К XXVI СЪЕЗДУ АККОР: ФЕРМЕРЫ СТАВЯТ ВОПРОСЫ И ПРЕДЛАГАЮТ РЕШЕНИЯ

В преддверие XXVI съезда российского фермерства в адрес АККОР ежедневно поступает множество писем, в которых руководители и члены крестьянских хозяйств со всех уголков страны поднимают вопросы, которые волнуют их в наибольшей степени. Отрадно, что многие не просто обозначают суть проблем, но и предлагают пути их решения.

Мы аккумулировали темы, наиболее часто встречающиеся в письмах съезду и телефонных обращениях из регионов. Итак, российских фермеров больше всего волнуют:

1. Проблемы кредитования

Недоступность кредитов для всех сельхозтоваропроизводителей, особенно для малого бизнеса. Эта тема – «горячая» для всех регионов. Предлагаемые пути решения: усилить работу Агентства кредитных гарантий через ЦБ ФР, Россельхозбанк, Сбербанк и другие банки.

Высокие процентные ставки – 25–35% по кредитам. Необходимо ограничить маржу коммерческих банков на кредиты, выдаваемые предприятиям АПК до 2–3 процентных пункта сверх ставки кредитования ЦБ РФ, предоставлять кредиты для выполнения продовольственного заказа, реализации инвестиционных проектов под 5 % годовых с каникулами по возврату основного долга. С этой целью Центральному Банку РФ следует снизить стоимость ресурсов для коммерческих банков под кредитование АПК.

По данным региональных фермерских союзов, в конце января 2015 г. ставки по кредитам составляли, % (перечислены регионы, предоставившие на 04.02.2014 такую информацию; данные приведены в порядке поступления):

– Амурская область: 21-23 – Сбербанк; 25-27 – Россельхозбанк

– Краснодарский край: Сбербанк – 21; 24-26 - Россельхозбанк,

– Томская область: Сбербанк, Россельхозбанк – 26-30%,

– Красноярский край: Россельхозбанк 25-26%,

– Чувашская Республика: Россельхозбанк – 26%, Сбербанк – 23-25%,

- Костромская область: Россельхозбанк – 24-26%.

– Республика Калмыкия: Россельхозбанк – 28-30%, Сбербанк – 28-35%

– Удмуртская Республика: Россельхозбанк 26-29,8%, Сбербанк – 30%             

– Приморский край – Россельхозбанк, кредит на посевную 26,5%       против 10,5%             в 2014 году, инвестиционные кредиты 28-30%, против 14-16% в 2014 году.

Получая кредит на проведение весенних полевых работ в размере 1 млн. рублей, фермеры должны будут заплатить более 250 тыс. рублей в виде процентов, при этом имея возможность получить возмещение в виде субсидий. Реальные затраты фермеров на уплату процентов по кредитам составят более 20%, а сегодня далеко не каждая сельскохозяйственная отрасль дает хотя бы близкую рентабельность производства. За пять лет по инвестиционным кредитам сумма возврата увеличивается в разы.

- Временной разрыв в получении субсидий и обязательствами по выплате процентов. Необходимо срочно принять решение и разработать механизм выдачи кредитов сельхозтоваропроизводителям по ставке, уменьшенной на процент субсидирования (все регионы).

- Высокие дисконты при оценке залога. Необходимо расширить перечень объектов залогового обеспечения и изменение подхода к определению ставки залогового дисконта (Новосибирская, Кемеровская, Калининградская области, Красноярский край и др.).

- Отказы в субсидировании процентной ставки по кредитам на приобретение сельхозтехники (Новосибирская обл.).

- Кредитные организации неохотно берут в залог землю, считая ее низко-ликвидным обеспечением (Кемеровская область и другие регионы).

- Проблема реструктуризации задолженности сельхозтоваропроизводителей на льготных условиях перед РСХБ и Сбербанком в регионах с неблагоприятными погодными условиями последних трех лет (Новосибирская, Калининградская, Воронежская, Смоленская, Саратовская области и другие регионы).

- Закрытие дополнительных офисов РСХБ в сельских поселениях и районных центрах (Ставропольский, Краснодарский края и др.).

2. Проблемы доступа К(Ф)Х к земельным ресурсам

- Рейдерские захваты участков, махинации при скупке паев, коррупционные схемы распределения муниципальных сельхозземель со стороны агрохолдингов (Краснодарский край, Воронежская, Ростовская, Нижегородская области, Республика Дагестан и др.).

- Невозможность фермерам получить землю в аренду или в собственность для расширения фермерского хозяйства (большинство регионов).

Фермеры требуют: безвозмездно передать сельскохозяйственные угодья в собственность К(Ф)Х, эффективно использующим земельные участки из земель пожизненного наследуемого владения и арендуемые земельные участки из земель фонда перераспределения не менее 5 лет.

– Невозможность начинающему фермеру получить землю без торгов (Тульская область и др.).

Предлагается внести изменения в ст.1 ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения» относительно возможности продажи земельных участков без торгов крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая начинающих фермеров.

- В Краснодарском крае законодательно ограничивают максимальный размер земельного участка для К(Ф)Х до 200 га.

- Отсутствие возможности строительства жилых домов на землях сельскохозяйственного назначения (Московская область, Пермский край, Новгородская, Амурская области и многие другие)

Необходимо ускорить внесение изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие оборот земель сельскохозяйственного назначения в части разрешения крестьянским (фермерским) хозяйствам осуществлять на землях сельскохозяйственного назначения комплексную застройку, включающую индивидуальные жилые дома для членов К(Ф)Х, объекты производственного назначения с необходимой инфраструктурой, в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности.

3. Вопросы реализации программ поддержки начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм

- Недостаток средств, выделяемых на программы. Число заявок в среднем по РФ в 7 раз превышает объемы финансирования.

Необходимо увеличить объем финансирования на указанные программы в связи с большим интересом сельских жителей к этим программам и показателями эффективности вложений бюджетных средств по этим направлениям.

- Уменьшение размеров грантов по программам «Поддержки начинающих фермеров» и «Семейных животноводческих ферм», что не позволяет реализовать инвестиционные проекты в условиях высокой инфляции.

- Задержки предоставления грантов победителям соответствующих конкурсов. Необходимо: обеспечить финансирование программ поддержки семейных животноводческих ферм и начинающих фермеров в течение первого полугодия текущего финансового года (Приморский край и др. регионы).

Также фермеры требуют увеличить срок участия в программе «Поддержка начинающих фермеров» до 36 месяцев (Ульяновская область и др. регионы), расширить круг участников программ за счет индивидуальных предпринимателей (большинство регионов).

4. Объемы и направления субсидирования К(Ф)Х в рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства

Крестьянский актив высказывается за внесение изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства на 2015-2017 годы и до 2020 года в части:

- субсидирования затрат на приобретение племенных сельскохозяйственных животных: овец, коз, кроликов;

- субсидирования затрат на приобретение оборудования для содержания данных видов животных;

- субсидирование затрат на приобретение техники для производства сельскохозяйственной продукции в размере 35% от её стоимости;

- субсидирование затрат на приобретение оборудования для оптово-распределительных центров по хранению и предпродажной подготовке овощей, картофеля и фруктов на кооперативной основе;

- предоставления компенсации части первоначального взноса при получении в лизинг сельскохозяйственной техники, оборудования и скота фермерам;

- увеличения сроков кредитования по инвестиционные цели в мясном животноводстве, растениеводстве для К(Ф)Х до 15 лет

- софинансирования инвестиционных проектов К(Ф)Х по программе импортозамещения;

- доведения размера несвязанной поддержки на 1 га минимум до 3 тыс. руб.; убрать административные барьеры при ее начислении и выплате;

- отмены региональных требований по условиям получения господдержки;

– выделения дополнительных средств на программу обновления техники, реализуемую через ОАО «Росагролизинг».

5. Программа развития сельскохозяйственной кооперации вызывает нарекания: недостаточны объемы финансирования, неоправданно сужен круг направлений, по которым будет оказываться поддержка

С точки зрения фермерского сообщества, необходимо:

- увеличить размер средств, выделяемых на программу развития сельскохозяйственной кооперации;

- расширить направления поддержки (в первую очередь на создание убойных пунктов);

- распространить на сельскохозяйственные потребительские кооперативы меры поддержки, предусмотренные для субъектов малого и среднего предпринимательства Программой поддержки малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития;

- распространить программу страхования вкладов на деятельность кредитных кооперативов.

6. Проблемы государственного регулирования ценообразования. Меры по повышению доходности сельхозтоваропроизводителей

- Наблюдается значительный рост цен на тарифы естественных монополий, что требует жесткого контроля со стороны государства.

По данным региональных фермерских союзов, в конце января 2015 г. цены на ГСМ составляли, руб./л (перечислены регионы, предоставившие на 04.02.2014 такую информацию; данные приведены в порядке поступления):

Амурская область – 35,5

Краснодарская край – 34,5

Томская область– 34,6

Красноярский край – 37,2

Чувашская Республика –37

Костромская область - 38

Омская область – 32,8

Смоленская область – 35,9

Республика Калмыкия – 34

Удмуртская Республика – 34.

- Рост цен на электроэнергию доходит до 30%. (Цены 5,9 руб. кВт/ч – Калмыкия, Амурская область, Пермский край, другие регионы)

- Отменить плату за подключение к электроэнергии сельхозтоваропроизводителей, включая начинающих фермеров.

- Рост цены на импортные средства защиты растений и семена в 2 раза – (все регионы)

- Рост цен на минеральные удобрения – цена на аммиачную селитру выросла на 30% – 50%, в ряде регионов до 17 500 руб/т (по данным большинства регионов).

Необходимо: принять государственные меры по регулированию цен и тарифов на материально-технические ресурсы, используемые в сельскохозяйственном производстве. С этой целью – стабилизировать минимум на пять лет цены на ГСМ, электроэнергию, газ, минеральные удобрения, средства защиты растений.

Ввести государственное регулирование минимальных закупочных цен на широкую номенклатуру сельскохозяйственной продукции.

Необходимо отменить экспортные пошлины на зерно.

7. Проблемы со сбытом сельхозпродукции

Основная проблема – у К(Ф)Х и СПоК нет доступа к тендерам на государственные закупки, к продовольственным рынкам и торговым сетям (большинство регионов).

С этой целью, по мнению фермеров из целого ряда регионов, необходимо:

- Внести изменения в закон о контрактной системе в части обеспечения преимущества отечественным сельхозтоваропроизводителям в проведении закупок товаров (сельхозпродукции), законодательно обеспечить отклонение заявок зарубежных производителей и по зарубежным товарам при наличии на торгах заявок от отечественных сельхозтоваропроизводителей.

- Внедрить систему продовольственного заказа для малого бизнеса.

- Создать оптово-логистические центры на кооперативной основе с увеличением доли финансирования из государственного бюджета;

- В региональных законодательствах предусмотреть формирование системы муниципального заказа, закупок продовольствия для социальных учреждений, организаций и населения области в приоритетном порядке у сельхозтоваропроизводителей каждого конкретного региона.

8. Административные барьеры

- Фермер лишен возможности предоставить услуги хоть на рубль. Соседской бабушке нельзя вспахать огород без того, чтобы не завести отдельную бухгалтерию на услуги, определение доли прибыли и уплаты налога. Есть дельцы, которые специально подставляют фермеров под такие формальные нарушения, чтобы потом вымогать у него деньги (Московская область).

 - Необходимо внести изменения в федеральные и региональные Законодательные акты в части снятия ограничений по нагрузке на ось грузовых автомобилей, используемых для перевозки сельскохозяйственных грузов (зерна, так как идет недогрузка автотранспорта примерно на 30 %) (Новосибирская область и др.)

 - Отменить требования установки тахографов на транспорт сельскохозяйственных товаропроизводителей (Свердловская область, Алтайский край)

- Отсутствие инфраструктуры по забою животных не позволяет фермерам реализовывать продукцию животноводства в рамках технического регламента Таможенного союза (Кировская, Псковская, Ленинградская области, Республика Мордовия и другие).

Необходимо: отложить введение в действие регламента по стандартам забоя скота в специально оборудованных местах на два года в связи с отсутствием в большинстве муниципальных образований таких мест (забойных пунктов), а также собственных боен у малых форм хозяйствования и большинства сельхозорганизаций (все регионы);

Необходимо предусмотреть средства в Государственной программе на строительство кооперативных боен (большинство регионы).

9. Дискриминационные ветеринарные требования к К(Ф)Х и ЛПХ по содержанию свиней

– Приведение в соответствии с данными требованиями условий содержания животных от требует значительных дополнительных затрат ЛПХ и К(Ф)Х

– Требования по содержанию свиней не должны быть одинаковыми для ЛПХ, К(Ф)Х и крупных хозяйств, поскольку они имеют различное поголовье и возможности по организации условий содержания поголовья.

Необходимо разработать ветеринарные требования отдельно в зависимости от размера хозяйства и поголовья.

10. Проблема с выпадающим пенсионным стажем глав К(Ф)Х

– У десятков тысяч глав К(Ф)Х и из семей выпадает трудовой стаж за 1990–2001 годы, когда государство разрешало не платить отчисления с прибыли хозяйств при отрицательном финансовом результате (все регионы).

Необходимо учесть стаж данной категории по записям в трудовых книжках или найти другие пути решения вопроса.

11. Проблема размера взносов в фонды социального и медицинского страхования.

– Увеличивается размер обязательных платежей во внебюджетные фонды (по данным большинства регионов). К примеру, по данным Саратовской области в 2015 г. по сравнению с 2014-м взносы изменились следующим образом:

- в пенсионный фонд – увеличился с 21% до 22%

- медицинское страхование – увеличился с 3,7 до 5,1%

- социальное страхование – увеличился с 2,4 до 2,9%

Необходимо рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского образования» с целью продления действия на срок до 2020 года тарифов страховых взносов для сельскохозяйственных производителей, действующих в 2014 году.

Вот основные – и далеко не все! – вопросы, которые поднимает крестьянский актив в своих обращениях к XXVI съезду. Все они будут систематизированы и обязательно найдут отражение в обсуждениях на главном фремерском форуме и в документах съезда.

Фото: на главном собрании крестьянского актива России (XXV съезд АККОР, Москва, февраль 2014 г.)