ДЕЛЕГАТ СЪЕЗДА АККОР РОМАН ИЛЬКИВ: КРАЙНИЙ СЕВЕР ХОЧЕТ УЧАСТВОВАТЬ В ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИИ

На XXVI съезде АККОР глава фермерского хозяйства Р.П. Илькив будет представлять оленеводов и рыбаков полуострова Таймыр. На форуме он расскажет о трудностях со сбытом деликатессной продукции, которые испытывают северяне, и их готовности кормить всю Россию.

– Сельское хозяйство в Таймырском Долгано-Ненецком районе представлено главным образом оленеводством. У нас около 100 тыс. домашних северных оленей, а популяция диких северных оленей самая большая в мире: от 500 тыс. до 1 млн (точный подсчет не проводился).

Мы готовы сделать свой вклад в импортозамещение: наш регион мог бы ежегодно только от домашнего оленеводства поставлять 1000 и более тонн мяса, а от промысла дикого оленя 2000 и более тонн. По своим диетическим свойствам оленина значительно лучше свинины и говядины, и ценится гораздо выше – во всем мире, кроме нашей страны. Кроме того, у нас добывается значительное количество рыбы ценных северных пород, которая по вкусовым качествам намного превосходит ту же зарубежную семгу.

Большой поддержкой для оленеводов стали выплаты субсидий на поголовье домашних северных оленей, осуществляемые из краевого и федерального бюджета. Эта мера способствовала тому, что было остановлено катастрофическое уменьшение поголовья этих животных. Ситуация стабилизировалась, затем пошел прирост оленепоголовья. Сегодня благодаря этой поддержке оленеводы воспряли духом и встали на ноги.

Хозяйство у нас посеверным меркам небольшое – 40 человек, оленеводы, рыбаки и охотники. Организовали мы его в 2010 году. Все работники хозяйства – жители одного поселка, знаем друг друга много лет. Оленеводы нашего хозяйства выпасают около 12 тыс. оленей, это примерно 10% поголовья Таймыра. Мы ежегодно поставляем до 100 тонн мяса, другую продукцию оленеводства, более 20 тонн рыбы. Этим и живем, это наш заработок.

Большим подспорьем для хозяйства стало участие в проводимых правительством Красноярского края грантовых и лизинговых программах, благодаря которым мы, в частности, приобрели необходимые на севере транспортные средства – снегоходы. За последние три года мы приобрели 50 снегоходов Yamaha, как наиболее подходящих по соотношению цена – качество.

Мы могли бы нарастить производство вкусной диетической продукции, но есть факторы, сдерживающие рост.

Для того, чтобы иметь качественную продукцию (мясо), убой животных необходимо осуществлять в специально оборудованных убойных пунктах. Только при наличии убойного пункта можно получить качественный товар, с должной ветеринарно-санитарной экспертизой. Тем более, что подворный убой теперь вообще запрещен ветеринарной службой.

Снижение качества мяса ведет к снижению цены при реализации на внутрироссийском рынке каждого килограмма произведенного мяса, по нашим подсчетам, на 50-100 рублей. А если учесть, что эту продукцию мы могли бы реализовать за рубежом, то потери в стоимости составят 500 и более рублей с килограмма. Ведь, например, в Китае за килограмм оленины предлагали цену в 4–5 раз дороже, чем в России. Однако отсутствие убойного пункта не позволяет иметь все необходимые документы для экспорта продукции.

Сегодня нет возможности реализовать продукцию (мясо) даже по средней, не говоря об оптимальной, цене. Причина простая – рынок потребления мяса нашего региона один и тот же из года в год, а производство продукции возрастает. Возможности региона по производству мяса в 3–4 раза превышают объемы потребления внутри региона, а вывоз на материковую часть России не налажен. Говоря попросту – продать мясо не кому.

В нашем районе совершенно отсутствует промышленная переработка мяса. Есть в соседнем Норильске мясоперерабатывающий цех и мясокомбинат, в прошлом году наше хозяйство сдало туда больше 100 тонн мяса. Я привозил друзьям во многие регионы России сыровяленую колбасу и другие мясные изделия из оленины производства этих предприятий, и все мне говорили, что вкуснее ничего не пробовали. Продукт действительно качественный и вкусный. Но совокупная перерабатывающая возможность этих двух предприятий лишь на четверть справляется с производимым в нашем районе количеством мяса оленя.

В районе существуют лишь мелкие коптильные цеха для переработки рыбы, осуществляющие самую примитивную переработку. Никто из наших производителей не имеет ни вакуумной упаковки, ни консервирования. Отсюда и снижение качества уже готовой продукции.

На сегодняшний день ни в одном из сельхозпредприятий нашего района нет ни одного специалиста – зоотехника, ветеринарного врача, механика. Нет возможности взять специалистов на работу. Ни одному из сельхозпредприятий, сегодня существующих на Таймыре, не вытянуть оплату квалифицированных работников. Типовое сельскохозяйственное предприятие нашего региона – это штат оленеводов, рыбаков, несколько подсобных рабочих, руководитель хозяйства и бухгалтер. В прошлом году мы с большим трудом собрали денежные средства на создание племенного оленеводческого хозяйства. Летом попытались через программу поддержки молодых специалистов, принятую в крае, нанять с этой целью зоотехников. Предлагали хорошую зарплату, благоустроенное жилье (администрация района обещала коммерческий найм). Но никто из молодых специалистов, выпускников вузов не заинтересовался. В итоге нам пришлось нанять специалистов Института Крайнего Севера, да еще нашли у себя в регионе старые кадры советских времен.

У Таймыра – большие резервы. Регион мог бы производить значительное количество мяса, а также рыбу. Мы очень хотим работать, производить качественную продукцию – и не только для нашего региона, а для всей страны. Мяса по северам много – не только у нас, но и на Ямале и в других северных регионах. Сегодня везде идет прирост поголовья домашних северных оленей, и часть территорий достигла той критической отметки, когда пастбища уже максимально наполнены оленепоголовьем. Большего количества животных эти территории прокормить не смогут. Выход один – разумно организовать плановый забой по северным регионам и обеспечить вывоз продукции к местам переработки. Где-то организовывать переработку на местах. Стране это даст мясо. А если этого не будет, количество оленей еще увеличится, пастбища окончательно оскудеют, поголовье оленей резко ослабнет, произойдет падеж от бескормицы, особенно в зимний и весенний период, и страна просто потеряет тот достаток, который сегодня у нее в руках.

Фото: Роман Илькив – фермер-оленевод, полуостров Таймыр