ДИРЕКТОР РОСАГРОМАША – О СКИДКАХ НА ОТЕЧЕСТВЕННУЮ СЕЛЬХОЗТЕХНИКУ, ГОСПОДДЕРЖКЕ И КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКЕ

Публикуем (в сокращении) интервью корреспондента «Крестьянских ведомостей» с директором Российской ассоциации производителей сельхозтехники (Росагромаш) Евгением Корчевым.

– На недавнем I Российском агротехническом форуме агротехфоруме и.о. директора департамента научно-технологической политики и образования Минсельхоза РФ Павел Бурак заявил о недостаточной эффективности программы №1432, предусматривающей предоставление 15% скидки на отечественную сельхозтехнику. Вы с этим согласны?

– Здесь мы несколько расходимся с чиновниками, которые оценивают программу по потраченным средствам (для ясности – сегодня уже освоено 1,6 млрд. рублей из 1,9 млрд). Мы оцениваем по эффективности затрат. Программа привела к росту выпуска комбайнов на 30%, тракторов – на 50%. И главное: увеличились темпы обновления техники, она стала доступнее крестьянам. Отмена программы №1432 – это верный путь к развалу отечественного сельхозмашиностроения. Предложенный депутатами Госдумы проект субсидирования приобретения сельхозтехники, взамен постановления №1432, предусматривающего субсидирование производства, приведет к засилью зарубежной техники.

Представители заводов считают, если изменится порядок субсидирования, то резко повысится коррупционность, потому что деньги будут распределяться в субъектах федерации по своему усмотрению, среди крупных сельхозпроизводителей. Так, директор компании «Промзапчасть» Сергей Воронин отметил, что постановление №1432 – это на сегодняшний момент единственная действующая программа, которая помогает именно небольшому бизнесу в сфере сельхозмашиностроения.

– Гендиректор ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» Валерий Мальцев и директор ЗАО «Петербургский тракторный завод» Сергей Серебряков подчеркнули чудовищную закредитованность сельхозорганизаций и фермерских хозяйств, которая мешает приобретать им новую технику. А возросшие ставки банков – с 12 до 20% – и вовсе делают кредиты недоступными. Какие меры необходимо предпринять правительству для разруливания ситуации?

– Проблема с кредитами – макроэкономическая. Чтобы кредиты стали доступнее, ЦБ должен проводить другую политику. Кредиты должны быть доступными для бизнеса, для производства, а не для спекулянтов. Простой пример. Все знают о рынке «Форекс», где можно валюту купить. И если у меня есть 1000 рублей на этом рынке, то мне дают кредит 99 тыс. рублей – в 100 раз больше, чем у меня есть. Это для того, чтобы я покупал валюту, играл на рынке ценных бумаг, акции покупал. А если мы берем активы сельхозорганизации или фермерского хозяйства, то ему в лучшем случае дадут 70% кредита от стоимости имущества. Какая огромная разница – сколько кредита может получить спекулянт и сколько фермер-производитель! Надо менять финансовую политику, а влиять на нее может ЦБ.

Последние 10 лет субсидируют процентные ставки по кредитам. Сельскому хозяйству это чуть-чуть помогло. Но де-факто на этих субсидиях жируют банки! А какие громадные кредиты получили агрохолдинги и не возвращают их!? В то время как сельский бизнес, фермеры не могут получить ссуду на ростсельмашевский комбайн АКРОС-530 или петербургский трактор К-740. Печально, половина кредитов «крупняков» ушла на приобретение импортной техники, зачастую на 20–30–40% дороже рыночной цены. По сути, в эти кредиты часто закладывались откаты и по ним «крупняки» покупали себе «Мерседесы». А что там с долгом – их не волнует, обанкротят хозяйство.

Поддержка фермерских хозяйств в 20–30 раз меньше, чем агрохолдингов. Это несправедливо, поскольку К(Ф)Х и семейные животноводческие фермы повышают производство молока, в них растет число коров. В ЕС наоборот – субсидии агрохолдингам ограничены (не могут получить свыше 1 млн. евро), так как они имеют большие возможности для привлечения инвестиций, лоббистские ресурсы. А у нас наоборот: чем богаче – тем больше пирог из бюджета. А фермер вкалывает весь световой день, заботится о земле, развивает сельские территорию. Я не против агрохолдингов, но я за справедливую господдержку всех форм хозяйствования.

При существующем уровне процентных ставок в экономике отечественному сельхозмашиностроению очень тяжело конкурировать с импортом по цене. Вопросы государственной поддержки отрасли являются критически важными в настоящий момент.

– А если выдавать кредиты напрямую крестьянам, о чем постоянно требуют фермеры на съездах АККОР?

– Это было бы верным решением. Сельхозпроизводителей можно обеспечить дешевыми кредитами. Нужна только политическая воля.

– На международной выставке «Агросалон» в начале октября президент АККОР Владимир Плотников и президент Росагромаша Константин Бабкин подписали соглашение о сотрудничестве. Какую цель преследовали?

– Для сельхозмашиностроителей подружиться со своими потребителями – хороший шанс укреплять свои позиции на российском агротехническом рынке, который уже давно стал лакомым кусочком для зарубежных производителей тракторов, комбайнов. Для фермеров прямой контакт с производителями техники, которая сегодня совсем не дешева, такое сотрудничество может приносить реальную отдачу буквально на каждой покупке. Совместными усилиями станет возможным добиться увеличения господдержки технологического обновления фермерского сектора, который из года в год показывает положительную динамику.

– Ослабление российского рубля повлекло изменения на рынке сельхозтехники?

– Сегодня импортная техника становится все менее конкурентоспособной по цене, чего не скажешь о машинах тех российских производителей, которые не закупают импортные комплектующие и не зависят от доллара. За счет привлекательной цены спрос на отечественную технику стремительно растет.

Падение курса рубля отражается на стоимости производства сельхозтехники: некоторые детали приобретаются за рубежом и расчет за них производится в иностранной валюте. Но если наша техника подорожает в среднем на 10%, то рост цен на импортные машины может возрасти в полтора раза. Поэтому продажи отечественной сельхозтехники стремительно растут.

Снижение покупательной способности аграриев не должно пугать производителей. Более того, основные покупатели техники – фермерские хозяйства по производству и обработке зерна – получили в 1,5 раза больше прибыли от экспорта своей продукции за счет роста курса доллара по отношению к рублю. Сегодня российская техника активно продается не только внутри страны, но и на зарубежных рынках, где также составляет хорошую конкуренцию импортной технике.

Александр Рыбаков – «Крестьянские ведомости»