«СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО»: ПОСЕЯТЬ ДЕНЬГИ

Еженедельник «Совершенно секретно» публикует собственную версию положения дел в российском сельском хозяйстве и перспектив предстоящей посевной.

Посевная-2015 обойдется российским аграриям вдвое дороже прошлогодней

Посевной период по всей России начинается в разное время. Например, в Краснодарском крае и в Крыму подготовка к посевной начинается уже в феврале, в других регионах страны – позже. Согласно прогнозам синоптиков, в 2015 году период весеннего сева ожидается со второй декады апреля. На посевную-2015 аграриям нужно 180 млрд рублей как минимум, 301 мрд рублей как максимум. Первую цифру 19 февраля на заседании комитета по аграрным вопросам Госдумы озвучил бывший министр сельского хозяйства Геннадий Кулик, вторую – директор департамента растениеводства Минсельхоза Пётр Чекмарев. Из них привлеченные средства составят 174 млрд. При пересеве озимых сумма увеличится до 200 млрд рублей. Правительство выделило 35,7 млрд рублей субсидий сельскохозяйственным предприятиям. Исходя из этого депутаты от «Единой России» предложили правительству безвозмездно выделить как минимум 15 млрд рублей именно на проведение весенних полевых работ. В этом году, по подсчетам экспертов, посевная подорожала в полтора раза в рублевом исчислении (на 40–60 млрд рублей). Собственно подорожало все – посадочный материал, в том числе семена, минеральные удобрения, средства защиты от вредителей, запасные части для сельхозтехники и другие материалы. Не выросли только зарплаты людей, занятых на посевной. По данным Росстата, в 2014 году средняя номинальная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве составила около 17 тыс. рублей, и в этом году повышения ожидать не приходится.

Почему дорожает посевная?

Фактор первый – рост курса иностранной валюты. Все расчеты ведутся, исходя из него. Даже отечественные производители рассчитывают свои затраты на производство, руководствуясь только этим финансовым фактором; оправданием считается тот факт, что в любом производстве есть импортные составляющие. Во сколько раз подорожал доллар, во столько раз и затраты выросли. Фактор второй – сельскохозяйственные компании не могут получить необходимые кредиты и массово расторгают договоры лизинга. Кредиты резко удорожали, условия лизинга пересмотрены в сторону увеличения ставок. Серьезным минусом стало и введенное в прошлом году ограничение на экспорт зерна. Зерновой экспорт давал аграриям неплохие средства. Теперь же, если государство не повлияет на ситуацию, вполне вероятно, что к осени сельхозпредприятиям будет просто нечем платить по кредитам. Фактор третий – человеческий. На селе люди как не хотели работать, так и не хотят. Никакой мотивации для возрождения этой отрасли государством не предусмотрено. Работают только энтузиасты и крупные холдинги.

Непростая ситуация с обучением специалистов именно в растениеводстве. Всего несколько институтов готовят специалистов, да и практику они проходят уже только после обучения. В общем, очередей стать агрономом нет. Частный же бизнес, небольшие фермы не могут влиять на такую большую отрасль, чтобы перекрыть запросы всей страны, а уж тем более поднять без помощи государства в целом продовольственную безопасность страны. И предпочитают заниматься другим – выращиванием фруктов, овощей, кур, индеек, свиней, то есть формировать и развивать небольшие хозяйства, которые бы обеспечивали не всю страну, а отдельные части населения.

Чиновники придерживаются сдержанного оптимизма при оценке ситуации. 24 февраля министр сельского хозяйства Николай Фёдоров сообщил, что в целях решения актуальных вопросов в преддверии посевной была создана межведомственная комиссия с участием специалистов из Минсельхоза, Минэнерго, Минпромторга, ФАНО, Росгидромета, а также отраслевых союзов и ассоциаций. По решению коллегии, департамент животноводства совместно с отраслевыми союзами будет осуществлять ценовой мониторинг рынка минеральных удобрений и семян, департамент научно-технологической политики и образования – рынка ГСМ и сельхозтехники. На заседание Фёдоров поручил руководителям региональных органов исполнительной власти своевременно довести до сельхозпроизводителей средства государственной поддержки, а также обеспечить аграриев необходимым сырьем для проведения полевых работ в новом сезоне.

Мнение Михаила Кирсанова, директора департамента занятости населения Министерства труда РФ: «Мы готовы к посевной, закуплены практически все материалы, мы не ожидаем сокращения, увольнений и переходов на неполный рабочий день работников. На сегодня вакансии на посевную составляют около 15 тыс. человек, но работодатели активно занимаются привлечением специалистов. Мы надеемся, что ситуация останется под контролем, и мы все кризисные явления пройдем достаточно успешно».

Для банкиров сельское хозяйство мертво

Одной из веских причин плохого развития отечественного сельского хозяйства, которую называют все руководители агрокомплексов и крестьянских (фермерских) хозяйств, это вопрос кредитования. В секторе АПК это особенно выражено в преддверии посевной. Если в прошлом году представители АПК могли оформить краткосрочный кредит под 12 % годовых, а инвестиционный – под 14–15 %, то брать сельхозкредиты под 25–27 % годовых, как это предлагается в 2015 году, не просто нерационально, а губительно для бизнеса. Эти кредиты почти невозможно отдать. Рентабельность в аграрном производстве не может покрыть такую стоимость кредита. Кроме того, велики риски по этим кредитам – погодные катаклизмы, вспышки болезней и прочее.

Это прекрасно понимает банковский сектор, в этом году и ОАО «Сбербанк России», и ОАО «Россельхозбанк» в феврале резко снизили объемы кредитования агропромышленного комплекса. Кредитов на проведение сезонных полевых работ выдано почти на 30% меньше, чем год назад. И получить их стало труднее. Кроме того, пересматриваются условия по ранее заключенным кредитным договорам. А эти два банка основные источники кредитования для аграриев (их доля 78,5 % общего объема выданных кредитных средств организациям АПК по итогам 2014 года). Есть еще МСП-банк, который выдает кредиты малому и среднему бизнесу, но доля его кредитов незначительна.

Можно отметить увеличение запросов от фермеров и холдингов на товарное кредитование в этом году по сравнению с 2014-м. Как говорит Дмитрий Свирский, заместитель директора по коммерческим вопросам ООО «Асэнд Глобал Маркетинг»: «Нужно понимать, что банки и лизинговые компании не печатают деньги. Банки не влияют на курсы валют. Все, что есть у банков, это активы и пассивы. Чем больше надежных активов и меньше обязательств, тем лучше позиции банка на рынке. Обвал рубля создал ситуацию, при которой активы серьезно обесценились, а ключевая ставка (процент, под который банки могут брать деньги в Центробанке) взлетела до 17%. Скажите, под какой процент банкам теперь следует выдавать кредиты и как много будет желающих вешать на себя такие обязательства? При этом формально регулятор предпринял самые действенные меры в условиях девальвации». Вот тут банковский сектор и вступил в «оппозицию» распоряжениям правительства.

25 февраля, на совещании «о стабильном функционировании отраслей сельского хозяйства» премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что считает эффективной величину ставки по кредитам для аграриев в 5–10 %. Но ответственного за проведение банковских реформ не назначил, а сами банки это предложение не поддержали ни словом, ни делом. А ведь запрошенная депутатами сумма в 15 млрд рублей – это достаточно скромная сумма по сравнению с триллионом, который, согласно антикризисному плану правительства, выделяется на поддержку банковского сектора российской экономики. В целом, выходит, что банкиры – единственные, кого реально поддерживает российское правительство в период кризиса. При этом до сих пор не продумано реальных и эффективных мер для того, чтобы заставить тех же банкиров поддерживать отрасли, отвечающие за промышленное производство и продовольственную безопасность страны.

У ряда экспертов есть опасения, что «закредитованность сельского хозяйства, невозможность перекредитоваться могут привести к тому, что весьма ощутимая часть сельхозпредприятий будет принадлежать банкам. А банки не умеют управлять сельским хозяйством.

Другое дело – субсидии. Их доведение до аграриев контролирует Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз). По словам премьера, российские аграрии уже получили 60 млрд рублей. И будет выделено еще 50 млрд. Финансирование агросектора со стороны государства растет – за два года объем вырос на 13%, однако при условии инфляции этот процент не столь значителен, как может показаться. Глава Минсельхоза Николай Фёдоров доложил на заседании правительства о распределении субсидий по кредитным ставкам в АПК на 2015 год. По его словам, объем поддержки из федерального бюджета по инвестиционным кредитам составит 46,6 млрд рублей, в мясном скотоводстве – 4,6 млрд в животноводстве – 32,6 млрд в том числе 23,1 млрд распределяется между регионами. На растениеводство приходится лишь 9,4 млрд рублей средств субсидиарной госпрограммы. В ближайшее время Минсельхоз завершит работу по распределению федеральных субсидий между субъектами РФ.

Тут, правда, стоит учесть, что региональные власти не всегда четко справляются с задачей распределения средств. Даже министр сельского хозяйства Николай Фёдоров на заседании коллегии Минсельхоза России по вопросу «о подготовке к организованному проведению весенних полевых сельскохозяйственных работ в 2015 году» заметил: «Такое впечатление, что губернаторы, получая деньги на АПК из центра, используют их на что-то другое. Я все время на областных совещаниях рассказываю, какие средства перечислены региону, сколько теперь положено по тому или иному направлению получить, а аграрии удивляются: «Что, правда?». Досталось на этом заседании и банкам. Николай Фёдоров признал, что «отечественные сельхозпроизводители столкнулись с рядом новых трудностей, одна из которых – значительное удорожание банковских кредитов», и считает, что банки живут в нереальном мире и их стоит «приземлить». «Мы вправе требовать доступные кредиты», – подчеркнул он.

Искры позитива?

Есть и позитивные новости касательно предстоящего сельскохозяйственного сезона в России. Первая – отечественные производители минеральных удобрений согласились дать на время посевной скидку российским аграриям в размере 33 % на основное удобрение – аммиачную селитру. Вторая – в этом году аграрии имеют возможность максимально провести сортообновление, сортосмену или пополнить семенной фонд, который хозяйства не смогли сформировать в прошлом году из-за погодных условий. При покупке семян сельскохозяйственных культур элитных репродукций хозяйствам предусмотрена государственная поддержка.

Несмотря на неблагоприятные внешние экономические условия, есть проекты, которые уже находятся в стадии реализации, это строительство крупных агрохолдингов и реконструкция фермерских хозяйств. Сухие цифры означают, что есть возможность увеличить мясомолочный, птицеводческий сектора в следующем году.

Зерно всему голова

В первую очередь всех волнуют зерновые, в России сильно вырос спрос на муку, хлебобулочные изделия и крупы. Зерно также необходимо и в качестве дополнительного корма для скота, мясомолочной промышленности. Мы же отказались от импортных кормов плюс в рамках все той же программы по импортозамещению нужно реализовывать увеличение поголовья скота. К новому урожаю Россия подойдет с минимальными запасами зерна как в интервенционном фонде (1,58 млн тонн), так и в целом по стране.

В нынешнем году площадь сева озимых зерновых культур 16,8 млн гектаров (в 2014-м – 16 млн гектаров). По оценке Министерства сельского хозяйства, в плохом состоянии (изреженные и невзошедшие) находится 21,2 % посевов. Валовой сбор озимого и ярового зерна в 2015 году, по прогнозу аграрного ведомства, составит 85–100 млн тонн. По итогам 2014 года российские хлеборобы собрали 103,8 млн тонн зерна.

В этом году эксперты сходятся, что рынок семян сузится. При закупках семян под урожай 2015 года основное беспокойство вызывает состояние озимых, поскольку всходы во многих хозяйствах были весьма неудовлетворительны. Не покупаются высокотехнологичные семена, может быть, из-за цены, может быть, из-за недостаточной опробированности. В связи с этим наиболее востребованными окажутся семена яровых культур: яровые зерновые, зернобобовые, кукуруза, подсолнечник и крупяные культуры. Здесь есть разные сорта и гибриды отечественных производителей, в частности из Ростова и Краснодара.

В связи с резким снижением курса рубля с конца 2014 года в России начали расти в том числе цены на зерно, и для стабилизации ситуации на этом рынке правительство ввело экспортные пошлины на вывоз пшеницы в размере 15 % плюс 7,5 евро, но не менее 35 евро за 1 тонну, которые начали действовать с 1 февраля. Результатом этого стало многократное сокращение объемов продаж зерна на внутреннем рынке по итогам первых недель февраля. Зернопроизводители не стремятся продавать свой товар по заниженным, по их мнению, ценам, предпочитая пока его придерживать.

Когда задаешь вопросы экспертам: «У нас нет отечественных семян?», «Нет отечественной техники?», «Что произошло с отраслью, ведь все было?», постоянно слышишь в ответ: «вы задаете правильные вопросы, но ответить на них невозможно». Есть мнение, что в прошлом году было выгоднее закупать под посевную семена, скажем, в Голландии, так как исключались затраты на строительство зернохранилищ со всеми вытекающими, затраты на электроэнергию в зимний период, и никто не успел перестроиться из аргариев. Есть мнение, что необходимо создавать систему распределения на государственном уровне. Но все сходятся в том, что «на решение данной задачи нужны не годы – десятилетия».

Что касается техники, то в России ее недостаточно. На посевной зерновых не хватает техники, причем, если считать по количеству тракторов и комбайнов и по их суммарной мощности.

Картофельная трагедия

Большинство больших хозяйств просто не готовы к посевной картофеля. Откладывали покупку сортовых семян до последнего, выбирали из зарубежных поставщиков… Российских устойчиво используемых сортов мало. Есть селекционные станции и лаборатории, которые экспериментируют и выдают на российский рынок отечественные семена, но их не хватает. И вообще быстро замену не произведешь: для того, чтобы полностью заместить иностранные семена, потребуется от 10 до 15 лет. Есть хозяйства, кто высаживает продовольственный картофель – тот, который остался с зимнего хранения. 

Но это не лучший сорт. Около 95 % высаживаемых сортовых семян картофеля, особенно в крупных агрокомпаниях – импортные. Большая часть семян картофеля закупается в Германии, Нидерландах и Голландии. Средняя цена семенного картофеля 1,3 евроцента за килограмм. Процесс организован так: семенной материал закупается российскими фирмами, которые при ввозе в страну семян с иностранной лицензией должны лицензировать их по российской системе. Лицензирование на сегодняшний день прошли не все. Успеют ли компании получить лицензии до мая – вопрос открытый.

Урожай зависит не только от посадочного материала, а еще и от того, смогут ли аграрии подкормить почвы и посадки, хватит ли техники на полях, с какой степенью защиты будут обработаны посадки от вредителей и болезней. Средства защиты от вредителей растений (колорадского жука, проволочника, тли и др.) тоже закупаются за рубежом, в Бельгии или Голландии. С ними проще – лицензия не нужна. Но дотации на них не предусмотрены, цена на них существенно подскочила – значит, хозяйства будут сокращать объемы высадки.

Что касается знаменитых антикризисных дотаций на сельское хозяйство, многие хозяйства на них еще даже не подавали заявок. Парадокс заключается в следующем: чтобы получить обещанную дотацию 10 тыс. рублей за 1 гектар сортового картофеля, нужно показать затраты на него сейчас, и тогда хозяйству обещают выплатить 70% затрат на семена.

Ростов, Ставрополь – традиционно растениеводческие регионы, они уже приступили к подкормке озимых. Если кто закупил ГСМ, удобрения, семена по старым ценам – ему хорошо, кто нет – сейчас берет кредиты… в расчете, что государство поможет. Посевная, можно сказать, уже в действии. Если и будет обострение ситуации с зерном, то только в 2016 году.

Возможно, будут проблемы с количеством зерна. Это может произойти из-за того, что люди, как правило, брали/закупали технику после январских праздников, а в этом году именно тогда и произошла девальвация курса рубля, приходится тратить вдвое больше запланированного, люди будут сокращать расходы по возможности, в том числе будут экономить на удобрениях.

 Хотя в России сейчас сложилась странная ситуация – полного подорожания всего еще полностью не произошло. Поэтому пока держимся. В 2015 году с урожаем все будет более-менее спокойно, задел сделан еще осенью. Все уже начали полевые работы, и останавливаться уже никто не будет. Если не будет войны, мора или иных катаклизмов, то в этом году все сложится, как обычно. Конечно, конечный потребитель увидит в магазинах большую цену, чем в 2014 году. Но это уже вопрос к продавцам…

Пока не будет четкой государственной политики в отношении сельского хозяйства, в рамках которой оно будет стратегическим объектом, таким же, как военные базы; пока не будет грамотно организован гарантированный сбыт сельхозпродукции от хозяйств – ничего не изменится. Никакие дотации не помогут. Сельское хозяйство – ключевая область, в которой государство должно иметь большое влияние!

 СПРАВКА

 Согласно документу Минсельхоза, по состоянию на 10 февраля объем выданных кредитов на проведение сезонных полевых работ составил 8,2 млрд рублей, что на 28,3 % ниже уровня аналогичного периода прошлого года. Россельхозбанк выдал кредитов на сумму 6,96 млрд рублей, что на 24,1 % меньше, чем за тот же период 2014 года. При этом у Сбербанка России снижение объемов еще более велико: банк выдал кредитов на сезонные полевые работы на 1,24 млрд рублей, что на 45,1 % меньше по сравнению с прошлым годом. Кроме того, аграриям Сбербанк фактически выдал краткосрочных кредитов на общую сумму 9,32 млрд рублей, что на 52 % меньше, чем за тот же период прошлого года. Инвестиционных кредитов выдано на 3,7 % меньше – 4,17 млрд рублей.

Анна Астахова – «Совершенно секретно»