А.А. КОНАШЕНКОВ: СИСТЕМУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НАДО КАРДИНАЛЬНО ИЗМЕНИТЬ

А.А. Конашенков, делегат XXVI съезда АККОР, президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Псковской области «Псковский фермер»

Пусть к возрождению сел и деревень Псковской области лежит через развитие сельскохозяйственного производства на селе. Это могут быть разные формы производства. Наиболее оптимальны для нашей зоны с ее уникальной природой – мелкие и средние сельскохозяйственные предприятия. Наиболее экономически эффективные – крестьянские (фермерские) хозяйства. Личные подсобные хозяйства так же могут быть достаточно эффективными при их определенной специализации и объединении в кооперативы.

Для создания таких хозяйств и привлечения для работы в них в первую очередь молодежи необходимо кардинально перестроить аграрную политику. Что-то создавать из ничего и жить в землянке сейчас никого не заставишь, а сельскохозяйственное производство наряду с желанием требует еще специальных знаний значительных материальных ресурсов на старте и плюс ненормируемый труд круглый год.

Что мы имеем на сегодняшний день для поддержки сельского хозяйства страны:

1. Госпрограмма по начинающим фермерам (около 1,5 млн. рублей на фермера, 10–12 грантов на Псковскую область) не в состоянии дать эффекта для развития товарного хозяйства с нуля. В основном этой программой пользуются владельцы ЛПХ или дети фермеров первой волны. Конечно, эта программа позволяет закрыть небольшие потребности хозяйства, но кардинально решить ничего не может.

2. Программа по семейным фермам (на хозяйство около 4 млн. рублей, 2–4 гранта в год на область). За эти деньги невозможно полноценно развить новое направление. Такая робкая государственная поддержка позволяет поддержать на плаву существующие, созданные ранее крестьянские хозяйства. Новых хозяйств почти не появляется.

3. Несвязанная погектарная поддержка за два года уменьшилась в разы. В этом году она составила в среднем около 200 рублей на 1 га.

4. Субсидируемые ставки по кредитам дают некоторую экономию средств. Только большинство этих денег уходит мегаинвесторам, имеющим возможность брать миллиардные кредиты. По большому счету, мы кормим определенные банки – и в этом суть коррупционной составляющей данного вида субсидий .

 6. Десятки тысяч гектаров сельхозугодий заросли кустами. Мелиорация сейчас недоступна для малых форм хозяйствования. На мелиоративные мероприятия выделяются деньги. Получить их достаточно сложно. Иногда проект работ стоит дороже самих затрат на расчистку.

7. Субсидии на молоко: в некоторых случаях меньше рубля за литр.

8. Субсидии на элитные семена и элитный скот: то есть, то нет, в зависимости от года.

Что необходимо сделать для исправления ситуации:

1. Необходимо, чтобы инвесторами были сами местные жители, которые еще окончательно не спились и желают работать в сельском хозяйстве. Денег у них нет. Поэтому необходимо искать людей, желающих работать и создавать для них предприятия под ключ. Далее схема может быть разной – аренда имущества или что- то другое – а желающие найдутся. Как показала практика грантовой поддержки начинающих фермеров и семейных ферм, желающих получить гранты и работать намного больше, чем выделяется грантов. Только эффективность грантов недостаточная.

Обязательно в эту работу должны включаться районные власти. Схемы должны быть отработаны и прозрачны. В каждой деревне должна быть ферма, а может и несколько, если позволят земельные площади. За те миллиарды, что тратит Псковская область на поддержку мегакомплексов, можно было бы уже открыть сотни таких ферм.

2. Земельный вопрос. Вроде благо, что все работники бывших колхозов и совхозов получили земельные паи. Только к этим паям из орудий труда прилагаются в большинстве случаев только вилы да лопата. Небольшой процент паев оформили жители непосредственно на себя для ведения подсобных хозяйств. А большинство паев продано за бесценок перекупщикам. Перекупщики сами теперь не знают, что с ними делать, и стараются перепродать как можно выгоднее.

У нас в области в настоящее время ведется активная работа по невостребованным земельным долям. Это очень большой земельный ресурс. В основном работа ведется под заказ крупных инвесторов. Этим инвесторам достанутся лучшие земли.

В соответствии с действующей редакцией закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Псковской области» одному собственнику может принадлежать не более 10% сельхозугодий, расположенных на территории одного муниципального района. Законопроект, инициатором которого выступило областное управление сельского хозяйства, предлагает, под благовидным предлогом привлечения в регион инвесторов, «поднять планку» до 70%. Принятие подобного законопроекта приведет к «монополии на землю», что в будущем ограничит возможность граждан заниматься сельским хозяйством. Мы получим хозяев целых районов. Вместо устойчивого слоя небольших хозяйств, на которые во всем мире делается ставка, мы получаем огромных монстров, потребляющих ресурсы целых районов. Ни о каком развитии сельских территорий в таком случае речи не идет. Мы получим подобие рабовладельческого строя плюс уничтоженную экологию.

Необходимо законодательно ограничить размер хозяйств (в зависимости от региона) и поголовье скота, содержащееся на одной ферме. По нашему мнению, 100–150 голов КРС оптимально. В первую очередь необходимо обеспечить землей и помочь создать собственные предприятия местному населению. Необходимо оставить часть земель в резерве именно для развития фермерских хозяйств. Скупленные перекупщиками необрабатываемые земли обложить повышенным налогом.

3. Государственная поддержка. Эту систему необходимо кардинальным образом изменить. Для нашей необъятной страны было бы разумно все виды субсидий, выплачиваемые сельхозтоваропроизводителям государством, объединить в одну, а именно – несвязанную поддержку на 1 гектар.

По нашей Псковской области расходы на сельское хозяйство составили в 2014 году более 2,5 млрд. рублей. Использовалось 200 тыс. га. В среднем получается 12,5 тыс. рублей на гектар. Если бы большинству хозяйств выплатили эти деньги весной, то у нас никаких кредитов на посевную никто бы не брал. Даже в нынешнем году, если бы имели место такие выплаты, вопрос о кредитах бы не стоял. 

Конечно, господдержка на гектар должна рассчитываться в зависимости от региона страны (поправочный коэффициент, учитывающий климат, состояние производства, население и вид деятельности и т.д.)

Это позволит наполнить данный вид поддержки денежным содержанием, сделать ее существенной. Все сельхозтоваропроизводители будут в равных условиях. Сельхозтоваропроизводитель сам будет решать, на что тратить деньги: или на покупку необходимого для сева, или на покрытие процентной ставки, если необходим кредит и т.д. Это заставит и банки конкурировать друг с другом.

У государства появиться возможность влиять на производство отдельных сельскохозяйственных культур, уменьшая или увеличивая погектарную поддержку по той или иной культуре. Существующий на сегодняшний день расчет несвязанной поддержки путем расчета стимулирующей ставки и перевода производимой продукции в зерновые единицы несовершенен (пример: не все хозяйства страхуют посевы, и если урожай пропал из-за стихийного бедствия, то погектарная поддержка уменьшается).

Выделять деньги на несвязанную поддержку необходимо к весенней посевной. Благодаря этому значительно уменьшится зависимость крестьян от банковских кредитов. Появится дополнительный стимул для вовлечения земли в севооборот. Необходимо сохранить целевые программы по развитию малых форм хозяйствования на селе (начинающих фермеров и семейных ферм), может быть добавить и другие программы, но довести их до ума. Чтобы крестьяне, принимающие участие в этих программах, получали готовое производство. Тогда эффект будет более значимым, чем сейчас.

4. Необходимо на всех уровнях власти пересмотреть отношение к развитию села. Руководители всех уровней должны понять, что невозможно развивать сельские территории без развития производства. А именно, без развития его основного каркаса – мелких и средних крестьянских хозяйств. Тогда постепенно будет создаваться сельский уклад, разрушение которого происходило все последнее время.

Сложно это будет сделать и без развития местного самоуправления. У нас в Псковской области произошла оптимизация сельских поселений (волостей), и в большинстве районов осталось по 3–4 волости. Население и раньше не проявляло особой активности, а теперь расстояние до местной власти стало вовсе не докричаться. Денежные доходы волостей урезаны до минимума, и большинство из них влачит жалкое существование.

В дополнение к вышеизложенному – мысли о земле. Кадастровая стоимость земли необоснованно завышена во многих случаях. Жителям деревень за 20–30 соток приусадебного участка приходится платить несколько тысяч рублей налога. Купить землю поселений для строительства местным жителям практически невозможно. Сотка стоит 6–10 тысяч рублей. Дешевле продавать районные власти не имеют право, так как существует оценка земли. Если многодетные семьи у нас имеют право на бесплатное получение земли, то несемейные молодые люди не имеют. Получается, что необходимо детей нарожать не менее трех, только тогда государство позаботится о молодой семье. Необходимо всем жителям деревни, желающим строиться, землю для этого давать бесплатно. Молодым специалистам необходимо бесплатно давать землю для строительства и выплачивать подъемные, которых должно хватить для стройки. Механизм может быть разный, чтобы не было спекуляции землей. Например, запретить продавать данные бесплатно участки в течение 10 лет.

Сейчас из оборота выведены тысячи гектаров бывших сельхозугодий в результате изменения вида использования земли. Созданы сотни организаций, продающих землю под дачное строительство. Налоги в этом случае платятся, как за сельхозземлю. В этом случае необходимо повышения налога на такие земли, что даст существенную прибавку в бюджет.