МАЛЫЙ БИЗНЕС ОБЕСПЕЧИТ БОЛЬШОЙ РОСТ МОЛОЧНОЙ ИНДУСТРИИ

Вчера состоялось экспертное совещание по вопросам развития молочной отрасли в рамках рабочей группы «Честная и эффективная экономика» Общероссийского народного фронта. На совещании выступила заместитель исполнительного директора АККОР О.В. Башмачникова.

Она сделала акцент на необходимость создания условий для развития малого бизнеса в молочной индустрии, как сектора, имеющего наиболее высокие темпы роста и потенциал увеличения поголовья и объемов производства молока. Основными приоритетами государства в развитии молочной отрасли должны стать развитие семейных животноводческих ферм и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, объединяющих фермеров, а также личные подсобные хозяйства.

Ольга Владимировна озвучила предложения АККОР по стимулированию увеличения поголовья и производства молока субъектами малого предпринимательства.

В сфере государственного стимулирования увеличения поголовья и производства молока субъектами малого предпринимательства:

1. Предусмотреть участие общественных организаций в оценке эффективности мероприятий Госпрограммы, связанных с развитием молочной отрасли, и выработке предложений по мерам государственного регулирования молочной отрасли с учетом оценки рентабельности инвестиций различных субъектов сельскохозяйственного предпринимательства – держателей поголовья.

2. Предусмотреть мероприятия по совершенствованию статистического наблюдения в сфере производства, переработки и реализации молочной продукции, связанные с оценкой эффективности и рентабельности молочных ферм, созданных на базе К(Ф)Х.

3. Отдавать приоритет при отборе инвестиционных проектов для включения в программу субсидирования процентных ставок и субсидирования части инвестиционных затрат проектам с меньшим сроком окупаемости (не 15 лет, а 8-10), руководствуясь критериями эффективности и окупаемости вне зависимости от масштаба. Вести реестр поступивших на комиссию заявок. Включить представителей общественных организаций, представляющих различные типы субъектов предпринимательства, в комиссии по отбору инвестпроектов.

4. Обеспечить увеличение средств, выделяемых на реализацию ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм» в связи с ее высокой эффективностью, а также высокого потенциала фермерского сектора, который за 5 лет увеличил поголовье в два раза. В программе необходимо предусмотреть возможность установки перерабатывающего оборудования.

 5. Организовать государственные интервенционные закупки молока в период роста объемов молока и снижения закупочных цен в целях поддержания цены и обеспечения рынков сбыта. 

Стимулирование производства молока малыми формами хозяйствования за счет развития кооперации:

1. Признать развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации, способствующей сбору, переработке и реализации молока, поставляемого от малых ферм и личных подсобных хозяйств, как имеющих 60% поголовья и производящих 53% молока, государственной стратегией развития.

2. Организовать в регионах консультационную и информационную помощь в создании сельскохозяйственных потребительских кооперативов по сбору и переработке молока с участием региональных администраций, муниципальных администраций, региональных ИКЦ, организаций фермерского самоуправления, региональных департаментов АПК. Предусмотреть создание демонстрационных площадок.

3. Предусмотреть в программе поддержки инвестиционных проектов в молочном животноводстве более льготные условия для сельскохозяйственных потребительских кооперативов, занимающихся сбором молока, его переработкой и реализацией в части увеличения доли субсидирования инвестиционных затрат до 50%.

4. Распространить субсидирования на литр молока на сельских предпринимателей, ЛПХ, реализующих молоко или продукцию его переработки через сельскохозяйственные потребительские кооперативы, членами которых они являются.

 5. Принять ВЦП «Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов», значительно увеличив средства на реализацию данной программы (с 400 млн. рублей, заложенных в Госпрограмме, до 5–10 млрд. рублей).

6. Усовершенствовать механизм исчисления Единого сельхозналога в части учета сумм НДС для потребителя сельхозпродукции: распространить особый порядок определения налоговой базы по НДС, предусмотренный в пункте 5.1 статьи 154 НК для физических лиц, и на сельхозтоваропроизводителей.

Меры, улучшающие доступ к рынкам сбыта малых сельхозтоваропроизводителей и ЛПХ:

1. Предусмотреть в рамках действующего федерального и регионального законодательства возможность поставлять молоко и продукцию его переработки малыми сельхозтоваропроизводителями и их кооперативными объединениями в государственные и социальные учреждения без проведения торгов (госзакупки).

2. Продолжить развивать формат региональных ярмарок выходного дня на льготных условиях (в том числе по предоставлению холодильного оборудования) для малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

3. Создать условия для развития магазинов шаговой доступности, установки нестационарных торговых объектов, владельцами которых могут быть малые сельхозтоваропроизводители и их кооперативные объединения за счет упрощения процедуры «попадания» в список нестационарных торговых объектов и выделения площадок для таких магазинов на безтендерной основе.