АККОР И ОНФ ПРЕДЛАГАЮТ ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ДОСТУПА КРЕСТЬЯН К КРЕДИТНЫМ РЕСУРСАМ

Сегодня в рамках рабочей группы Общероссийского народного фронта «Честная и эффективная экономика» состоялось экспертное совещание по вопросам доступности кредитных ресурсов для отечественного сельхозпроизводителя и страхования рисков в аграрном производстве.

От АККОР в совещании участвовали: председатель Совета Ассоциации В.В. Телегин, заместитель исполнительного директора О.В. Башмачникова, член президиума Совета АККОР, глава К(Ф)Х «Третьяковых» (Липецкая область) Е.И. Третьяков, генеральный директор Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Тульской области В.В. Андриянов, председатель Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Ханты-Мансийского автономного округа – Югра «АККО» А.В. Беккер, глава К(Ф)Х «Омела» (Тульская область) Л.А. Губарь и член того же К(Ф)Х Н.Н Губарь. В режиме видео-конференции в обсуждении приняли участие председатель НП «Крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подворий Удмуртской Республики» М.В. Лебедев, председатель Союза сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Башкортостан З.И. Саетгалиев, исполнительный директор НП «Союз фермеров и личных подсобных хозяйств Тверской области» Н.В. Сыряева.

Главной темой обсуждения стало снижение объемов кредитования, недоступность кредитов для фермеров и малого агробизнеса.

Представители АККОР выступили со следующими предложениями: 

Улучшение доступа сельхозтоваропроизводителей к кредитным ресурсам

1. Стимулировать банки работать с малым агробизнесом за счет целевого дешевого фондирования коммерческих банков со стороны ЦБ под гарантию Агентства кредитных гарантий (АКГ).

- Ускорить подписания соглашения коммерческих банков с ЦБ РФ и с АКГ.

- Установить простое администрирование, удобное для банков, чтобы избежать бюрократических барьеров в реализации данного продукта.

2. Включить малый бизнес в программу финансирование инвестиционных проектов с субсидированием процентной ставки и части инвестиционных затрат.

В настоящее время на сайте МСХ РФ размещен проект порядка финансирования инвестиционных проектов, который предусматривает критерии:

1) минимум 400 голов поголовье по молочному животноводству

2) минимум 30 000 тонн – хранение по проекту оптово-распределительных центров

3) минимум 500 тонн – хранение плодовоовощной продукции.

Все это нарушает равные возможности доступа к средствам господдержки, поскольку не предусматривает участие в программе по субсидированию процентной ставки и части инвестиционных затрат тех субъектов, кто предлагает проекты, меньшие по масштабу.

3. Распространить на участников программы «Поддержка начинающих фермеров» и «Развитие семейные животноводческих ферм» субсидирование процентной ставки, поскольку программа предусматривает использование 40% собственных средств, из которых 30%, как правило, составляет кредит банка. Кредит под 28% годовых на развитие фермы не позволяет реализовать рентабельный проект.

4. Обязать коммерческие банки кредитовать участников программы «Поддержка начинающих фермеров» и «Развитие семейные животноводческих ферм», прошедших конкурсный отбор. Это тем более очевидно, поскольку представители банков, как правило, участвуют в конкурсных комиссиях в регионах.

5. Установить в коммерческих банках, вовлеченных в кредитование АПК, квоту на финансирование проектов малого бизнеса. Обязать банки вести реестр поступивших заявок на краткосрочное и инвестиционное кредитование.

6. Развивать альтернативные финансовые инструменты и финансовые институты, задействованные в финансировании АПК, причем отдельно для крупного и среднего бизнеса, отдельно для малого агробизнеса. С этой целью предполагается создание фондов поддержки АПК, которые имеют меньшие проблемы в администрировании и регулировании со стороны ЦБ РФ. Предусмотреть низкую процентную ставку – 2–4% годовых – на выдаваемые фондами займы.

7. Развивать центры аграрного микрофинансирования – сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы. Не допустить введения со стороны ЦБ РФ жесткого регулирования деятельности кооперативов, приближенного к банковской системе, поскольку это выведет кредитую кооперацию с аграрного рынка. Большинство кооперативов просто не смогут вести такой учет и выполнять такие требования.

8. Изменить процедуру администрирования выдачи кредитов. Ввести стандарты по срокам рассмотрения заявок, срокам кредитования, уровню дисконтов при оценке залога и т.д.

9. Ускорить принятие законопроекта, предусматривающего введение прямого субсидирования процентной ставки.

10. Усовершенствовать механизм работы с проблемной задолженностью банков. Создать Агентство по управлению плохими долгами. Решать вопрос в 2 этапа:

I. Оценка задолженности на предмет возможности эффективной реструктуризации с точки зрения сохранения сельскохозяйственного производства

II. Предоставление АКГ кредитных гарантий банкам по плохим долгам. Это позволит вывести средства банкОВ из-под резервирования. Реализация гарантии должна быть также реструктуризирована во времени.

Совершенствование механизма агрострахования

1) Вернуться к страхованию недобора урожая.

2) Проводить предварительную правовую экспертизу, защищающую сельхозтоваропроизводителя – страхователя на предмет недобросовестного договора страхования. Экспертиза МСХ или агроэкспертов или центра сельхозконсультирования.

3) Введение законодательного обязательства первоначального рассмотрения споров в третейском суде. Третейский суд должен стать обязательным инструментом досудебного урегулирования споров. Он должен состоять из представителя общественной организации, в которую входит страховщик, представителя общественной организации, в которую входит сельхозтоваропроизводитель.

4) Создать государственную перестраховочную компанию. Цель данной компании – повысить долю выплачиваемых обязательств по страхованию со стороны страховых компаний при наступлении страхового случая.