ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ОБЕСПЕЧИТЬ РЕШЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ВОПРОСОВ РАЗВИТИЯ ФЕРМЕРСКОГО СЕКТОРА

26 января в Государственной Думе состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Актуальные вопросы законодательного обеспечения деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств».

Открывая дискуссию, председатель Комитета Госдумы ФС РФ по аграрным вопросам Н.В. Панков отметил крайнюю необходимость в сложившихся социально-экономических и геополитических условиях активизировать законодательный процесс в целях полноценного развития агропромышленного сектора.

Он призвал участников «круглого стола» сосредоточить обсуждение в плоскости оперативных задач: кредиты, поддержка инвестиционных проектов, недопущение роста цен, ограничение диктата торговых сетей.

Отмечая важность совершенствования федерального законодательства, председатель аграрного комитета подчеркнул, что вопросы развития АПК, в том числе фермерского сектора, выходят на новый виток, когда их решение во многом зависит от внимания и деловитости законодательной и исполнительной власти регионов.

Во вступительном докладе президент АККОР В.Н. Плотников отметил растущий вклад фермерства в производство сельскохозяйственной продукции. Свыше 25,4% нынешнего высокого урожая собрано с крестьянских полей и пашен, а с учетом хозяйств фермерского уклада, но с иным статусом, крестьянский вклад составляет более трети совокупного объема собранных зерновых. К(Ф)Х – единственные из всех видов хозяйств показывают прост поголовья КРС, заметное увеличение производства молока и мяса птицы.

В целом за последние 10 лет темпы роста производства в К(Ф)Х в 2,3 раза выше, чем по отрасли в целом, подчеркнул В.Н. Плотников.

В то же время фермерский вклад явно недооценен государством. В обновленной госпрограмме не нашлось места увеличению финансирования программ поддержки начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм, доказавших свою высокую эффективность. Заявки регионов в 7 раз превышают запланированное бюджетное обеспечение этих программ!

Остаются нерешенными и ключевые правовые моменты существования К(Ф)Х. Не приведен в соответствие с действующим законодательством Закон о К(Ф)Х, новая редакция которого обсуждается уже почти 3 года. Отсутствие законодательно закрепленных параметров К(Ф)Х, растущий налоговый пресс, непрекращающиеся проверки различных инстанций «от лица государства» ведут к тому, что крупные товарные хозяйства «уходят» в ЛПХ.

Не закреплено законом понятие «семейная ферма», остается ряд бюрократических ограничений при регистрации фермерского хозяйства, не решены вопросы субсидиарной ответственности членов КФХ.

В связи с изменениями пенсионного законодательства остро встает вопрос о начислении пенсий крестьянам: у десятков тысяч «выпадает» трудовой стаж за 1990–2001 годы, когда государство разрешало не платить отчисления с прибыли хозяйств при отрицательном финансовом результате.

Анахронизмом выглядит запрет на строительство жилых домов на фермерских участках.

Президент АККОР В.Н. Плотников призвал депутатов и представителей Минсельхоза, присутствовавших на «круглом столе», незамедлительно решить вопросы, возникающие в связи с удорожанием кредитов, удобрений, сельхозтехники, семенного фонда, поскольку затягивание этих решений грозит срывом весенне-полевых работ.

Депутат Госдумы, член аграрного комитета С.В. Максимова рассказала о ходе работы над проектом новой редакции Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве. В качестве его узловых моментов она назвала определение статуса семейной фермы, законодательное право на защиту имущества членов К(Ф)Х в случае его банкротства, упрощение регистрации крестьянских хозяйств и др.

Председатель Совета АККОР В.В. Телегин, говоря о базовых параметрах ЛПХ, выступил с консолидированной инициативой АККОР о снижении доли сельхозпродукции в объеме продукции фермерского хозяйства с 70% до 50%. По его мнению, это поможет увеличить доходность от других видов деятельности, например, от агротуризма. Отмечая противоречия в действующем законодательстве, В.В. Телегин предложил расширить число фермеров, работающих по патентной системе, за счет небольших, имеющих до 1 млн рублей выручки, хозяйств.

Председатель Совета АККОР призвал дать в законе четкие параметры К(Ф)Х по площади земельного участка, уровню дохода на работающего и размеру поголовья. Такие меры, а также упрощение получения господдержки для К(Ф)Х, будут способствовать переходу в эту категорию ведущих товарное производство ЛПХ.

Председатель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов и других малых производителей сельхозпродукции Краснодарского края В.В. Сергеев остановился на вопросах о земле, особо острых для этого южного региона, и трудностях при получении господдержки. Рейдерские захваты участков, махинации при скупке паев, коррупционные схемы распределения муниципальных сельхозземель сопровождают приход крупного бизнеса в сельское хозяйство региона. Агрохолдинги истощают плодородные почвы неправильным севооборотом, способствуют оттоку из села квалифицированных кадров, повсеместно применяя вахтовый метод при сельхозработах.

В.В. Сергеев также отметил, что 80% мелких (имеющих в обороте до 100 га земли) фермеров в крае не обращаются за погектарной поддержкой: размер ее удручающе мал, а требования для ее получения несообразно жестки.

Председатель Московского крестьянского союза Н.А. Соин озвучил предложения подмосковных фермеров по совершенствованию основополагающего фермерского законодательного акта. Также он привел примеры, как «кошмарят» сельский бизнес всевозможные проверяющие органы. «Фермер лишен возможности предоставить услуги хоть на рубль. Соседской бабушке нельзя вспахать огород без того, чтобы не завести отдельную бухгалтерию на услуги, определение доли прибыли и уплаты налога. Есть дельцы, которые специально подставляют фермеров под такие формальные нарушения, чтобы потом вымогать у него деньги», – рассказал лидер фермеров Подмосковья.

Президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов и других малых производителей сельхозпродукции Ростовской области А.М. Родин предложил законодательно обязать крупный бизнес сотрудничать с фермерами в интересах сельских поселений. Агрохолдинги получают огромные земельные угодья, которые обрабатывают гастарбайтеры, в то время как фермеры берут на себя вопросы социального обустройства деревни, создания новых рабочих мест для селян. Консолидированная ответственность крупного и малого бизнеса за устойчивое развитие сельских территорий прописана в законодательствах целого ряда развитых аграрных стран, отметил А.М. Родин.

Заместитель министра сельского хозяйства РФ А.В. Петриков высоко оценил фермерский вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны и призвал совершенствовать нормативно-правовую базу деятельности малого сельского бизнеса.

На «круглом столе» выступили также член комитета ГД по бюджету и налогам Г. Кулик, генеральный директор Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Тульской области В.В. Андриянов, председатель Союза сельских кредитных кооперативов И.Н. Багинский, председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана К.М. Байтемиров, председатель НП «Ассоциация фермеров Ульяновской области» В.Ф. Варганов, председатель Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов Калужской области А.В. Саяпин и другие.

По итогам дискуссии участники «круглого стола» приняли рекомендации Правительству России, Государственной Думе, органам государственной власти субъектов Федерации, Минсельхозу и Федеральной налоговой службе России. В ближайшее время они будут опубликованы на нашем сайте.

Фото: в ходе «круглого стола» в Госдуме

Владимир Юданов – редактор сайта АККОР