ПРОВЕРКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ УМЕНЬШАТСЯ

На радость сельхозпроизводителей, изнуренных постоянными проверками надзирающих органов, 13 июля т.г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон №246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Изменения вводят в действие с 1.01.2018 г., не так давно разработанный Министерством экономического развития России «риск-ориентированный подход» проведения проверок.

Рассмотрим ниже, что из себя представляет такой подход.

Риск-ориентированный подход к проведению проверок государственными и муниципальными надзорными органами – это метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности субъектов предпринимательской деятельности и (или) используемыми ими производственными объектами к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Указанные категории риска будут устанавливаться Правительством РФ с учетом тяжести потенциальных негативных последствий при несоблюдении определенных требований.

В основном, преимущество риск-ориентированного подхода выражается в следующем:

- переориентация контрольно-надзорной деятельности на объекты повышенного риска

- отсутствие плановых проверок для объектов низкого риска и сокращение частоты проверок для добросовестных подконтрольных субъектов

- общее сокращение избыточных административных издержек (издержки перераспределяются пропорционально опасности деятельности и добросовестности субъектов)

- повышение результативности контрольно-надзорной деятельности, выражающиеся в улучшении общественно- значимых показателей (снижение смертности, числа пожаров, количества катастроф и т.д.)

- повышение эффективности использования материальных, финансовых и человеческих ресурсов

- общее снижение числа проверок при одновременном улучшении общего состояния в сфере государственного контроля (надзора).

Другими словами, контрольно-надзорная деятельность в отношении субъектов предпринимательской деятельности может быть сокращена, а в ряде случаев и исключена (т.е. проверка не будет проводиться) при осуществлении предпринимательской деятельности низкого класса опасности (тяжести потенциальных негативных последствий) надлежащим образом (своевременная отчетность, принятие защитных мер и т.д.) и при отсутствии нарушений в такой деятельности.

Причем еще одним положительным моментом является то, что по заявлению субъекта предпринимательской деятельность, примененный к нему класс опасности может быть снижен (при соблюдении определенных условий).

Также на период 2016-2018 годов не будут проводиться плановые проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства.

Такие изменения в политике проведения проверок контрольно-надзорными органами должны и надеемся будут способствовать качественному улучшению деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Струков Николай Юрисконсульт АККОР