ПОЧЕМУ БАНКИ «НЕ ВИДЯТ» БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НА ПОДДЕРЖКУ АПК?

Потребности сельхозтоваропроизводителей в кредитных ресурсах на проведение весеннего сева удовлетворены банками только на 6%. «Так плохо с кредитами не было уже много лет», – заявил на заседании расширенной коллегии МСХ по вопросу подготовки к проведению весенних полевых работ директор департамента растениеводства Минсельхоза П.А. Чекмарев.

Действительно: по оценкам специалистов министерства, объем необходимых для обеспечения весеннего сева кредитных средств никак не меньше 174 млрд. рублей. А выдано к середине февраля всего 10,52 млрд., что на 30,4% ниже уровня аналогичного периода прошлого года.

Ситуация вполне объяснимая, ведь уже с середины декабря 2014-го выдача денежных средств осуществлялась по ставкам 22–24% годовых по кредитам сроком до года и 25–28% – на срок более года. Об этом также сообщил директор департамента растениеводства.

При этом информация о процентных ставках от банков и от самих производителей расходится весьма существенно. По отчетам, Россельхозбанк кредитует под 22–23%, Сбербанк под 19–23% (с 20 февраля). А по сообщения с мест оказывается, что ставки в 28–30% не редкость. При этом надо еще сто раз покланяться финансистам, принести ворох бумаг, и в залог отдать чуть не последнюю рубашку!

Министр Н.в. Федоров был вынужден просить о проведении независимого мониторинга предложений банков, поскольку их собственным отчетам веры нет...

Ну никак банки не хотят осуществлять присущую им функцию кредитования производства! А ведь правительство выделило немалые деньги – 36,8 млрд – целевым образом на субсидирование кратковременных кредитов. Это почти в два с половиной раза больше, чем в прошлом году. Куда же пошли бюджетные средства? Этим вопросом задались участники состоявшегося вчера правительственного совещания по сельскому хозяйству. И не нашли ответа! Выступая перед журналистами, первый вице-премьер А.В. Дворкович удивлялся: «Банки как будто бы не видят, что финансовая поддержка предоставляется, и оценивают проекты, сами компании без учёта этих сумм. Соответственно, сразу эти компании попадают в низкую группу кредитоспособности, а проекты становятся невыгодными».

Высокие процентные ставки сказываются не только на посевной кампании, но и на деловом климате в АПК в целом. Как сообщил министр сельского хозяйства Н.В. Федоров, если ранее комиссия при министерстве получала 300 инвестиционных заявок, то теперь – не более 15-ти.

При таком раскладе, по мнению министра, удержать уровень производства прошлого года в растениеводстве, скорее всего, не удастся. Хотя за животноводство министр почему-то спокоен и обещает рост индекса производства продукции в этой отрасли до 101,8%.

Выступивший на коллегии «от лица регионов» начальник главного управления сельского хозяйства Алтайского края А.Н. Чеботаев в числе приоритетных вопросов, которые требуют решения на федеральном уровне, назвал необходимость стабилизации процентных ставок по ранее взятым длинным кредитам, рассмотрения возможности привлечения аграриями кредитов под залог урожая будущего года, субсидирования пролонгированных кредитов.

То есть, регион волнуют все те же «денежные» вопросы. А вот власти Амурской области изыскали возможность оказать поддержку по субсидированию кредитов на посевную кампанию. Здесь сельхозпроизводители могут привлекать краткосрочные кредиты коммерческих банков со ставкой 18–20%, которые будут субсидироваться на 16,35%. Таким образом, сумма затрат производителей будет сопоставима с прошлым годом, утверждает глава областного минсельхоза С.И Вологдин. При этом руководитель амурского филиала Россельхозбанка вынужден был официально заявить, что у них нет лимитов на финансирование весенних полевых работ и банк готов предоставить потребные аграриям денежные ресурсы.

А в Татарстане уже президент республики Р.Н. Минниханов сообщил, что власти проведут совместные встречи банков, представленных в республике, и фермерских хозяйств, а по их итогам планируется «какую-то часть кредитов нашим фермерам оформить на вполне льготных условиях». Глава региона счел необходимым выступить на коллегии министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ и признать, что республике на весеннюю посевную кампанию необходимо 15 млрд рублей, а в бюджете заложено только около 6 млрд. «Остальные средства нам нужно проработать с банками», –пообещал президент Татарстана.

Какие тут напрашиваются выводы? Оказывается, мощный финансовый поток из центра на поддержку АПК вовсе не обеспечивает конечный успех сельскохозяйственного производства. Надо, чтобы и в регионах руководители «поговорили – поработали» с местными банкирами. Тогда – может быть! – ручейки от упомянутого финансового потока достигнут-таки тех, кому он был предназначен. «Ручной режим», понимаешь!

А может, следовало бы привлечь к контролю за правильным распределением этих денежных средств самих аграриев – в лице их профессиональных союзов? Как высказался, например, делегат съезда АККОР, президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Северного территориального округа Дагестана А.П. Парзулаев: «За дотациями, субсидиями и льготными кредитами, даже когда их выдают крупным сельхозпредприятиям, должен быть строгий контроль со стороны фермерских объединений. Холдинги и фермерские хозяйства при оказании государственной помощи нужно уравнять. Чтобы сельское хозяйство начало работать, необходимо перейти на упрощенную систему оформления и выдачи кредитов».

Глядишь, тогда вице-премьеру не пришлось бы удивляться тому, что банки «не видят» направленных на поддержку их прямой деятельности государственных средств.

Владимир Юданов – редактор сайта АККОР