УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: ЗА КРЕДИТАМИ – ТОЛЬКО В ЦЕНТР!

Мы продолжаем мониторить ситуацию с кредитованием весенне-полевых работ в регионах страны (см., в частности, здесь, здесь и здесь).

За два дня до съезда НП «Ассоциация фермеров Ульяновской области» ее председатель В.Ф. Варганов уже знает, какой вопрос на нем будет самым острым: кредиты на посевную. Ульяновские банкиры все никак не могут решиться на обеспечение кредитными ресурсами весенне-полевых работ, в то время как они начались в ряде районов существенно раньше среднемноголетних сроков.

«Областное отделение «Россельхозбанка» фактически прекратило кредитование фермерских хозяйств. Заявки были приняты только у шести К(Ф)Х, причем полной уверенности в получении ими денег не было до самого последнего момента.

Нам уже открытым текстом говорят: общайтесь в Москву, мы здесь ничего не можем – решение принимают только на кредитном комитете в центре. В результате объем кредитования на данный момент едва дотягивает до 70 млн рублей, тогда как в минувшем году на сегодняшнюю дату было выдано 270 млн», – говорит Вячеслав Федорович.

Такова ситуация в родном «Россельхозбанке», который установил для фермеров ставку в 24–25%. Сбербанк, который работает не в пример оперативнее, предлагает 20–22%. Тоже накладно, но тут принципиальный вопрос: почему РСХБ, созданный государством для удовлетворения нужд крестьян и получающий регулярно средства из бюджета на свою докапитализацию, им отказывает?

«Субсидирование ставок у нас в области составляет, с учетом региональных средств, 15,88%. Даже 10 несубсидируемых процентов – для крестьянина накладно. Так ведь, по прошлому опыту, ожидать этой компенсации надо не ранее, чем через полгода», – констатирует В.Ф. Варганов.

«Уже сейчас можно сказать, чем все это обернется: снижением плодородия почвы, падением урожайности. Мало кто запасся удобрениями и средствами химической защиты загодя, и большинство хозяйств не смогут себе позволить заметно подорожавшую сельхозхимию. О скидках на удобрения мы только слышали – а в реальности их нет. Существенно поднялись в цене семена, особенно сахарной свёклы и подсолнечника, запасные части, горюче-смазочные материалы. Все это не может не отразиться на стоимости посевных работ», – полагает лидер ульяновских фермеров.

На этом печальном фоне наблюдается снижение объемов господдержки фермерам по ряду программ. Если на программу «Начинающий фермер» в прошлом году было выделено 25,2 млн рублей, то в два раза меньше – 12,5 млн. На программу «Развитие семейных ферм» в прошлом году поступило 11,2 млн рублей, в 2015 году – 7,7 млн. Только сегодня комиссия объявила конкурс, а желающих уже более 60 человек. В регионе конкурс достигает два-три заявителя на один грант, а в иных случаях и больше.

Эффективность обеих программ успешно доказана тремя годами их реализации. Созданы 110 новых фермерских хозяйств, 15 современных животноводческих ферм. Больше половины их владельцев – люди моложе 35 лет. В рамках программ фермерами региона было получено за три года более 220 млн рублей.

Большинство новых фермерских хозяйств состоялось. Растет на селе прослойка динамичных, современно мыслящих и эффективно работающих молодых людей. Некоторые из них уже избраны депутатами местных органов власти, сельскими старостами.

Так, Павел Плаксин-младший работает сельским старостой, по примеру отца успешно выращивает быков-герефордов. В министерстве сельского хозяйства России им получен сертификат на племенной репродуктор. Шавкет Гафуров на грант по программе «Развитие семейных ферм» создал не только многопрофильную ферму, где выращивает 50 голов крупнорогатого скота, 65 овец, 40 свиней. Также недавно он открыл в рабочем поселке Новоспасское фермерский магазин.

Отдельные виды продукции, конкретно, индюков и кроликов, производят только молодые фермеры. Среди них Константин Ротарь, Михаил Жуков, Стас Санкеев, Настя Хуртина.

Многие из них планировали развиваться с привлечением заемных средств. Похоже, на этих планах придется ставить крест?

Владимир Юданов – редактор сайта АККОР