ТАТАРСТАН: БАНКИ «ТЯНУТ БОДЯГУ», СРЫВАЯ ПОСЕВНУЮ И ПЛАНЫ ПО ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ

Мы продолжаем мониторинг ситуации с кредитованием крестьянских хозяйств в регионах. Как обстоят дела в Татарстане, где посевная из-за нежданно теплой погоды вот-вот должна начаться?

Даже приехав в Москву, на заседание президиума Совета АККОР, председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана К.М. Байтемиров продолжает звонить руководителям республиканского отделения Россельхозбанка. Но в ответ – молчание.

«Они уже не отвечают на мои звонки. Секретарям дали команду: с фермерской ассоциацией не соединять, – возмущается Камияр Мижагитович. – Банки кредитуют крестьянские хозяйства из рук вон плохо, хоть есть прямые обращения со стороны президента республики, министра сельского хозяйства, чтобы фермеров обеспечивали финансовыми ресурсами в необходимом объеме».

В республике – более 6 тыс. фермерских хозяйств. Только 170 сумели подать заявки на кредиты. А получили их всего 53 хозяйства.

Страдают не только растениеводческие хозяйства, озабоченные близким севом. Известный кооператив «Индейка» (председатель – И.Н. Мадьяров), крупнейший производитель с 50 тысячами голов птицы просит кредит, чтобы закупить за рубежом инкубационные яйца. Два месяца рассматривается запрос, тормозятся серьезные планы импортозамещения!

Какие же резоны, какие формальные причины приводят финансисты, отказывая крестьянам? А никаких! Просто, как в народе говорят, «тянут бодягу»: принимают заявку, месяц рассматривают, потом заявляют: нет таких-то документов. Фермер их собирает, доносит – и начинается новое ожидание. И так снова и снова… В конце концов фермеру остается только плюнуть, занять деньжат, где придется, или своими средствами обойтись – и начинать сеять.

«Ведь в чем главная беда? Многие главы хозяйств в таких условиях решают: ладно, удобрений поменьше положим, семенами обойдемся, какие есть. То есть, происходит сжимание возможностей, производство не развивается. А разве этого добивалось государство, направляя огромные средства на докапитализацию банков, субсидирующих АПК, и напрямую оплачивая значительную часть процентной ставки? У государства, кажется, были совсем иные планы – импортозамещение, развитие АПК», – недоумевает Камияр Мижагитович.

Отталкивают крестьян от кредитования и условия получения субсидий, не претерпевшие изменений в новых реалиях. «Приняты правильные решения: краткосрочные кредиты будут субсидироваться в республике на 17,6%. То есть на долю фермера останется около 8%. Это нормально. Но ведь получит он компенсацию через полгода в лучшем случае! – возмущается лидер республиканской ассоциации. – Машина государственного субсидирования буксует. Разрыв между обязательной оплатой процентов и их компенсацией слишком большой. Фермеру платить 23–25% каждый месяц – даже не накладно, а просто невозможно. Если субсидии будут задерживать каждый квартал, получится, что заемщик оплатит весь кредит!»

К.М. Байтемиров размышляет: «В сводной смете российского Минсельхоза доля средств на субсидирование кредитов составляет более 70% всей господдержки. Но когда возмещения надо ждать 3–6 месяцев, это не поддержка, а разорение.

Понятно стремление государства поддержать банковскую систему. Но тогда не надо засчитывать средства, потраченные на то, чтобы удержать на плаву Россельхозбанк и сбербанк, в государственную поддержку сельскому хозяйству. Зачем лукавить? Путь идет, как поддержка банкам.

Может быть, надо развивать другое направление – сельскохозяйственные кредитные кооперативы? На заре возрождения фермерства в России они показали свою эффективность и прекрасно доводили государственные средства до хозяйств. В других странах кредитная кооперация прекрасно работает, обеспечивая прозрачное финансирование крестьян, а кое-где составляя основу финансовой системы государства».

Чем же объясняется нежелание банков кредитовать фермерский сектор? Камияр Мижагитович уверен: «Банки дуют на воду, обжегшись на молоке. Мы давно предупреждали насчет агро-холдингов: именно у них огромный процент невозврата кредитов, именно их задолженности тянут вниз сельский финансовый рынок. Сейчас, в связи с нестабильностью рубля, общей слабостью финансового сектора, средств стало меньше. И банки отказывают малым хозяйствам, чтобы в эти ужавшиеся лимиты запустить крупные холдинги. Хотя именно малый бизнес в Татарстане дает 50% сельскохозяйственной продукции. Надо менять пропорции распределения кредитных ресурсов – и банкиров надо заставить это делать. Для их же, в конечном счете, пользы», – убежден глава фермерского союза республики.

Фото: председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана К.М. Байтемиров

Владимир Юданов – редактор сайта АККОР