СЕЛЬСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО И РЕНТАБЕЛЬНОГО МАЛОГО АГРОБИЗНЕСА

Сегодня в Общественной палате РФ состоялись слушания «Правовое обеспечение развития консультативной помощи сельскохозяйственных производителей и сельского населения».

Открывая слушания, председатель Комиссии ОП РФ по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий Е.Ю. Уваркина подчеркнула, что тема консультирования особенно актуальна для фермеров, малого сельского бизнеса в целом: «Крупные сельхозпредприятия имеют в своей структуре специалистов — юристов, технологов, — а вот у представителей малого бизнеса этого нет».

Директор филиала ФГБОУ ДПО «Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК» В.Г. Савенко сообщил, что российский АПК ежегодно недополучает 200–250 млрд рублей из-за технологического отставания, отсутствия действенных механизмов внедрения инноваций. В то время как российская сельскохозяйственная наука имеет в своем «арсенале» не менее 200 тыс. единиц инновационных продуктов, осваивается из них в лучшем случае половина.

«Органы управления АПК, наука, сельскохозяйственные организации существуют сами по себе, нет координации действий по продвижению новых технологий и научных знаний», – отметил докладчик. Минсельхоз РФ так и не стал заказчиком новейших разработок, а научные организации формируют портфель заказов «под себя», не учитывая запросов отрасли.

В то же время, в стране действуют 568 центров сельскохозяйственного консультирования, 2700 агроконсультантов работают на постоянной основе. Эта могучая, но не всегда эффективная система могла бы стать проводником научных знаний и новых технологий, осуществляющим трансферт инноваций до главного их потребителя – сельхозтоваропроизводителя. Так обстоит дело в Дании, где именно система сельских консультационных центров представляют собой общепризнанный внедренческий механизм, обеспечивающий высокую эффективность и конкурентоспособность небольших сельских хозяйств, являющихся основой местного АПК.

С этой идеей согласились практически все участники дискуссии. В то же время, отметила заместитель исполнительного директора АККОР О.В. Башмачникова, совершенствуя государственную систему сельскохозяйственного консультирования, не следует забывать о повседневных запросах основного потребителя консультационных услуг: фермера, владельца ЛПХ.

«Наиболее востребована малыми формами хозяйствования юридическая, технологическая, техническая помощь, нужны консультации по экономике, помощь при подготовке бизнес-планов, документов на различные виды государственной поддержки. Налоги, семейное законодательство, защита от административных барьеров – вот какие консультации прежде всего нужны фермерам и владельцам ЛПХ», – уверена О.В. Башмачникова.

«Современная система сельского консультирования должна учитывать эти запросы малого агробизнеса, и при организации такой системы надо опираться на фермерские ассоциации, объединения владельцев личных подворий, систему потребительской кооперации, объединяющую фермеров и лпх. Именно здесь выстраивается заказ на информационную услугу, формируется доверие к специалистам-консультантам», – заявила зам. директора АККОР.

Она рассказала об опыте Краснодарского края, где районные фермерские ассоциации взяли на себя «повседневную» часть консультирования и работают в тесном контакте с государственными СКЦ, осуществляющими функции по внедрению достижений аграрной науки. При этом в органах фермерского самоуправления и в государственных службах работают зачастую одни и те же люди, расположены они обычно «дверь в дверь». Это удобно и в бытовом плане, и способствует доверительному отношению крестьянина к получаемой информационной поддержке.

Председатель Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов и других малых производителей сельхозпродукции Ростовской области А.М. Родин напомнил о российском опыте становления системы сельхозконсультирования. Сформированная при участии великого реформатора П.А. Столыпина, она получила дальнейшее развитие в трудах А.В. Чаянова и, несмотря на различного рода политические потрясения, существовала до начала 1930-х годов. По мнению А.М. Родина, только консультационные службы на базе фермерских общественных организаций смогут дойти до каждого сельского товаропроизводителя, станут основой для создания системы саморегулируемых организаций в АПК, смогут осуществлять функции третейских судов, как того требует современное законодательство.

В ходе слушаний были представлены яркие примеры эффективной деятельности структур агроконсультирования – в частности, в Чувашии и Мордовии. Обсуждались существующие и планируемые интернет-проекты, действенность которых могла быть значительно выше, если бы они координировались единым центром.

Генеральный директор Агентства продвижения инновации И.Л. Прудников говорил о необходимости создания интернет-портала, который объединит разрозненные сайты производителей техники, семян, удобрений, консультационных центров, органов управления АПК в единое информационное поле.

В ходе слушаний обсуждались поправки в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» в части информационно-консультационной поддержки сельхозпроизводителей и сельского населения связи. Участники слушаний считают, что это не только укрепит статус и финансовое положение системы консультирования, но и позволит создать стройную единую правовую базу развития отрасли.

По итогам мероприятия будет составлена резолюция. В числе ее пунктов – предложение о создании рабочей группы из представителей Минсельхоза и Комиссии ОП РФ по вопросам АПК и разработке «дорожной карты» для развития информативно-консультационной сети.

Владимир Юданов – редактора сайта АККОР