ГАЙДАРОВСКИЙ ФОРУМ: СЕМЕЙНЫЕ ФЕРМЫ И АГРОХОЛДИНГИ – НЕ ВОЕВАТЬ, А ИНТЕГРИРОВАТЬСЯ

О.В. Башмачникова – заместитель исполнительного директора АККОР, председатель Аграрной партии России

Вчера в рамках Гайдаровского форума-2015 состоялась экспертная дискуссия по теме: «Интеграция сельского хозяйства в продовольственные цепочки: российская практика и международный опыт».

Модератором секции выступила директор Центра агропродовольственной политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Наталья Шагайда. Выступления основных докладчиков касались значимых для России вопросов: на что следует делать ставку в аграрной политике – на агрохолдинги, семейные фермы или средние по размеру устойчивые предприятия; какова роль холдингов в мировой экономической структуре сельского хозяйства; каков международный опыт интеграции крупного и малого бизнеса.

Интересные факты и цифры по последнему вопросу привели генеральный директор Института конъюнктуры аграрных рынков Дмитрий Рылько, профессор факультета сельскохозяйственной экономики и управления Еврейского университета Цви Лерман (Израиль, г. Рехвот), секретарь посольства Бразилии в Москве Веллингтон М. Буекас, главнй экономистом по агробизнесу Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) Карлос Да Силва.

Выступавшие делали акцент на том, что интеграция и укрупнение предприятий в сельском хозяйстве сегодня является международной тенденцией. Однако явление это носит эволюционный характер и имеет определенную специфику. Так, в Америке укрупнение среднего размера землевладений в руках одного хозяйства с 250 до 500 г заняло более 20 лет – с 1985 по 2014 год.

Количество существующих в мире агрохолдингов незначительно, средний размер землевладения крупного вертикально интегрированного предприятия не превышает 2,5 тысячи га. Единичное присутствие крупных комплексов прослеживается в отдельно взятых странах, таких, как США, Аргентина, Австралия, Бразилия. Причем их спецификой, в отличие от российских гигантов, аккумулирующих огромные по размерам земельные угодья, является так называемая «неполная интеграция», когда первичный этап сельскохозяйственного производства является самостоятельным бизнес процессом, реализуемым семейными фермами.

Именно последние интегрируются в крупный бизнес либо посредством сервисной кооперации, либо посредством «контрактации» – системы жестких долгосрочных контрактов на реализацию продукции с переработчиками или закупочными компаниями. Данные контракты предполагают интересные для фермера условия, а именно достойные цены, что позволяет производителю вести постоянное или расширенное воспроизводство, а интегратору (верхней компании) иметь постоянный источник сельскохозяйственного сырья заданного качества. Определенное качество также обеспечивается контрактацией, поскольку закупка продукции сопровождается обеспечением фермера консультациями, технологиями, семенным и материалом, животными и т.д.

Таким образом, в мире складывается две системы интеграции: выстроенная сверху или контрактная, и выстроенная снизу – кооперативная.

Элементы полной интеграции присутствуют лишь в свиноводстве, да и то, скажем, в США таких крупных предприятия всего два, хотя на них и приходится значительный объем производства. Оба при этом, по словам Цви Лермана, имеют серьезные «зеленые» проблемы.

Структура сельскохозяйственной экономики США по отраслям показывает, что:

- в птицеводстве преобладают семейный хозяйства, интегрированные в систему контрактации,

- в мясном скотоводстве преобладают семейные хозяйства и прослеживается слабая интеграция с фидлотами,

- молочное животноводство представлено семейными хозяйствами, интегрированными в системы сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов,

- выращиванием пшеницы занимаются семейные хозяйства, интегрированные с кооперативными или коммерческими элеваторами и мукомольными заводами.

На форуме приводились интересные и поучительные факты эффективного роста сельского хозяйства Бразилии. Напомню, что в 2014 году эта страна увеличила объем поставок продовольствия в Россию с 5 тыс. до 34 тыс. тонн.

О качественном росте бразильского сельского хозяйства свидетельствует данные о динамике использования в агропроизводстве тракторов – с 8372 в 1950 году до 820 673 в 2006 году.

Значительно выросли за этот период посевные площади и пастбищные угодья. Поголовье скота с 1975 по 2014 год увеличилось с 101 млн. голов по 211 млн. голов.

Г-да Буекас и Карлос Да Силва в своих выступлениях отметили: серьезный рост был обоснован прежде всего серьезным государственным регулированием процессов модернизации и индустриализации сельского хозяйства.

 Во-первых, речь идет о развитии диверсифицированного сельского хозяйства, представленного семейными фермами и кооперативами, с одной стороны, и более крупными предприятиями, с другой. Все это сопровождалось льготными кредитами и низкими тарифами.

Частный сектор получил широкое распространение также за счет специальных программ государственной поддержки малых ферм и регулируемой государством процессом контрактации сельского хозяйства.

Согласно доклада г-на Буекаса, холдингизация оказалась в Бразилии не столь эффективной и не получила серьезного развития.

Что особенно, на наш взгляд, значимо, именно в Бразилии существует два министерства, отвечающих перед Правительством за аграрную отрасль – это министерство сельского хозяйства, занимающееся крупными предприятиями, и министерство сельского развития, оказывающее помощь в становлении малых семейных ферм.

Во-вторых, «бразильское чудо» объясняется внедрением новых технологий. Именно на эти цели государство затратило значительные ресурсы, финансируя проведение исследовательской деятельности.

Выступив на форуме с комментарием выступления заместителя министра сельского хозяйства Д.В. Юрьева, определившего современную стратегию развития отечественного АПК как «индустриализацию сельского хозяйства», я попыталась сделать акцент на необходимости выстраивания в нашей стране диверсифицированной модели аграрной экономики, представленной различными по размеру и организационным формам предприятиями. Данная диверсификация и должна лечь в основу долгосрочной стратегии развития АПК, а следование ей должно четко контролироваться со стороны государства.

В этом случае, госрегулирование в АПК должно идти параллельно по нескольким направлениям, таким как:

- стимулирование развития семейных ферм;

- стимулирование интеграции семейных ферм в потребительские кооперативы;

- стимулирование крупных предприятий, переработчиков, агрохолдингов передавать этап первичного сельскохозяйственного производства семейным фермам на взаимовыгодных условиях (только выполняя социально-экономическую нагрузку, данную государством, они смогут получать господдержку);

- фактическое ограничение максимально возможного размера земельного участка;

- ограничение максимально возможного объема господдержки на одно предприятие;

- создание государственного агентства по развитию малого бизнеса в АПК.

Что мы можем в результате получить?

  1. Снизится коррупционный фактор в экономике и появится здоровая конкуренция между крупным и малым, но интегрированным бизнесом.
  2. Увеличится объем сельскохозяйственного производства.
  3. Увеличится количество предприятий, работающих в сельском хозяйстве с одновременным ростом числа рабочих мест.
  4. Снизится риск неэффективного использования государственных ресурсов («яйца не в одной корзине»).
  5. 5) Снизится зависимость объемов производства от агрохолдингов, имеющих высокие финансовые, экологические риски, риски, связанные с управляемостью и эффективностью менеджмента и др.

Обсуждаемые в рамках Гайдаровского форума темы, касающиеся тенденции мировой аграрной экономики, будем надеяться, смогут дать серьезную пищу для формирования сратегической модели отечественного сельского хозяйства.

А, принимая во внимание тот факт, что в марте этого года состоится заседание Госсовета при Президенте РФ по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, есть надежда на выстраивание аграрной политики согласно требованиям времени и с учетом международного опыта.