Как мы уже сообщали, заместитель генерального директора АККОР О.В. Башмачникова выступила на слушаниях в общественной палате РФ на тему: «Правовое обеспечение развития консультативной помощи сельскохозяйственных производителей и сельского населения». Приводим полностью ее выступление:
– Как показывает практика, в информационно-консультационном обслуживании в первую очередь нуждаются малые формы хозяйствования, которые производят более половины валовой продукции АПК. В то же время, небольшие фермерские хозяйства, крестьянские подворья не могу позволить себе содержать высококвалифицированных специалистов. В результате именно эта категория хозяйств, по сути, лишена возможности получить качественные консультации, и низкий уровень их информированности сдерживает развитие сельскохозяйственного производства.
А от профессиональных консультаций зависит, как будет развиваться тот или иное хозяйство, перейдет ли оно из ЛПХ в К(Ф)Х, а из микропредприятия в малое.
На основе многолетней практики деятельности консультационных служб в развитых странах с фермерским типом сельского хозяйства, установлено, что только 2,5–3% фермеров способны самостоятельно развивать высокоэффективное хозяйство, остальные в той или иной степени нуждаются в консультационной помощи.
Сельскими предпринимателями востребованы консультации, позволяющие улучшить их доступ к господдержке, кредитам, сбыту продукции, решить земельные вопросы, создать кооперативную инфраструктуру. Речь идет о консультациях технологических, инновационных, правовых, бухгалтерских и экономических.
В развитых странах консультационная помощь считается самым эффективным видом поддержки фермерским хозяйствам и на эти цели выделяется до 10 % от общего объема поддержки. При этом услуги могут оказываться бесплатно (муниципальными службами и сельскохозяйственными палатами) или на платной основе, но тогда существует субсидирование стоимости данного вида услуг.
К сожалению, в Государственной программе развития сельского хозяйства данные средства не предусмотрены. Ресурсы на развитие системы сельскохозяйственного консультирования, конечно, должны выделяться. Однако, здесь следует помнить о том, что зачастую интересы малых форм хозяйствования учитываются при обосновании их потребности в кредитовании, выстраивании сбытовых каналов, развитии оптово-распределительных центров и т.д. Когда же речь доходит до финансирования, срабатывают другие, более удобные приоритеты.
Для того, чтобы выстроить систему информационно-консультационного обслуживания, необходимо, чтобы существующие институты консультирования с государственной поддержкой были заинтересованы в оказании консультаций малым формам хозяйствования или даже были обязаны это делать. Данные положения должны быть учтены в федеральном законе.
Как и в развитых странах, консультационная служба должна быть не одна. Развитие конкуренции и альтернативных институтов консультирования будет способствовать оказанию более качественных услуг на доступных финансовых условиях.
Система консультирования сегодня представлена следующими службами:
1) Аграрные вузы и научные учреждения
2) Информационно-консультационные центры, созданные на базе Министерства сельского хозяйства, в том числе в рамках частно-государственного партнерства (сотрудничество ИКЦ и АККОР)
3) Консультационное обслуживание, осуществляемое в рамках региональных организаций фермерского самоуправления и кооперативного движения
4) Частный малый бизнес, функционирующий по типу аудиторских и юридических компаний
5) Консультирование, осуществляемое бизнес-структурами на рынке сельского хозяйства (семена, удобрения, сельхозтехника и т.д.)
Эти институты будут эффективны при максимальном сближении с малыми сельхозтоварпроивзодителями через организации фермерского самоуправления и сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
Предлагается развивать систему консультирования с господдержкой на базе имеющихся в 67 регионах центрах сельскохозяйственного консультирования при сотрудничестве с АККОР. Целесообразно подписание соглашений о сотрудничестве.
АККОР поддерживает необходимость внесения изменений в Федеральный закон «О сельском хозяйстве», которые позволят определить статус системы сельскохозяйственного консультирования, а также права фермера на получение консультационной помощи.