ЖДЕМ МИЛОСТЕЙ ОТ ГОСУДАРСТВА, НЕ ЖЕЛАЯ МЕНЯТЬ СЕБЯ

Дискуссионный взгляд на господдержку и аграрную политику в целом представлен в статье на сайте «Крестьянских ведомостей». Публикуем ее с небольшими сокращениями.

Случилось мне на днях поговорить по душам с фермером из Черноземья. «Да ты на статью наговорил», – заявил в конце концов я, имея в виду статью для сайта, а не какую иную статью. Но текст он писать не стал, зато разрешил изложить свои мысли здесь.

По версии нашего друга (назовем его Николаем), господдержка в ее нынешнем виде фермерам не нужна вообще. И не потому, что ее трудно получить, получить ее можно. А потому, что она не решает проблем. Проблема же одна – это сбыт. Есть сбыт, будет и песня – перефразируя, так можно сказать о позиции фермеров этого Черноземного региона.

Начинающие фермеры без проблем получают по 160 тыс. рублей от государства. После – ничего не происходит. Результата нет, «я уже боюсь этот вопрос в области поднимать», передает слова главы района мой собеседник. Ведь глава района должен отчитаться, как работают деньги. Но они не работают. Потому что фермеры, получив средства, или находятся в том же жалком положении, что и до денег, или все равно уходят с рынка - несмотря на госпомощь.

– Неплохо Михалыч работает, так у него жена на рынке стоит, – рассказывает Николай о своем соседе. Сам Николай, кстати, тоже не неудачник, за счет того, что возит товар в Москву.

Нашел в столице ходы и выходы. Закупочная цена меда в его регионе – 80 рублей, цена реализации в Москве – 600 рублей, даже с учетом логистики выгода очень хорошая.

Итак, жена, стоящая на рынке, оказывается неплохим бизнес-решением, хотя ведь это очень просто, поставить жену на рынке, намного проще, чем все эти сложные программы поддержки села. Но жена «работает», а программы не работают.

Николай не прочь, чтобы правительство отменило все формы поддержки, и ввело одну. Она на самом деле называется «американской методикой», то, что она американская, Николай не знает, получается, сам дошел до нее.

– Государство заявляет, что гарантированно покупает товар по объявленной заранее цене. Цена может быть и ниже рынка, главное, что она есть и известна заранее. Если фермер видит, что ему выгоднее продать товар на открытом рынке, он продает его там, если он не может этого сделать, он «сдает» его государству.

Правда, признает Николай, это будет работать вместе с возрождением «МТС», как он выразился, каковые он мыслит государственными. В самом деле, цены на аренду техники таковы, что проще вообще ничего не выращивать – факт известный.

Тут уже настала моя очередь, и я задал «наивный» вопрос: а что мешает организовать кооператив? Сбытовой и производственный одновременно? Николай не нашелся, что ответить, поэтому я сделаю это за него.

Примеры успешных кооперативов есть, но их мало, и уже это говорит о том, что как система это не работает, а работает на энтузиазме. Львиную долю кооперативов губят недоверие кооператоров друг другу, а также жадность руководителей. Руководители назначают себе фантастические зарплаты, а члены кооператива погрязают в бесконечных спорах, кто кого хочет обмануть. Поэтому фермеры России ждут чего-то от «аграрной политики» государства.

Но не проще ли преодолеть проблемы внутри себя? Не стяжать и не обманывать друг друга? Тогда не понадобятся милости от государства. Вроде простая мысль, а не воплотишь. Народ такой? Слишком простое объяснение. Хотелось бы узнать ваше мнение. 

Евгений Арсюхин – «Крестьянские ведомости»