В.Н. ПЛОТНИКОВ: ВМЕСТЕ С ФЕРМЕРАМИ РОССИЯ СТАНЕТ СИЛЬНЕЕ И БОГАЧЕ, БЛАГОПОЛУЧНЕЕ И ВЛИЯТЕЛЬНЕЕ

Президент АККОР В.Н. Плотников выступил на XXVI съезде с докладом «Российское фермерство в решении стратегических задач продовольственного обеспечения страны и устойчивого развития сельских территорий».

Уважаемые делегаты! Уважаемые крестьянки и крестьяне! Уважаемые гости съезда!

В прошлом году мы отмечали 25-летие фермерского уклада России. Нынешний, XXVI съезд проводится в год 25-летия нашей Ассоциации.

В этом зале представители фермерства со всей России. Здесь находятся те, кого мы с гордостью называем первопроходцами, основателями фермерского движения. Здесь и представители молодого поколения, продолжатели дела отцов.

АККОР была и остается единственной общероссийской организацией фермеров и самой представительной среди объединений крестьян. Вместе с фермерским укладом она растет и развивается. Укрепляется организационно. Усиливает свое влияние в сельской местности и в обществе.

Сегодня АККОР – 68 региональных организаций, 642 районные ассоциации и полторы тысячи сельскохозяйственных кооперативов.

В прошлом году Россия приросла Крымом, а АККОР – Крымской региональной организацией. И делегация крымчан впервые принимает участие в работе съезда. Давайте их поприветствуем.

Докладываю съезду, что за прошлый год членов АККОР стало больше на 1 тысячу 89 человек.

Хочу особо отметить большую работу по развитию фермерства: в Республике Татарстан (президент республики Р.Н.Минниханов, министр сельского хозяйства и продовольствия М.Г.Ахметов, руководитель республиканской фермерской ассоциации К.М.Байтемиров);

в Новгородской области (губернатор области С.Г.Митин, глава департамента сельского хозяйства В.В.Кожемякин, руководитель фермерской ассоциации И.И.Пиреев);

в Чеченской Республике (глава республики Р.А.Кадыров, министр сельского хозяйства – М.М.Дадаев, руководитель фермерской ассоциации Л.А.Татаев);

в Калужской области (губернатор А.Д.Артамонов, министр сельского хозяйства Л.С.Громов, руководитель ассоциации фермеров А.В.Саяпин).

Об общественном влиянии фермерства говорит тот факт, что растет представительство фермеров в органах власти. Около 6 тысяч наших коллег избрано депутатами разных уровней, главами районов и сельских поселений.

Перед нами стоят непростые задачи, и выполнить их можно только в тесном взаимодействии с государственными структурами, с аграрными организациями, при поддержке всего общества.

Мы высоко ценим сотрудничество с Государственной Думой, и Советом Федерации, в первую очередь с их аграрными комитетами – руководители Г.А.Горбунов и Н.В.Панков.

Стараемся находить взаимопонимание с Министерством сельского хозяйства, с главами департаментов. Диалог этот не всегда простой, но всегда честный, принципиальный, заинтересованный. Вот и вчера мы провели большой, конструктивный разговор и обсудили немало вопросов. Прямо скажем, не все удалось решить, но обозначили поле для дальнейшего взаимодействия.

Среди гостей съезда наши стратегические партнеры – Россельхозбанк и Росагролизинг. С вами, уважаемые коллеги, мы больше всех взаимодействуем, больше всего вас критикуем и будем критиковать, но по-доброму, выстраивать отношения, потому что больше всех на вас надеемся. Опыт, который мы накопили, особенно ценен на нынешнем этапе, когда возникло много новых проблем.

АККОР и далее будет укреплять взаимодействие с ведущими аграрными организациями страны – профсоюзом работников АПК, Агропромсоюзом, отраслевыми союзами и ассоциациями, с аграрной научной общественностью.

Как и прежде, рассчитываем на поддержку фермеров со стороны Уполномоченноо при Президенте России по защите прав предпринимателей Б.Ю.Титовым.

Уважаемые коллеги!

Фермерский уклад стал серьезной силой, важным фактором продовольственного обеспечения страны. Это очевидный факт, хотя некоторым до сих пор приходится его доказывать.

Приведу только несколько цифр.

Фермерские хозяйства увеличивают посевные площади. Сегодня около 19 млн га – это фермерский клин. За 7 лет – рост на 6 млн. Почти по миллиону в год.

Несмотря ни на какие невзгоды, фермеры из года в год наращивают свою долю в производстве продовольствия.

Зерно: в 2014 году взят важный рубеж. Доля К(Ф)Х в урожае российского зерна впервые превысила четверть - 25,4%. Подсолнечник – собрано 29,5% всего урожая.

Но особенно высокие темпы в животноводстве. Скота и птицы на убой в живом весе фермерами в 2014 году произведено почти на 10% больше. Стабильно увеличивается производство молока. За последние 5 лет численность коров выросла более чем на 500 тыс. Почти в 2 раза. В то время как в сельхозорганизациях оно падает. При таких тенденциях через 6-7 лет коров у фермеров будет больше, чем в сельхозорганизациях.

Хочу обратить ваше внимание на поголовье овец и коз. Фермеры уже вдвое превысили сельхозорганизации по их поголовью. У фермеров - 8 млн. 642 тыс. овец и коз, в сельхозорганизациях - 4 млн. 341 тысячи.

Вот они – реалии!

В то же время вынужден отметить, что в силу, прямо скажем, дискриминационного отношения, непродуманных запретов, несправедливой конкуренции фермерские хозяйства за последние 7 лет более чем в 2 раза сократили поголовье свиней.

Особо отметим, что далеко не вся продукция отражается в официальной статистике как фермерская. Мы об этом говорили и будем говорить.

У нас в стране зарегистрировано около 35 тысяч малых сельхозпредприятий, из них 24,5 тысячи – микропредприятия. Все они включены в состав сельхозорганизаций – под флагом ООО, СПК, ЗАО, ОАО. И статистика относит их продукцию к сельхозорганизациям. Но это - те же фермеры. Таковы парадоксы российской отчетности.

На самом деле доля фермеров в сельхозпроизводстве значительно выше. А если говорить в целом обо всех малых формах хозяйствования, куда входят также личные подсобные хозяйства, то в 2013 году они произвели картофеля – 90,9%, овощей – 85,5%, молока – 55,6%, мяса (КРС) на убой – 69,1%. В этом секторе содержится 62,2% поголовья коров, 90,6% поголовья овец и коз.

А в целом сектор малого агробизнеса производит более 62% всего российского продовольствия. Прошу обратить внимание на эту цифру и сопоставить ее с тем, что получает этот сектор по господдержке.

Приведенные данные убедительно свидетельствуют о том, что малые формы хозяйствования являются основой сельского хозяйства России. И фермерство среди них развивается наиболее динамично, с наивысшими темпами.

* * *

Мы признательны нашему Президенту В.В.Путину за высокую оценку роли фермеров, данную на XXII съезде в Тамбове.

Эту позицию Президент вновь подтвердил в январе нынешнего года. «Продукции, которую производят фермеры, сейчас реально не хватает, – подчеркнул он. – Задача – поддержать фермеров и дать им возможность напрямую выходить на рынок: ярмарки, торговые сети. Поддержка малого бизнеса, экономики – это сейчас стратегически важная задача».

Как же реализуется эта стратегическая задача? Как осуществляется господдержка фермеров?

Первое. Несвязанная поддержка на 1 га. Для фермерского сектора она – основная. И складывается из двух частей – федеральной и региональной. Но именно регионы устанавливают порядок выдачи несвязанной поддержки. И на сегодняшний день он таков, что большинству крестьян получить ее невозможно или себе в убыток.

Требуют провести агрохимическое обследование сельхозугодий, сохранить достигнутую урожайность и объем производства, зарплата чтобы была на уровне среднемесячной по отрасли. Требуют абсурдное. Докажи в январе, когда поле под снегом, что не сжигал стерню.

Вот такие перекосы. В результате, по данным Минсельхоза, только 30% фермеров получили поддержку на 1 га.

Второе. Субсидии по молоку. Выделяются миллиарды, а до фермеров доходят крохи. По нашим расчетам, доля фермеров, получивших такие субсидии, составляет не больше полутора процентов.

Третье. Субсидирование процентной ставки по кредитам. На эти цели в 2013 года направлено 40% аграрного бюджета. Огромная сумма. И как же она распределилась? По подсчетам экспертов, около 90% этих средств направляются двум десяткам агрохолдингов.

Вот вам и суть всей аграрной политики. Приоритет определяется тем, куда направляются финансовые средства. По основным направлением поддержки они идут в крупный бизнес.

Все вышеизложенные факты о реальностях господдержки позволяют сделать вывод: развитие малых форм хозяйствования у нас не воспринимается как стратегически значимая задача. Приоритет отдается исключительно крупному бизнесу.

Ошибочность такого подхода доказывает ситуация в молочном животноводстве.

За последние 5 лет государство вложило в него 100 млрд. руб. Из этой суммы более 96% пошло в сектор крупного производства.

Невзирая ни на какие издержки, строят золотые коровники, где стоимость одного скотоместа – места для коровы доходит до 1 млн рублей и больше. В райцентре за такую сумму квартиру можно купить. Любому ясно – и академику, и специалисту, и простому крестьянину – что эти издержки никогда не окупятся.

А что в итоге? Хозяева этих комплексов будут требовать от государства все новых и новых финансовых вливаний. Или списания долгов. Либо пойдут на банкротства. Не удивительно, что кредиторская задолженность в аграрном секторе – колоссальная. Это триллионы рублей.

Кроме того, курс на мегапроекты усиливает тотальную технологическую зависимость от зарубежных стран. От импортной техники и запчастей, от молодняка и кормов, от семенного материала, медикаментов, сервиса, программного обеспечения и т.д.

Поймите нас правильно. Фермеры не против крупного производства. Мы против перекосов в аграрной политике в пользу мегаферм и в ущерб экономически эффективным и динамично развивающимся семейным хозяйствам.

Президент поставил стратегическую задачу по поддержке и развитию малого агробизнеса. Фермеры приняли эту инициативу с энтузиазмом. Но достижения фермеров, их роль и возможности не замечают и не хотят замечать. Правительство не выполняет поставленной задачи, и ситуация в последнее время, надо прямо сказать, меняется только в худшую сторону.

Данный вывод находит подтверждение и в двух важнейших государственных документах.

Первое. В откорректированной Госпрограмме по развитию сельского хозяйства на дополнительную поддержку двух наших подпрограмм – по начинающим фермерам и развитию семейных животноводческих ферм – не выделено дополнительно ни копейки. Жалко, что Минсельхоз не поддержал тех, кто хотел бы основать или расширить свое хозяйство.

Второе. План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. Мы там тоже ничего не видим для малого и среднего агробизнеса. Выделено более 50 млрд. руб. Но они пойдут «системообразующим» предприятиям, которые производят продукции на более 10 млрд. руб., платят налогов более 1,5 млрд. руб и имеют более 10 тыс. работающих. То есть тем же крупным агрохолдингам.

Огромные перекосы и по регионам. Две трети ресурсов получат 10 регионов. А как развиваться другим?

Это не по-государственному! Мы с таким подходом и с таким отношением к крестьянству согласиться не можем.

* * *

Чего ждут от государства крестьяне? Каких действий?

Прежде всего, отношения к малым формам хозяйствования как к стратегически значимому, перспективному сектору. И не на словах, а на деле.

Первое. В Госпрограмме этот сектор должен быть признан приоритетом с выделением ему не менее 30% средств в соответствии с результатами производственной деятельности.

И прежде всего необходимо увеличить финансирование двух наших подпрограмм: «Поддержка начинающих фермеров» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств». Эти программы проверены практикой, отработаны механизмы реализации, дают большую отдачу, эффективные, и их востребованность на селе очень велика.

Предлагаем увеличить объемы средств на реализацию этих программ до 25 млрд. рублей, чтобы удовлетворить все поданные заявки от регионов.

Это будет дополнительным стимулом для перехода ЛПХ в К(Ф)Х, позволит нарастить объем сельхозпроизводства, существенно продвинуться в решении проблемы импортозамещения, обеспечить рост доходов сельского населения и значительно улучшить социальную ситуацию на селе.

Второе – несвязанная поддержка на 1 га. Ее нужно увеличивать, а в последние годы ее объемы сокращаются. И, конечно же, в решении нашего съезда нужно прописать, что необходимо убрать все бюрократические барьеры и препоны, чтобы крестьяне ее получали и могли почувствовать поддержку государства.

Третье – субсидии в молочном животноводстве.

Мы неоднократно говорили, что этот механизм субсидирования должен быть справедливыми, а не надуманными. Иначе они не будут работать.

Конечно, вопрос качества важный. Но если от этого зависит субсидия, то идут искажения. По отчетам, качество молока в прошлом году выросло на 20%. Но разве можно поверить, что это реально?

Четвертое – субсидируемые кредиты. Сегодня фермеру кредит просто не взять. Ни под какие проценты. И это накануне посевной кампании!

Правительство уже работает над этим вопросом. Считаем правильным решение о компенсации высокой процентной ставки, чтобы ее уровень не превышал 9–10%. Но смогут ли крестьяне получить эти кредиты? Не уйдут ли они опять крупному бизнесу? Реальный доступ крестьян к кредитам откроет только установление квоты. И мы просим принять соответствующее решение.

Пятое – обновление сельхозтехники.

Вопрос назрел. Техника в хозяйствах устарела и не соответствует требованиям времени. Надо переходить от слов к делу и принять реальную программу поддержки сельхозпроизводителей. Компенсировать 35% затрат от стоимости приобретаемой ими сельхозтехники и оборудования за счет федеральных средств.

Уважаемые коллеги!

Одна из острейших проблем, которая сегодня волнует всех, это проблема цен на продовольствие. В последнее время заметен рост цен на продовольствие. Зачастую в этом обвиняют крестьянина.

Считаю, что по этому вопросу мы должны выразить свою четкую позицию.

Приведу пример – гречка. Крестьяне продали ее по закупочной цене 5,60 – 7,20 руб. за 1 кг. А в магазинах она уже 70-80 рублей – в 10 и более раз дороже. И по другим видам продовольствия видим ту же тенденцию.

И это типичная ситуация. Цены, по которым фермер продает свою продукцию, назначает не он. Ее диктует посредник, переработчик, торговля.

Приведу другой пример – для контраста. Недавно крупнейшая в России торговая сеть «Магнит» с гордостью обнародовала результаты своей деятельности. Ее чистая прибыль в 2014 году составила более 47 млрд. 300 миллионов рублей.

А рядом другие торговые сети – «Метро», «Перекресток», «Лента», «О'кей», «Пятерочка» и т.д. И все они, мягко говоря, не бедствуют. За счет кого эти сверхприбыли? Прежде всего, за счет крестьянина.

Надо наводить порядок. И определить, кто действительно несет ответственность за то, что происходит, – где идут накрутки и кто раздувает цены.

Но есть и другая сторона вопроса – цены и тарифы естественных монополий.

О ценах на продовольствие говорят все. А вот о ценах на ГСМ, тарифах на газ, электричество, транспорт предпочитают не вспоминать. Сверхприбылей естественных монополистов не замечают.

Взять те же тарифы на электроэнергию. Для фермеров они чуть ли не в 1,5 раза выше, чем для промышленных предприятий.

Где элементарная справедливость?

В качестве первоочередной меры предлагаем включить фермеров в список потребителей, получающих электроэнергию по тарифам, как для населения.

Необходимо исключить из технических условий взимаемую с сельхозпроизводителей плату за подключение электрических мощностей.

Подобный режим распространить и на газ.

Хотел бы особо остановиться на земельной проблеме. Ситуация в сфере земельных отношений, надо сказать прямо, не улучшается. Но фермеры будут вновь и вновь поднимать эту проблему, отстаивать и защищать свое исконное право на землю. Потому что земля для фермера – первейшее средство производства, главное условие жизни.

Что сегодня мешает реализовать это право? Прежде всего – современное состояние земельных отношений. То, что в них происходит, трудно назвать иначе, как хаос. При чем организованный и управляемый коррумпированной бюрократией.

Земельная реформа с начала 1990-х годов брошена на полпути. Земельные доли, которые получили еще тогда, в основном так и не выделены.

Сложилась система, которая развернула земельные отношения спиной к крестьянину. Получить землю, оформить ее в собственность, расширить участок – все это сопряжено с колоссальными трудностями и значительными затратами финансов и времени. А если не дай Бог, твой участок кому-то понравился, готовься к худшему. Правды не найти.

Земельные проблемы сплелись в тугой клубок проблем. Решить их может только государство.

И первый вопрос, на который нужно дать ответ – у кого земля. Кому она реально принадлежит. Необходимо установить и обнародовать имена конечных бенефициаров – физических лиц, фактических собственников земель. Зачастую не без оснований они прячутся за вывесками АО, фирм, компаний, банков, уходят в оффшоры.

Второе. Ограничить площадь одного землевладения до 10% от сельскохозяйственных земель муниципального образования. Установить прогрессивный налог в зависимости от размера земельной собственности.

Третье. Все сделать для того, чтобы облегчить получение и оформление земли в собственность. К слову, на Дальнем Востоке решено каждому жителю или переселенцу, желающему заниматься сельским хозяйством, предоставлять по 1 га земли. На Чукотке готовы давать даже по 5 га.

Это правильные, но очень уж робкие шаги. Надо распространить это и на другие регионы.

Четвертое. Разрешить наконец-то фермерским семьям строить для себя жилье на принадлежащих им землях сельхозназначения. На этот счет есть прямое поручение Президента России, но оно до сих пор не выполнено.

Считаю, что надо внести в решение съезда подготовку Обращения к Президенту по этому важному вопросу.

Наши предложения по земельным отношениям разработаны и внесены. Рассчитываем, что в этом ключевом вопросе фермеры найдут поддержку Правительства, Государственной Думы и Совета Федерации

Уважаемые делегаты и гости съезда!

И на вчерашнем совещании, и сегодня на съезде мы много говорим и будем говорить о господдержке, о том как ее не хватает фермеру.

Но есть сфера, где государственного внимания – в избытке. Речь о многочисленных проверяющих, контролирующих, надзирающих, командующих органов. Количество таких служб исчисляется десятками.

Бесконечные проверки, предписания, инструкции, протоколы, штрафы изматывают фермера, подрывают хозяйственную деятельность. Как сказал вчера на совещании один фермер, достали уже эти поборы.

И все это творится от имени государства!

Новая напасть – налог на имущество. 28 регионов уже ввели, на очереди – остальные. Каждый сарайчик хотят сделать источником взимания денег. Это – опасный, скользкий путь. Некоторые говорят, что это похлеще хрущевского «налога на яблоньку».

Во многом по причине избыточного административного давления с 2012 года количество фермерских хозяйств уменьшилось на 90 тысяч. Фермеры вынуждены уходить в ЛПХ.

Проблему надо решать. Предлагаем принять следующую норму: для хозяйств, которые регулярно предоставляют статистические данные по своему хозяйству и отчеты по налогам, объявить мораторий на контрольные проверки хотя бы на 2 года.

Уважаемые коллеги!

Важнейшее условие поступательного развития - это укрепление нормативно-правовой базы фермерского уклада, законодательная поддержка крестьянства.

Жизненно важные и пока нерешенные вопросы - это правовой статус юридического лица, регистрация фермерского хозяйства, субсидиарная ответственность членов К(Ф)Х, понятие «семейная ферма», критерии разграничения К(Ф)Х и ЛПХ.

Рассчитываем на Государственную Думу, Совет Федерации, Правительство, Министерство сельского хозяйства, что в этом году Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», закон «О личном подсобном хозяйстве» и другие законодательные акты будут соответствующим образом обновлены.

Необходимы корректировки в налоговой сфере. Считаем в частности, что следует распространить патентную систему налогообложения для К(Ф)Х, имеющих годовую выручку менее 1 млн рублей.

Уважаемые коллеги!

Фермерство – не только экономическая, производственная категория. Это – образ жизни. Это – система ясных гражданских ориентиров и высоких нравственных ценностей.

Поэтому фермерское сообщество с воодушевлением отнеслось к инициативе Президента разработать «Стратегию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации». На днях она была принята.

Ситуация в российском селе действительно сложилась нетерпимая. Показатели по уровню безработицы, оплаты труда, бедности остаются рекордно низкими. Продолжается массовый отток жителей села. Более 50 тысяч деревень имеет население менее 10 человек. Деревня стареет, молодежь уезжает.

Как возрождать эти сельские территории?

Практика сельской жизни показывает, что без крестьянина, без фермера, без малого и среднего аграрного бизнеса у российского села нет будущего. Фермер – ключевая фигура в сельской экономике, ключевая фигура в подъеме социальной жизни села.

Для сельской молодежи возможность начать свое дело, свой семейный бизнес - одна из немногих альтернатив миграции в город.

Все это понимают, прежде всего местные власти. В планах развития сельских поселений - опора именно на фермера, а не на мифического крупного инвестора. Крупные инвесторы придти в каждую деревню не могут.

Уважаемые коллеги!

Традиционно мы проводим наши съезды на исходе зимы, в преддверии весеннего сева. И всегда есть тревоги, как сложится ситуация, как пойдет эта главная крестьянская работа.

В нынешнем году таких тревог особенно много. Сложные погодные условия привели к гибели озимых на значительных площадях. По крайней мере 20%. Те, что остались – ослаблены. А значит – потребуется больше наших усилий, больше удобрений и больше денег.

Повторю еще раз: кредиты крестьянину нужны сегодня. Завтра может быть поздно.

Теперь о минеральных удобрениях. Принимаются программы, разрабатываются мероприятия – а плодородие падает стремительно. При этом Россия - один из мировых лидеров по производству минеральных удобрений. Но они идут на экспорт – почти 90%, повышают плодородие зарубежных полей.

Предлагаем ввести экспортные пошлины на минеральные удобрения, чтобы вносить их на наши поля. И надо записать это в решение съезда. На зерно ввели экспортные пошлины. Давайте введем их и на удобрения. А полученные средства направить крестьянам на компенсацию растущих цен.

Уважаемые делегаты и гости съезда!

Все мы, каждый российский гражданин ощущаем, какой сложный и ответственный момент переживает сегодня Россия.

Наш Президент требует мобилизовать все силы, все резервы, чтобы достойно ответить на новые вызовы времени, чтобы выстоять, чтобы надежно обеспечить безопасность и независимость России.

Фермеры готовы внести свой вклад в решение этой задачи.

Наш уклад стал не просто реальностью. Он стал частью жизни нашей страны, важной, значимой ее частью.

Только вместе с фермерами воспрянет к жизни российская деревня, вернутся в нее достаток, довольство и детские голоса!

Только вместе с фермерами Россия станет сильнее и богаче, благополучнее и влиятельнее!

Вместе с Президентом мы выполним эти задачи!