мере не удается достичь согласования интересов различных ведомств по земельным вопросам, а также обуздать цены на проведение работ по межеванию земельных участков.
Съезд считает, что существующие механизмы предотвращения концентрации земли в отдельных руках и компаниях, в т.ч. – иностранных, не выполняют своей роли. Требуется ввести дополнительные механизмы контроля и предотвращения концентрации. Нельзя допустить возникновения условий, чтобы земля стала инструментом финансовых спекуляций и не превращалась в предмет наживы для узкого круга лиц.
Острой проблемой остается внесение поправок в земельное законодательство, отменяющих категорию сельскохозяйственных земель. Съезд еще раз подтверждает позицию фермеров против принятия такого решения.
Участники съезда выражают озабоченность в принятии законодательных актов, реализация которых содержит в себе высокую коррупционную составляющую. Так, поправки в Кодекс об административных правонарушениях не позволяют реализовать прозрачную процедуру выявления правонарушения и наложения взыскания, снижают защищенность фермеров от произвола со стороны проверяющих.
Съезд отмечает, что в настоящее время взаимодействие государственных органов и фермеров не являются равноправными. Сельхозпроизводители становятся, в первую очередь, объектами требований, а не помощи. Вместо выдачи информационных материалов с перечнем шагов, которые должен сделать фермер или сельхозкооператив, например, в части охраны животного и растительного мира или других норм, органы исполнительной власти выставляют требования, предписания, которые не соотнесены с возможностями их реализации.
​Для повышения эффективности деятельности всех сельхозтоваропроизводителей и семейных фермерских хозяйств особое значение приобретает совершенствование экономического механизма хозяйствования, включающего в себя, прежде всего, новые меры и подходы по ценообразованию и кредитованию, субсидированию и страхованию.
​Съезд считает, что с учётом  результатов развития фермерского движения за прошедшие двадцать пять лет, накопленного опыта  и наличия в России сотен тысяч крестьянских семей, готовых  развивать свои товарные подворья, можно обоснованно ставить задачу на государственном уровне в развитии аграрной реформы – перейти от этапа укрепления фермерского ядра, возникшего в начале реформы в 90-е годы, к этапу значительного количественного расширения фермерского сектора. Для этого в стране имеются ресурсы. Необходимо к 2020 году довести совокупную  численность фермерских хозяйств семейного типа до 500 тысяч. хозяйств.
Для выполнения этой задачи на государственном уровне необходимо реальное улучшение правовых, экономических и общественно-политических условий для создания и функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств.
 
СЪЕЗД РЕШИЛ:
 
1. Отметить, что фермерский уклад, семейные фермы являются основной движущей силой возрождения аграрной России, и в его лице земля, техника, деревня обретает своего заинтересованного и рачительного хозяина.
Однако потенциал фермерского уклада в стране до сих пор недооценен и не реализован. Его развитие идет сложно и противоречиво. Зачастую – вопреки проводимой аграрной политике, балансируя на грани выживания. Семейная ферма развивается исключительно благодаря собственным силам и внутренней мотивации.
Необходим разворот всей аграрной политики к крестьянину, к семейной ферме.
 
2. Рекомендовать Правительству РФ реализовать комплекс мер, обеспечивающий доходность и конкурентоспособность отечественных сельхозтоваропроизводителей, включающий:
1) регулирование доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и тарифов на потребляемые ресурсы, включая осуществление контроля за ценами естественных монополий;
2) создание и развитие сельскохозяйственной кооперативной системы на базе концепции развития кооперации на селе с выделением дополнительных средств в государственной программе до 2020 года в размере 10 млрд. рублей ежегодно;
3) корректировку Государственной программы до 2020 года в части несвязанной поддержки доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 га, увеличив ее размер к 2015 году не менее 3 тыс.рублей;
4) создание дифференцированной системы государственной поддержки для различных зон с учетом почвенно-климатических и экономических условий;
5) поддержку российского экспорта, учитывающую особенности предприятий малого и среднего бизнеса с упрощением таможенных процедур и процесса возврата НДС;
6) формирование системы информационно-консультационного обслуживания семейных фермерских хозяйств, других малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов с выделением на эти цели средств в Государственной программе.
 
3. Обратиться к Президенту РФ рассмотреть вопрос развития сельских территорий на совместном заседании Госсовета и Комиссии по достижению социально значимых экономических результатов.
 
4. Предложить Государственной Думе при согласовании с АККОР, принять закон о КФХ в новой редакции, соответствующей нормам Гражданского Кодекса, касающихся КФХ, определяющей особенности семейных фермерских хозяйств, зарегистрированных либо как семейные хозяйства без образования юридических  лиц, либо как юридические лица.
 
5. Съезд считает недопустимым административное давление на КФХ и ЛПХ с целью уничтожения имеющегося у них поголовья свиней под предлогом их незащищенности от АЧС.
 
Предложить Правительству РФ, Минсельхозу России разработать и внести в нормативно-правовые акты РФ отдельные ветеренарно-санитарные нормы по содержанию свиней, адаптированные к КФХ и другим субъектам малого предпринимательства, с учетом количества поголовья и специфики его содержания.
 ​
​Внести изменения в Приказ Минсельхоза РФ № 282 О внесении изменений в Правила определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, касающиеся снижения радиуса расположения хозяйств с более низким компартментом, а также осуществления выбора места для строительства новых свиноводческих комплексов изначально с учетом этого требования, не меняя сложившуюся структуру животноводства в сельской местности.
 
6. Рекомендовать Правительству РФ отложить введение в действие  регламента по стандартам забоя скота в специально оборудованных местах на 2 года в связи с отсутствием в муниципальных образованиях таких мест, а также собственных боен у малых форм хозяйствования и населения.

​Направить усилия государства на создание системы кооперативных и государственных боен за счет средств федерального и региональных бюджетов.
 
7. Обратиться к Правительству РФ с просьбой рассмотреть вопрос о создании государственного комитета по земельной политике и управлению земельными ресурсами для реализации единой и ориентированной на обеспечение крестьян землей либо возложить данные функции на Минсельхоз России.
Провести полный кадастровый учет за счет средств федерального бюджета всех земельных участков сельскохозяйственного назначения.
 
8. Рекомендовать Государственной Думе принять изменения в нормативно-правовые акты РФ, разрешающие строительство жилых домов фермерским хозяйствам для членов КФХ, на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в их собственности, с возможностью придания им статуса хуторского хозяйства.
Законодательно закрепить понятие хуторского хозяйства и возможности присвоения возрожденным селам, деревням, хуторам имен фермеров.
 
9. Внести изменение в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», по приоритетному праву фермера на продление договора аренды земельного участка, который надлежаще использовался им более 3 лет.
 
10. Считать нецелесообразным принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию» в редакции, рассматриваемой  Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности. Просить Федеральное Собрание Российской Федерации, законодательные (представительные) и исполнительные органы власти субъектов РФ не поддерживать законопроект в данной редакции. Предложить органам государственной власти совместно подготовить изменения в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и другие законодательные акты, упрощающие порядок установления и изменения целевого назначения и разрешенного использования земельных участков, в том числе и с целью устранения административных барьеров для предпринимательства.
 
11. Рекомендовать Минсельхозу России в 2014 году разработать и принять Ведомственную целевую программу технического переоснащения сельхозтоваропроизводителей с субсидированием из федерального и региональных бюджетов 35% от стоимости техники, включая приобретение сельскохозяйственной техники и машин по договорам кредитования и лизинга.
 
12. Предложить Минсельхозу России внести изменения в Ведомственную целевую программу «Начинающий фермер» по увеличению финансирования до 5 млрд. рублей в год и увеличению доли средств из федерального бюджета до 70 % от общего объема выделяемых грантов, а также снять требования по созданию 3 рабочих мест.
 
13. Предложить Минсельхозу России в связи с эффективностью и хорошими результатами реализации Ведомственной целевой программы по развитию семейных животноводческих ферм на базе КФХ, увеличить ежегодный объем финансирования данной программы до 10 млрд. рублей с одновременным увеличением доли средств из федерального бюджета. 
 
​13. Рекомендовать Правительству РФ провести в 2014 году «общероссийскую ​перепись коров» с целью осуществления точного учета поголовья и выработки ​мер государственной поддержки, способствующих его увеличению.​
 
14. Рекомендовать Минсельхозу внести изменения в «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 г. № 1370, выплачивая субсидию также на каждую  голову коров при наличии не менее трех коров при сохранении (приращивании) поголовья.

​15. Предложить Министру сельского хозяйства Н.В.Федорову с целью уменьшения административного давления на фермерские хозяйства, создать комиссию с участием руководителей региональных АПК, представителей науки, общественных организаций, в рамках которой провести анализ нормативно-правовых актов РФ, субъектов РФ по выявлению излишнего административного давления. Обсудить итоги деятельности данной комиссии на специальной коллегии Министерства сельского хозяйства РФ и выработать рекомендации по их устранению.
   
16. Первоочередное внимание АККОР уделить формированию системы информационно-​консультационного обслуживания семейных крестьянских хозяйств на базе ​фермерских ассоциаций и сельскохозяйственных кооперативов (кооперативных ​союзов).
 
17. Всем структурам АККОР развернуть информационно-пропагандистскую работу по разъяснению обществу значения семейного фермерства для обеспечения населения страны здоровой сельскохозяйственной продукцией, заселённости обширных российских территорий, охраны природной среды обитания россиян, сохранения нравственного здоровья российского общества.
​АККОР регулярно проводить конкурсы на лучшие информационные материалы – статьи, очерки, репортажи, фильмы о жизни и работе семейных фермерских хозяйств.
 
 
 
 
Сопредседатель съезда ​В.Н.Плотников

 
Сопредседатель съезда ​В.В.Телегин
 
 
Секретарь съезда ​М.А.Анисимова