ДОКЛАД ПРЕЗИДЕНТА АККОР В.Н. ПЛОТНИКОВА НА XI СЪЕЗДЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ

Уважаемые делегаты!

Сельскохозяйственная кооперация имеет очень важное значение для развития, в первую очередь, малого сельскохозяйственного уклада – крестьянских фермерских хозяйств, личных подворий, всех предпринимателей на селе.

Государство предпринимает меры для развития кооперации. Их перечень расширяется. Но в целом они недостаточны. Кооперация развивается не достаточно быстро,  как этого хотелось бы нам – участникам кооперативного движения и тем людям, которые должны вовлекаться в кооперативный процесс.

Приведу лишь несколько цифр.

Объем адресной поддержки в 2023 году составил около 3 млрд. рублей, ею воспользовались 937 СПоК. Это показатели, от которых мы должны отталкиваться и они, конечно, не устраивают кооператоров. Сегодня в кооперативном движении около 1% фермеров. Эта цифра показывает, в каком состоянии находится кооперация.

 

Какие необходимо предпринять меры, чтобы существенно, кардинально поправить ситуацию в развитии кооперативного движения.

Первое. Если кооперация – становой хребет малых форм хозяйствования, то развитие МФХ и кооперации - единый процесс, а не два параллельных процесса.

Именно поэтому считаем необходимым разработать и принять программу не просто по развитию сельскохозяйственной кооперации, а единую программу развития малых форм хозяйствования и сельскохозяйственной кооперации.  

Необходимо объединить усилия всех институтов развития – государственных, финансовых, общественных. Результат напрямую зависит от общей слаженной работы, направленной на одну цель, одновременной настройки всех инструментов - законодательство, господдержка, кредитование, налоговые и другие преференции.

Важнейшее значение имеет – разъяснительная работа с людьми на местах, поиск потенциальных кооператоров и лидеров кооперации, которые смогут организовать и наладить работу.

Это то, что вы, уважаемые делегаты, делаете на местах для того, чтобы кооперативное движение развивалось и соответствовало своему значению и сути.

Это опыт нашей страны. В начале ХХ века в России кооперация не только была теоретически обоснована, но и практически выстраивалась система кооперативного движения. Другие страны взяли за основу работы наших великих ученых, и сегодня за рубежом кооперация охватывает 70-80-90%, а у нас – 1% фермеров.

 

Второе. Государственная поддержка.

Меры поддержки фермеров должны стимулировать развитие кооперации. В свою очередь, меры поддержки кооперативов – должны приносить дополнительную выгоду его членам.

Предлагаем направлять основной поток господдержки фермерским и личным подсобным хозяйствам через кооперативы.

Скажу прямо и четко, если мы хотим выстроить в стране кооперативное движение, то все меры господдержки для сельских производителей нужно направлять по формуле: член кооператива – получи поддержку, не член кооператива – поддержки не будет. Значит у тебя достаточно своих сил, ресурсов, и поддержка тебе не нужна.

Такой путь прошли другие страны. Он показывает реальные преимущества членства в кооперативе, - получение господдержки и решение всех остальных вопросов, начиная от подработки, переработки и до реализации продукции. Формула очень жесткая, но ее надо взять за основу.

 

Третье. С самого зарождения кооперации главным стимулом к кооперированию была и остается материальная выгода. Другого никто не придумал. Человек должен чувствовать, что кооперация ему выгодна.

Крестьянин пойдет в кооперацию, если она реально принесет дополнительные доходы. это – главный стимул кооперироваться.

С этой целью предлагаем

на  законодательном уровне отменить:

  • налог на прибыль кооператива.
  • социальные выплаты с кооперативных платежей.
  •  налог на добавленную стоимость от реализации СПоК продукции своих членов, не являющихся плательщиками этого налога.
  • Важно освободить кооперативы от уплаты налога на имущество. Государство наоборот направляет ресурсы на развитие материальной базы кооперативов.

 

Базовый вопрос - закрепление права сельскохозяйственных потребительских кооперативов на распределение  доходов и убытков кооператива между его членами с учетом их личного трудового участия или участия в хозяйственной деятельности кооператива.

Несколько заходов по решению этого вопроса уже делалось, начиная с первой Думы. Особая благодарность Василию Федоровичу Вершинину за большую работу по созданию и развитию законодательной базы кооперативного движения, за отстаивание основополагающего принципа по распределению прибыли.

К сожалению, не все понимают его значение. Кооператив создается не ради прибыли. Сама природа прибыли в кооперативе другая, ее зарабатывают члены кооператива, и она должна распределяться в соответствии с долей участия каждого.

Данный принцип надо закрепить в Гражданском кодексе. Вместе с депутатами-аграриями, сенаторами, Минсельхозом работаем в этом направлении.

 

Четвертое. Необходимо снять все ограничения по кредитованию.

Приведу всего один пример в прошлом году 23 сельскохозяйственных потребительских кооператива воспользовалось возможностью получить льготные кредиты! На всю страну.

Тысячи сельхозпроизводителей получают такие кредиты, они – реальный стимул развития, а кооперативы – всего 23.

Нужно решить вопрос по гарантиям. У нас созданы различные организации - Корпорация МСП, фонды поддержки малого предпринимательства в регионах. Они нужны для того, чтобы максимально облегчить в том числе и получение кредитов сельхозкооперативами.

Также мы имеем примеры, когда учредителям СПоК отказывают в кредитах именно за то, что они – учредители. Это, в первую очередь, вопрос субсидиарной ответственности. Ее нужно четко определить, ограничить в пределах разумного.

 

Уважаемые коллеги!

Одно из важных направлений развития кооперативов - строительство небольших ОРЦ, складов, хранилищ, машинотехнологических станций.

Кроме того, в эпоху цифровизации отдельно взятому хозяйству сложно потянуть цифровые требования. Нет времени, нет кадров, нет знаний, нет компетенций, нет дополнительных средств. Сельхозкооперативы – эффективный способ интеграции малых хозяйств в единую цифровую систему.

Цифровизация – объективный процесс, и сельхозкооперативы, объединения небольших хозяйств будет способствовать реальному, спокойному вхождению малых хозяйств в эту систему. Спешка, рывки в этом деле – опасные тенденции, а когда движемся шаг за шагом, объединяем усилия, разъясняем, учимся – получим хороший результат. Регулирование, поддержка, контроль через такие кооперативные объединения поможет выстраиванию системы цифровизации по многим направлениям.

 

Уважаемые коллеги!

Особо хочу сказать о законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"», по созданию агроагрегаторов.

В первом чтении проект принят. Авторы его доработали с учетом замечаний, высказанными фермерами в Казани на Совете АККОР. Было проведено несколько совещаний в том числе под руководством заместителя Председателя Госдумы А.В.Гордеева с участием депутатов-аграрников, сенаторов, экспертов. Руководители аграрных комитетов Совета Федерации и Государственной Думы А.В.Двойных и В.И.Кашин также активно участвовали в этой работе. Идет подготовка ко второму чтению.

Считаем, что решение по сбыту продукции малых форм хозяйствования должно стать важным фактором развития кооперации. Поэтому нужны не посреднические структуры, которые создают торговые сети, а статус агроагрегатора должен получать сельскохозяйственный потребительский кооператив. Тогда региональная и федеральная поддержка на обустройство таких агргаогрегаторов, таких кооперативов даст стимул к объединению небольших хозяйств. Даст возможность подрабатывать, упаковывать и по короткому пути направлять их продукцию в торговые сети.

Небольшие хозяйства, которые получат поддержку, будут создавать базу развития малых форм хозяйствования. В отличие от посредника, который заинтересован только в одном – закупать у крестьян подешевле, а продавать подороже.

Именно такой подход был сформулирован на XXXV съезде АККОР в феврале и направлен в качестве поправок в Госдуму.

Еще один важный момент. Считаем, что агрегатор, который собирает продукцию, должен нести ответственность за эту продукцию. Значит он должен получить право определять статус «Продукция, произведенная фермерским хозяйством». Это справедливо и поможет развитию как фермерства, так и кооперации.

Нашу позицию поддержал Министр сельского хозяйства Д.Н.Патрушев на заседании комитета по аграрным вопросам перед отчетом Главы Правительства.

 

В завершении, уважаемые коллеги, хочу сказать, что в ряде регионов кооперация развивается хорошо. 

В Башкортостане, Саха-Якутии, Татарстане, Краснодарском и Ставропольском краях, Белгородской, Липецкой, Новгородской, Саратовской областях, ряде других регионов - накоплен значительный опыт развития кооперации. Его необходимо распространять на всю страну.

Важно, что в Государственной Думе мы опираемся на поддержку всех фракций, но прежде всего на поддержку «Единой России» - фракции большинства. Нас поддерживает заместитель председателя Госдумы А.В.Гордеев, который направил приветствие в адрес XI Съезда сельскохозяйственных кооперативов, поддерживает руководитель фракции «Единая Россия» В.А.Васильев.

Мы опираемся на Народную программу «Единой России», в которой четко записано: перераспределение мер господдержки с крупных на небольшие хозяйства и фермеров; помощь в кооперации владельцев личных подсобных хозяйств, расширение грантовой поддержки.

Это - цитата из Народной программы, и для нас она имеет принципиальное значение.

Гранты должны получать члены кооператива, гранты должны быть направлены на развитие кооперации.

Надо объединять усилия всех, прежде всего производителей на местах, подключать региональные власти, обмениваться опытом, создавать такую законодательную базу, которая по-настоящему помогала развитию кооперативного движения.

И не бояться делать важные четкие шаги: член кооператива – получай поддержку, не член кооператива – опирайся на себя.

Считаю, что только так можно создать устойчивую систему развития кооперации в Российской Федерации.